Синагоги
Синагоги Греческое слово «синагоге» первоначально обозначало
1. собрание людей; так, например, этим словом названо собрание христиан в послан. Иакова 2
2. Дом, где собрание имело свое помещение (еврейское слово гейт а-кнессет); в последнем значении оно часто встречается в книгах Нового Завета. В законе не существует предписаний о синагогах или о синагогальном богослужении и также не имеется следов существования их до Вавилонского плена. По всей вероятности, синагоги возникли после Вавилонского плена и в особенности, как результат реформаторской деятельности Ездры. Когда народ был рассеян в чужой языческой стране, не имея той объединяющей силы, которую давало их национальной и религиозной жизни общее служение в храме, то, вероятно, потребность объединения побудила их собираться в разных местах, т.е. в синагогах, вспоминать о делах Господних в прошедшее время и взывать к Нему о помощи и избавлении. Когда, после возвращения из Вавилона, такие мужи, как Ездра и Неемия, собирали народ слушать слово Божие и побуждали его к прилежному исследованию Св. Писания, то синагога стала естественным выражением новой жизни, которая пробудилась в среде строго наказанного за идолослужение народа, так что Иаков, брат Господень, имел основание сказать: «Закон Моисеев от древних родов по всем городам имеет проповедующих его, и читается в синагогах каждую субботу» (Деян 15.21). Еврейское предание относит учреждение синагоги ко времени пророческих школ и даже ко времени патриархов произвольным толкованием таких мест, как Быт 25.27, Суд. 5.9, Ис 1.13. Самое древнее историческое указание на нечто напоминающее позднейшие синагоги, находится в 4Цар 4.23, где из вопроса мужа сонамитянки можно понять, что набожные израильтяне имели обыкновение собираться у пророков во дни новомесячий и суббот. Другое указание находим в Пс 73.8, где псалмопевец жалуется, что враги сожгли все места собраний Божиих в земле израильской. По мнению некоторых, этот псалом написан во время разрушения Иерусалима халдеями в 588 г. до Р.Хр.; в таком случае, он свидетельствует о существовавших уже до этого времени молитвенных домах. Другие же относят появление этого псалма ко времени после плена. Третье указание, быть может, находится в Пс 106.32. Во время Иисуса Христа синагоги существовали повсюду в Палестине, например, в Назарете (Лк 4.16); Капернауме (Лк 7.5) и т.д. В Иерусалиме было много синагог для евреев различных толков (Деян 6.9). (По Талмуду, – около четырехсот). Синагоги были также и вне Палестины в большей части городов, где жили евреи: например, Антиохии Писидской (Деян 13.14), в Фессалониках (Деян 17.1), в Верии (Деян 17.10), в Афинах (Деян 17.17), в Коринфе (Деян 18.4), в Ефесе (Деян 19, Деян 19.8): иногда по нескольку, как в Саламине (Деян 13.5) и Дамаске (Деян 9.2). По Талмуду, синагога должна была быть везде, где имелось 10 евреев.
Синагоги, обыкновенно, строились на возвышенном месте на общинные средства, а изредка и на средства отдельных благотворителей (Лк 7.5). В помещении синагоги стояли скамьи, из которых передние были отведены старейшинам и знатным (Мф 23.6). В Александрийской синагоге находились 71 золотой стул по числу членов Синедриона. Перед скамьями стояла кафедра. У передней стены стоял ящик или шкаф, называемый ковчегом, в котором хранились Священные Писания. Этот ковчег помещался в передней части синагоги, всегда обращенной к Иерусалиму, чтобы народ во время богослужения находился лицом к Святому городу. В синагоге постоянно горел светильник. У двери были кружки для сбора добровольных пожертвований.
В Галилее найдены развалины древних синагог, например, в Тел-Хуме (Капернауме), в Керазе (Хоразин), две в Кефр-Берим и т.д. Из остатков видно, что они имели четыреугольную форму, разделялись колоннадами на несколько отделений с довольно высокими порталами и с двумя боковыми дверьми.
Всякая синагога имела своего начальника – архисинагога и его помощников – нескольких старейшин (Лк 7.3), также называемых, начальниками синагоги (Мк 5.22, Деян 13.15). Вместе они составляли власть, которая наблюдала за порядком и нравами среди общины; см., например, Ин 9.22, Ин 12.42, Ин 16.2. Далее, там был переводчик, который переводил еврейский текст на понятный народу язык. Еврейские источники упоминают еще о должности, носящей название «Шалиах цибур», т.е. поверенный или посланник общины; так назывался тот, который читал молитвы во время богослужения и вместе с тем исполнял обязанности секретаря или представителя синагоги. Некоторые полагают, что вышепреведенное название не давалось одному определенному лицу, но при каждом отдельном случае тому человеку, который читал молитвы по поручению общины. Затем были диаконы, т.е. собирающие пожертвования, и, наконец, сторож или служитель, обязанностью которого было подавать из ковчега книги (Лк 4.17), содержать в чистоте помещение, приводить в исполнение наказания и т.д.
Наконец, там еще были, так называемые, «батланим», т.е. свободные люди, 10 человек, которые всегда должны были приходить на богослужения для того, чтобы в синагоге было достаточное для открытия собрания число присутствующих. Это были или люди со средствами, которые имели свободное время, или нанятые за плату члены общины.
Каждая синагога представляла самостоятельную общину и в то же время поддерживала деятельную связь с другими синагогами. В качестве духовного суда, она имела власть отлучать и наказывать преступников (Мф 10.17, Мф 23.34, Мк 13.9, Лк 12.11). Павел сознается, что часто в синагогах мучил и бил последователей Иисуса (Деян 22.19, Деян 26.11).
Богослужение в синагогах совершалось три раза в неделю, именно, по субботам, понедельникам и четвергам; молитвенными часами были третий, шестой и девятый 9 ч. (утро), 12 ч. (полдень) и 3 часа (пополудни), по-еврейски: «шахарит, минха и аравит» (ср. Пс 54.18, Дан 6.10, Деян 2.15, Деян 3.1, Деян 10.30). Во время собрания мужчины были отделены от женщин низкой перегородкой или решеткой; в позднейшее время женщины получили место на хорах.
К богослужению относились молитва, пение, чтение Библии с толкованием, совершение обрезания и установленных законом омовений. Жертвоприношения в синагогах никогда не совершались. Молитвы и песни были взяты преимущественно из Псалтыря, самой древней из богослужебных книг.
Первая молитва, называемая «Ше-ма» или «Криат Шема» состояла из двух вступительных благословений, чтения 10 заповедей и выдержек из Пятикнижия, именно, Втор 6.4–9, Втор 11.13–21, Чис 15.37–41. Затем читались, так называемые «шмоне-есре» (восемнадцать), – собрание молитв и благословений. Одна из них гласит так:
«Даруй мир, блаженство, благословение, милосердие и сострадание нам и всему Твоему народу Израилю. Отец, благослови нас всех светом Твоего лица, ибо в свете лица Твоего Ты дал нам, Господи, Боже наш, закон жизни, любви, праведности, благословения, милосердия и мира. Благоволи благословить Твой народ, Израиля, во все времена и в каждое мгновение миром. Благословен Господь, благословляющий Свой народ Израиля миром».
Присутствовавшие выслушивали молитву стоя (Мф 6.5, Мк 11.25, Лк 18.11,13) и отвечали громким «аминь», – обычай, который вместе с некоторыми другими перешел из синагоги в христианскую церковь (1Кор 14.16).
После молитв следовало чтение из Библии, сперва Закона (параша), затем пророков (Хафтара), которые читались по-еврейски и сопровождались переводом на понятный народу язык, с назидательным объяснением и практическим применением. Каждому иудею можно было выступать для молитвы, чтения и проповеди. Так и Господь Иисус Христос, выступив в синагоге, получил книгу, прочел пророчество и истолковал его (Лк 4.17 и дал.). Этой свободою пользовались апостолы и всегда присоединяли свои проповеди о Христе к той форме, которая предлагалась им богослужебным порядком синагоги. В Деян 13.15 говорится, что в Антиохии Писидийской в синагоге по окончании чтения закона и пророков начальники послали спросить Павла и Варнаву, имеют ли они слово наставления к народу, и Павел, встав, проповедывал им о смерти и воскресении Иисуса, и об оправдании верою в Него. Это имело такое действие, что почти весь город собрался в следующую субботу слушать Слово Божие (Деян 13.44). Срав. далее Лк 13.10, Ин 18.20, Деян 14.1, Деян 17.1, Деян 18.4,26, Деян 19.8. После чтения Священного Писания следовало заключительное благословение, на которое собрание также ответило «аминь».
Каждому бросается в глаза, в какой значительной мере богослужение синагоги было подготовлением к богослужению христианской церкви. Не связаная с каким-либо священным местом, но возникавшая повсюду, где являлась в ней потребность; не отягощенная тяжелым бременем обрядов, но свободная от жертвенника, священства и жертвоприношения, и, с другой стороны, дающая свободный доступ для участия в ее деятельности каждому члену общины, – синагога была во многих отношениях образцом для первоначального богослужебного порядка христианских церквей.
От синагог отличались, так называемые «молитвенные дома», которые всегда были вне города, поблизости от проточной воды, так как евреи имели обыкновение совершать омовение перед молитвой. В таком молитвенном доме Павел нашел Лидию (Деян 16.13 и дал.). Иногда встречается слово «молитвенное место», обозначающее настоящую синагогу.
Отлучение от синагоги (херем) упоминается в Новом Завете, как наказание за тяжкие религиозные преступления. Родители слепорожденного боялись много говорить об Иисусе, потому что евреи уже решили отлучать от синагоги всех признающих Иисуса за Христа (Ин 9.22, срав. Ин 12.42). Об этом же Иисус предсказал своим ученикам (Ин 16.2, срав. Лк 6.22). Закон ничего не говорит об отлучении, но талмудисты приводят, как примеры, Корея (Чис 16.1), город Мероз (Суд. 5.23), объявление Ездры (1Езд 7.26) и суд (1Езд 10.8), состоявший в том, что ослушавшийся приказания старейшин, лишался своего имения и отлучался от общества. Отлучение, которое в Талмуде называется «Ниддуй» или «Шаммата», могло постигать человека за 24 преступления. В «Гемаре» делается различие между «Ниддуй» и «Херим»: «Ниддуй» являлось простым отлучением на 30 дней, но «Херем» было, сопровождаемое проклятием, торжественное отлучение от общества.
«Ниддуй» мог произнести один раввин; человек, подпавший под отлучение, должен был одеться в траур, ему нельзя было стричься, он должен был держаться на расстоянии 4 шагов от людей; он мог посещать богослужения, но ему нельзя было входить через общие ворота. «Херем» же имели право произнести не менее десяти членов общины; он оглашался при трубных звуках всенародно и совершенно отлучал преступника от храма и синагоги; разрешалось только подавать ему пищу. Если он после 30 дней раскаивался, то его принимали вновь. Кроме этих двух степеней, позднейшие раввины упоминают «Шаммата», как самую высшую и тяжелую степень, т.е. отлучение навсегда. Это различие между тремя степенями, согласно Кейлю, придумано с 1525 года.
Указания на отлучение от синагоги некоторые усматривают в известных выражениях ап. Павла относительно благочиния в христианских церквах (1Кор 5.5, 1Кор 16.22, Гал 1.8 дал.).
Большой синагогой называется в раввинских преданиях совет или синод, состоявший из 120 мужей, которые, после возвращения еврейского народа из Вавилона, руководили религиозными преобразованиями. Они собрали Св. Писания и соединили их в одно целое в том порядке, в каком они существуют и теперь; проверили текст и поставили гласные буквы, утвердили синагогальное богослужение, установили праздник Пурим, утвердили «восемнадцать благословений» и т.д. Первым председателем этой коллегии был священник Ездра. Об этом синоде не существует исторических сведений древнее талмудистской книги «Пирке-Авот», около 2-го столетия по Р.Хр. Ни в Ветхом Завете, ни у Иосифа Флавия об этом не упоминается. Из книги Неемии видно только, что вокруг Ездры группировались набожные, выдающиеся мужи, которые работали под его руководством (Неем 8.13, Неем 10.1–29).