Псалмы
Псалмы Еврейское название псалма «мизмор» обозначает пение с музыкой, во славу Божию. Словом «мизмор» озаглавлены 57 из тех поэтических произведений, которые в числе 150 известны под общим названием псалмов или псалтири – сборника духовных песнопении народа израильского. Эти псалмы поются по всему лицу земли на сотнях языков. Еврейское название этого сборника, – одной из, так называемых, поэтических книг Ветхого Завета, – техиллим, т.е. хвалебные песни. Другое общее еврейское название находим в Пс 71.20 – Тефиллот – молитвы. Эти два наименования определяют также внутренее содержание этих песнопений, а именно, хваления и молитвы. Из 150 псалмов только один (144) озаглавлен словом «Техилл», т.е. хвала; 57 из них озаглавлены словом «мизмор» – псалом (например, 3, 4); 5 имеют заглавие «тефилла», т.е. молитва (16, 85, 89, 101, 141); 6 названы михтам», по всей вероятности, то же, что «михтав», т.е. песнь или писание (15, 55–59); 13 псалмов названы «маскиль», т.е. учение (например, 31, 44, 87). Многие носят название «шир», т.е. песнь, употребляемое вместе с «мизмор», т.е. псалом для пения; 15 псалмов (119–133) носят название: «песнь восхождения», что обозначает, вероятно, торжественные песнопения, которые пелись на пути в святилище, Пс 7 назван «шиггайон». См. "Музыка». Весь сборник получил название Псалтырь (от греч. «псалло», т.е. пение сопровождаемое игрою на псалтири – струнном инструменте; см. «Музыка»).
В Лк 24.44 «Псалмы» обозначают вообще поэтический отдел в Ветхом Завете (См. «Библия»). По содержанию Лютер делит псалмы на а) пророческие, б) поучительные, в) утешительные, г) молитвенные, д) благодарственные. Однако, надо иметь в виду, что иногда в одном и том же псалме встречаются 2 или 3 из этих подразделений, а изредка и все пять. Некоторые из благодарственных псалмов содержат обращение к Иегове как Творцу природы и всей вселенной (Пс 8З.1, Пс 103.1); другие прославляют Его, как покровителя и защитника Израиля (Пс 19.1, Пс 28.1, Пс 32.1, Пс 45.1, Пс 46.1). Некоторые составлены отдельными лицами, прославившими таким образом Бога за полученную помощь (Пс 17.1, Пс 30.1), иные псалмы восхваляют особенные качества Иеговы (Пс 89.1, Пс 102.1, Пс 138.1). Большая часть псалмов носит чисто лирический характер; в них выражены субъективные религиозные чувства, например, вера и упование (Пс 22.1, Пс 61.1, Пс 124.1); преданность (Пс 15.1); сожаление о невозможности присутствовать на богослужении (Пс 41.1, Пс 42.1, Пс 83.1); молитвы о прощении грехов и т.д.; сюда принадлежат 7, так называемых, покаянных псалмов (Пс 6.1, Пс 31.1, Пс 37.1, Пс 50.1, Пс 101.1, Пс 129.1, Пс 142.1). К поучительным псалмам относятся Пс 1.1, Пс 33.1, Пс 127.1, Пс 14.1, Пс 31.1, Пс 49.1 и др. Плачевные псалмы, в которых псалмопевец выставляет нужду свою или народа и взывает о помощи, многочисленны: например, Пс 3.1, Пс 9.1, Пс 22.1 – Пс 39.1, Пс 12.1, Пс 54.1, Пс 78.1 и т.д. Многие псалмы содержат краткую историю израильтян для поучения, ободрения и предупреждения, например, Пс 77.1, Пс 104.1, Пс 105.1, Пс 106.1, Пс 113.1.
Особенного внимания заслуживают мессианские псалмы. Они разделяются на чисто пророческие, которые содержат дальнейшее развитие прежних предсказаний и обетовании, и в которых Обетованная личность ясно рисуется духовному зрению; и прообразные, в которых святые псалмопевцы, особенно Давид, так высказывают свои собственные опыты жизни, чувствования и упование, что, благодаря гармонии в плане Царствия Божия и водительству Св. Духа, личность говорящего и образ Грядущего сливаются. В псалмах этого рода в одном случае образ Мессии выступает на первом плане, а личность псалмопевца почти не заметна, а в другом – указание на Мессию представляется в слабых, легких, едва уловимых намеках; поэтому невозможно определенно указать, какие, псалмы имеют мессианское содержание и какие не имеют.
Мессианскими псалмами в строгом смысле являются следующие: Пс 2.1, Пс 8.1, Пс 15.1, Пс 21.1, Пс 39.1, Пс 44.1, Пс 68.1, Пс 71.1, Пс 109.1. Но, как уже сказано, мы и в других псалмах встречаем указания на личность Христа, Его дело и будущее господство. Например, в Пс 39.7 и дал. говорится о пришествии Христа, Который Своим совершенным послушанием отменит Моисеево жертвоприношение (См. Евр 10.5 и дал., Пс 131.11 предсказывает что Христос произойдет из дома Давидова (Деян 2.30); Пс 44.7 и дал. предсказывает Его божественную природу (Евр 1.8); Пс 117.22 говорит о том, что Он будет отвергнут евреями (Мф 21.42, Деян 4.11, 1Пет 2.6); Пс 21.1 говорит о Его страдании на кресте (ст. 2, 9); Пс 15.8 и дал. – о Его воскресении (Деян 2.25 и дал.); Пс 67.19 – о Его вознесении и о даровании Им Св. Духа (Евр 4.8). Пс 68.1, Пс 108.1 говорят о суде над Иудою и евреями (Деян 1.20, Рим 11.9 и дал.). Пс 116.1 – о призвании язычников (Рим 15.11). Пс 72.1 проводит конечную победу царства Мессии. Пс 109.1 особенно достопримечателен, как, вполне и исключительно указывающий на Христа (Ср. Пс 2.1, 1Кор 15.25, Деян 2.34, Евр 1.13).
Псалмы исторического содержания, говорящие о Давиде и народе Божьем, часто получают прообразное значение, указывая на Христа и Его Церковь. Когда Давид описывает своих врагов, свои страдания и победы, то его духовный взор проникает в будущее, речь становится возвышенной и относится к грядущему Мессии, выдающимся прообразом Которого является сам Давид, так что Христос иногда называется его именем (Иер 30.9, Иез 34.23 и дал., Ос 3.5).
Что касается авторов (составителей) псалмов, то, судя по заглавиям, 73 псалма принадлежат Давиду (Пс 1.1 – Пс 31.1, Пс 33.1 – Пс 40.1, Пс 50.1 – Пс 64.1, Пс 67.1 – Пс 69.1, Пс 85.1, Пс 100.1, Пс 102.1, Пс 107.1 – Пс 109.1, Пс 121.1, Пс 123.1, Пс 30.1, Пс 132.1, Пс 137.1 – Пс 144.1); один принадлежит Моисею, «человеку Божию» (Пс 89.1); 2 Соломону (Пс 71.1, Пс 126.1); 12 Асафу (Пс 49.1, Пс 72.1 – Пс 82.1); 1 Еману (Пс 87.1); 1 Ефаму (Пс 88.1); 12 псалмов принадлежат «сынам Кореевым», известным певцам из левитов во времена Давида (Пс 41.1 – Пс 48.1, Пс 83.1, Пс 84.1, Пс 86.1, Пс 87.1, о Пс 87.1 сказано, что он составлен Еманом); они являются наилучшими из псалмов. Составителей прочих псалмов невозможно определить. Псалмы, составленные, по всей вероятности, во время и после Вавилонского плена, – следующие: Пс 101.1, Пс 106.1, Пс 110.1 – Пс 117.1, Пс 120.1, Пс 122.1, Пс 125.1, Пс 128.1, Пс 136.1, Пс 145.1 – Пс 150.1, Пс 119.1. Относительно заглавных терминов (обозначений) см. «Музыка». Об «алфавитных» псалмах см. «Поэзия». Псалтырь разделен на 5 книг, которые ясно обозначены заключительными словами; именно книга 1. – Пс 1.1 – Пс 40.1, книга 2. – Пс 41.1 – Пс 71.1, книга 3. – Пс 72.1 – Пс 88.1, книга 4. – Пс 89.1 – Пс 105.1, книга 5. – Пс 106.1 – Пс 150.1 Это деление существовало до перевода 70 толковников (Septuaginta). Неизвестно, когда и кем эти отдельные книги и вообще весь этот сборник расположены в сохранившемся до сих пор порядке и соединены в одну общую книгу – Псалтырь. Первая книга содержит исключительно псалмы Давида, вторая и третья – псалмы Давида и его современников; в остальных книгах расположены все прочие священные поэтические произведения. Замечено удивительное различие между этими книгами по их употреблению имени Иегова и Элохим. В 1. книге преобладает имя Иегова, оно встречается 272 раза, тогда как Элохим (употребленное отдельно) только 15 раз; во 2 книге 164 раза встречается слово Элохим и 30 – Иегова; в 3 книге – Иегова 44 раза и Элохим 43 раза; в обеих последних книгах 339 раз Иегова и 7 раз Элохим. О различии слов Иегова и Элохим см. «Бог». Завершение сборника приписывается книжнику и священнику Ездре, которого многие считают автором длинного 118 псалма.
Ценность псалмов Иисус Христос подтвердил тем, что Сам вместе с учениками пел пасхальные псалмы (Мф 26.30); что Он разъяснил эту часть Св. Писания Своим ученикам, указывая, что говорится в псалмах о Нем и Его Царстве (Лк 24.44); это Он в беседе с врагами пользовался псалмами (Мф 24.43) и, наконец, на кресте излил душу Свою словами псалма (Мф 27.46, Лк 23.46). Спав, употребление псалмов Петром (Деян 2.1), равно как и апостолами вообще (Деян 4.11, Деян 13.33, Евр 1.2). Павел побуждает верующих назидать друг друга псалмами, славословиями и песнопениями духовными (Еф 5.19, Кол 3.16), под этим он, вероятно, подразумевает как Псалтырь, так и позднейшие духовные песнопения. Из 1Кор 14.15,26 видно, что в собраниях верующих назидательное поучение чередовалось с молитвою и пением.