Музыка
Музыка Музыкальные инструменты, изобретение которых приписывается Иувалу (Быт 4.21), упоминаются с древнейших времен вместе с танцами и пением; ими пользовались в торжественных случаях (Быт 31.27, Исх 15.20, Исх 32.6,18, 3Цар 1.40, 1Цар 18.6); при разгульных пиршествах (Ис 5.12, Ис 24.8, Ам 6.5) и в царских дворцах (2Цар 19.35, Еккл 2.8). С другой стороны музыка и пение выражали и горе при печальных событиях (Иер 9.17, 2Пар 35.25, Мф 9.23). Возбуждающее и успокаивающее влияние музыки было известно придворным тоскующего Саула (1Цар 16.16,23). Во время игры на гуслях Илия принял дух пророчества (4Цар 3.15). В школах для пророков, видимо, упражнялись в музыке (1Цар 10.5). В установленном законом богослужении музыка также занимает выдающееся место. Уже при Чермном море женщины восхваляли Господа с тимпанами, ликованием и пением (Исх 15.20). Моисей дал определенные предписания, чтобы священники при приношении всесожжении и мирных жертв трубили в серебряные трубы (Чис 10.2). Царь Давид, который обладал поэтическим и музыкальным талантом, установил, чтобы пение и музыка в святилище исполнялись левитами (1Пар 16.4, 1Пар 25.1), при освящении храма Соломонова музыкальная часть богослужения была более величественна, чем когда-либо (2Пар 5.12). По 1Пар 23.5 Давид, поставил не менее 4000 левитов для того, чтобы они воспевали Господа на музыкальных орудиях. После прекращения теократического образа правления и гибели Соломонова храма музыкальное искусство пришло в упадок, так что при богослужении после Вавилонского плена от него осталось только слабое подобие прошлого (1Езд 3.10, Неем 12.27 и дал.). Для 70 толкователей Ветхого Завета музыкальные выражения надписей над псалмами были уже непонятными. Во время восстановления «дева Израилева» будет «украшаться тимпанами... и выходить в хороводе веселящихся» (Иер 31.4).
Мы не много знаем о музыкальных инструментах евреев; некоторые из них, вероятно, принесены праотцами из Халдеи (Быт 4.21, Быт 31.27); с другими же израильтяне, наверное, познакомились в Египте. Из изображений на ассирийских и египетских памятниках мы можем получить некоторое представление о формах музыкальных инструментов того времени.
Упоминаемые в Библии музыкальные инструменты можно разделить на три рода, а именно: духовые, струнные и ударные инструменты.
1. Духовые инструменты. Второй из упоминаемых в Библии музыкальных инструментов называется по- еврейски «угав» (Быт 4.21), что в русской Библии переведено словом «свирель» (Иов 21.12, Иов 30.31, Пс 150.4). Мнения о значении слова «угав» различны. Одни предполагают, что оно означает волынку, которая теперь еще нередка в Египте и Аравии и которая в Италии называется «самбонья», это название весьма напоминает название одного из музыкальных инструментов в Даниила (Дан 3.5), халдейского «симфония». Другие предполагают, что «югаб» представляет пастушескую свирель. Этот инструмент состоит из нескольких трубочек различной длины и высоты тона, соединенных друг с другом в один ряд; он очень распространен среди пастухов на востоке. Третьи же предполагают, что это инструмент, по-халдейски назван «машрокита (Дан 3.5), а по-русски – труба. Другой духовой инструмент, называемый «халил» (1Цар 10.5), по-русски – свирель (3Цар 1.40, Ис 5.12, Ис 30.29, Иер 48.36), представлял, вероятно, флейту из тростника, дерева или рога. На ней играли и в горе и в радости (Мф 9.23, Мф 11.17), также при религиозных торжествах (Ср. 1Цар 10.5, Ис 5.12). Слово «нехилот» в Пс 5.1, вероятно, также обозначает флейту (по-русски духовой инструмент). Египетские памятники показывают нам одинарные и двойные флейты и свирели.
Инструмент, который называется «хацоцра» – труба, употреблялся исключительно для священных целей. Моисею было приказано от Бога сделать священникам две серебряные трубы и употреблять их для собирания народа, для сигналов на войне, при провозглашении праздников и при приношении жертвы всесожжения и мирных жертв (Чис 10.2, Срав. «хацоцра» 1Пар 13.8, 2Пар 20.28, Пс 97.6). Во 2Пар 5.12 говорится о 120 священниках, которые трубили такими трубами в храме Соломоновом.
Почти для тех же целей употреблялся инструмент, называемый «шофаром» (евр.); по-русски трубный звук весьма сильный (Исх 19.16). Иоав затрубил трубою для того, чтобы собрать войско (2Цар 2.28). Праздник нового года проходил при трубных звуках (Пс 80.4). Срав. далее Иов 39.24, Лев.25.9, Ис 18.3, Ис 27.13, Ис 58.1, Иер 4.5,19, Иер 6.1,17)
Разница между «хацоцра» и «шофаром» – неизвестна. Предполагают, что разница между ними состоит в том, что первый представляет прямую, длинную трубу, какая изображена на триумфальной арке Тита, последний же формой напоминает рог. Рог упоминается как особое музыкальное орудие в Дан 3.5 (русск. перев. – труба). В Нав 6.5 юбилейная труба (евр. керен) – тот же инструмент, который в 4 стихе называется «шофар». Если сравнить эти стихи с Чис 10.10, то выходит, что «хацоцра», «шофар» и «керен» могут служить названиями одного и того же инструмента. В Пс 97.6 два первые различаются: труба и рог.
2. Струнные инструменты. Из них нам следует отметить особенно два, а именно: «киннор» и «небель». Киннор по-русски, «гусли» – первый музыкальный инструмент, упоминаемый в Библии (Быт 4.21). Лаван умел играть на них (Быт 31.27). Они употреблялись в торжественных случаях, как, напр., при возвращении ковчега (1Пар 16.5), при богослужении в доме Господнем (1Пар 25.3); при триумфальных шествиях (2Пар 20.28) и т.д. Странствующие певцы, как видно, пользовались «киннором» (в русск. переводе – цитрою) (Ис 23.16). Игрою на «кинноре», по-русски «гуслях» – Давид служил Саулу (1Цар 16.22,23). Пленные евреи в Вавилоне повесили свои «кинноры» (по-русски «арфы) на вербах при реках (Пс 136.2). О размерах и виде «киннора» трудно сказать что-либо определенное. Думают, что он более походил на гитару или лиру, чем на настоящую арфу, так как иногда играли на «кинноре на ходу (2Цар 6.5, Срав. 1Цар 10.5). По 1Цар 16.23, 1Цар 18.10, 1Цар 19.9 Давид играл на «кинноре» рукою, без всякого приспособления и без косточки. Иосиф Флавий все-таки говорит, что в его время играли на «кинноре» косточкой. Возможно, что название «киннор» обозначает различные виды этого инструмента, от арфы до лиры. Египетские памятники показывают нам арфы очень разнообразных видов. Самая обыкновенная форма арфы представляет дугу, соединенную с резонатором и натянутыми струнами, числом от трех до двенадцати. Крупный инструмент такого рода ставился играющим на землю; небольшие носят на груди или на плече. Кроме того, на памятниках встречаются изображения арфы более простого вида, состоящие из двух или трех сбитых планок, между которыми натянуты струны. Такие небольшие треугольные арфы встречаются также на ассирийских памятниках. Лира отличается от арфы тем, что резонатор помещается внизу и от него поднимаются две изогнутые дуги, соединенные наверху перекладиною; между этой перекладиной и резонатором натянуты струны. На лирах играли пальцами, носили же их по причине их легкости обыкновенно в руках.
Самым обыкновенным струнным инструментом был «небель», по-русски – псалтирь. Обыкновенно, на псалтири играли при пении священных «песней хваления» (3Цар 10.12, 1Пар 15.16, 1Пар 16.5, 1Пар 25.1, 2Пар 5.12, 2Пар 29.25), на народных торжествах, а также и на веселых пирах (2Пар 20.28, Ис 5.12), где, играя на псалтири (рус. Библия «гусли ), думали, что владели музыкальным орудием так же, как Давид (Ам 6.5). Часто псалтирь и гусли упоминаются вместе (Пс 70.22, Пс 150.3). Давид говорит: «Воспрянь, псалтирь и гусли (небель и киннор), я встану рано. Буду славить Тебя, Господи (Пс 107.3). Форма псалтири точно неизвестна. Предполагают, что она напоминала арфу или гитару и т.д. Псалтирь сравнивают также, благодаря халдейскому названию «псантрин» (Дан 3.5), с арабским инструментом – «синтир» и предполагают, что «небель» (псалтирь) был одинаков с часто встречаемым теперь у жителей Палестины, так называемым «кануном». Этот «канун» представляет четырехугольный продолговатый деревянный ящик с натянутыми на нем металлическими струнами, на которых играют пальцами. «Синтир» почти такого же вида, только играют на нем косточкой. Вероятно, особенный род «небеля» упоминается в Пс 32.2, Пс 143.9 – «небель-асор», десятиструнный небель; в Пс 91.4 делается различие между «асор» и «небель». Августин объясняет разницу между «киннор» и «небель». По его мнению, первый, который он называет цитхара – имеет звуковой ящик (деку) внизу, последний же (псалтериум) наверху.
И киннор и небель делались из дорогого прочного дерева, как, напр., кипариса или сандалового дерева (2Цар 6.5, 3Цар 10.12, 2Пар 9.11). Кроме упомянутых инструментов у Дан 3.5 встречается «китрос» – особый род «киннора», и «сабка», напоминающая латинское слово самбука, треугольный высокого тона инструмент, похожий на арфу, с несколькими струнами. Римляне упоминают о нем, как о восточном увеселительном инструменте. На этом же месте у Дан 3.5 упоминается «псантрин». Думают, что это род гуслей: маленький ящик с декой и множеством струн, по которым ударяют двумя молоточками.
3. Ударные инструменты, назначение которых было производить шум и отбивать такт, были различны. На первом месте надо поставить так называемый «тоф», по-русски «тимпан», кольцо из дерева или металла, обтянутое только кожею, а по краям обвешенное металлическими побрякушками. Этот инструмент, в который ударяли рукою, женщины любили больше всех других (Исх 15.20, Суд. 11.34, 1Цар 18.6, Пс 67.26) при танцах и пении. О нем упоминается и в торжественных случаях и при веселых пирушках (2Цар 6.5, Ис 5.12). Тимпан считался также украшением (Иер 31.4). Подобные инструменты и теперь имеются у арабов под названием «дуф». Другой вид его, также древнего происхождения, называющийся «дарбак-ке», имеет форму кувшина, с длинным горлышком, нижняя половина которого срезана и заменена натягнутой кожей, по которой барабанят рукою (арабский барабан).
Общеупотребительные и любимые с древнейших времен на востоке кимвалы (евр. «целцлим») (2Цар 6.5, Пс 150.5) и «мецильтами» (1Пар 13.8, 1Пар 15.16,19,23, 1Пар 16.5, 1Пар 25.1,6, 2Пар 5.12, Езд 3.10, Неем 12.27) представляют выпуклые металлические пластинки в виде тарелок, которыми ударяют друг о друга, причем они издают дребезжащий звук. Они употреблялись музыкантами при пиршествах, а также во время богослужения. В Пс 150.4 и дал. общество призывается восхвалять Господа не только с тимпанами и ликами, но также и на «звучных кимвалах и на кимвалах громогласных». Разница между «звучными» и «громогласными» кимвалами, как думают, та, что «звучными» обозначены кастаньеты, которые укрепляются одна на большом, а другая на указательном пальцах руки и ударяются друг о друга, а «громогласными» – вышеупомянутые кимвалы, которыми ударяли, держа их в обоих руках. (Ср. 1Кор 13.1). Древние памятники показывают нам танцовщиц с тамбуринами. В Египте танцовщицы и теперь еще пляшут маленькими кастаньетами. Кимвалы принадлежавшие храму, по Иосифу Флавию, были большого размера.
Далее, в 1Цар 18.6 упоминается «шалиш», на котором играли женщины, выходившие навстречу Саулу с «торжественными тимпанами». Вероятно, этот инструмент представлял металлический согнутый треугольником прут, издающий при ударе высокий звук. В 2Цар 6.5, когда несли ковчег, играли на «мена-неим», вероятно, особого рода инструментах, которые назывались «систрами» и представляли треугольный металлический прут, увешанный кольцами, которые при встряхивании издавали звенящий звук, подобно маленьким колокольчикам.
Наконец, что касается высоты музыкального искусства у евреев и характера их мелодий, то не много можно извлечь из имеющихся туманных и скудных сведений. Из 1Пар 15.19 и дал. и из заглавий некоторых псалмов видно, что евреи имели различные напевы, но гармония в нашем понятии, была им неизвестна. Следов нотных знаков не найдено. Различные напевы обозначаются выражениями «ал-ала-мот» (1Пар 15.20), т.е. по «девичьи» (по-русски, тонким голосом) и «ал-хашминит» в 21 ст., т.е. «октавой» (по-русски на цитрах, а в Пс 6.1 на восьмиструнном). Предполагают, что «аламот» означает женский голос – сопрано, а «шиминит» низкую октаву. Слово «аламот» встречается также в Пс 45.1, в Пс 7.1 встречается слово «шиггаион», обозначающее (как предполагают) «плачевная песнь» или «песнь в высоком тоне». То же слово стоит у Авв 3.1 – «шигионот», т.е. в высоком тоне (по-русски «для пения»). Другим признаком мелодии (мотива) – является выражение в Пс 9.1 «аль мут лаббен» (русск. перев. «по смерти Лабена»). Предполагают, что эти слова, обозначающие «смерть сыну», показывают, что этот псалом поется по мотиву другой песни, которая начиналась этими словами. Подобные же указания мелодий известных песен находятся, как думают, в заглавиях Пс 21.1 «при появлении зари», Пс 59.1 «шу-шан-эдут», т.е. «лилия свидетельства», Пс 44.1 «шошан», т.е. «лилия», Пс 79.1 «шошаним-эдут», т.е. «лилии свидетельства», Пс 55.1 «о голубице безмолвствующей в удалении», Пс 56.1, Пс 57.1, Пс 58.1, Пс 74.1 «Не погуби». Выражение «Начальнику хора», которое встречается во многих заглавиях псалмов (Пс 4.1 и др.), вероятно, обозначает, что помеченный таким образом псалом предназначался для пения при богослужении. То же слово (менацеах) употребляется во 2Пар 2.2, о надзирателях над каменотесами Соломона.
Наконец, музыкальный термин неизвестного значения представляет слово «села», которое встречается более 70 раз в псалмах, а также в песни Аввакума (Авв 3.3, 9, 13 по-евр.). Предполагают, что оно означает «вверх» или «выше» и указывает на громкое интермеццо на музыкальных орудиях, пока пение смолкает. Это мнение подтверждается тем, что слово «села» встречается в таких местах, где предыдущее предложение имеет важное значение или глубокое содержание. В Пс 9.17 (евр.) перед «села» стоит слово «хиггаион», которое, вероятно, отмечает тихое интермеццо. Срав. употребление слова в Пс 91.4 (евр.) хиггаион на кмнноре (по-русски «песня на гуслях»).