Палестина
Палестина Первоначально это название обозначало только узкое побережье в юго-западной части Ханаана, между Яффой и египетскою границею – Палешет или земля филистимская (Ис 14.29, Иер 25.20); но благодаря тому, что эта страна была расположена при море, на пути между Египтом на юге и Финикией, Сирией и Ассирией на севере, она стала известна западному миру раньше, нежели прочие внутренние части страны. Поэтому греческие и римские писатели дали всей земле, населенной евреями, название, которое вначале обозначало только маленькую западную ее часть. Так, например, Птолемеи говорит о Палестине, которая также называется Иудеею. С тех пор израильскую землю стали называть Палестиной.
Эта Ханаанская земля (Быт 12.5, Деян 7.11), в которой патриархи жили, как пришельцы, и которой сыны Израилевы после выхода из Египта овладели, под предводительством Иисуса Навина. Она называлась ими различно, например: «земля евреев» (Быт 40.15); «земля сынов Израилевых» (Нав 11.22); «земля Израилева» (1Цар 13.19, Мф 2.21). Это последнее название после смерти Соломона стало употребляться в более узком смысле, обозначая только северную часть Палестины, именно, царство 10 колен Израилевых (4Цар 5.2, сравни «Израиль»); «Иудея» (Агг 1.1); «Иудейская земля» (Иер 39.10, Неем 5.14) «Иудея» (Лк 1.5, Лк 2.4, Деян 1.8); это последнее название обозначает в более узком смысле только часть Палестины, в противоположность Самарии и Галилее; «земля Господня» (Ис 14.2, Ос 9.3), «Святая земля» (Зах 2.12; это название получило особенное значение после того, как Сын Божий жил, страдал, умер и воскрес в этой земле), и «обетованная земля» (Евр 11.9), т.е. земля, которую Бог обещал Аврааму (Быт 15.18).
Согласно этому обещанию, Израильская земля должна была простираться от реки Египетской до большой реки Евфрат. Здесь между Азией, Африкой и Европой, в центре древнего мира, была расположена хорошо защищенная со всех сторон горами, пустынями, реками и морем небольшая страна, которая послужила ареною величайшего исторического события. Ливан и Гермон возвышаются, подобно громаднейшим стенам, на северной границе; Средиземное море служит западной границей, а на юге и востоке Сирийская и Аравийская пустыни являются трудно преодолеваемой преградой. Глубокая Иорданская долина, более, чем на 330 м ниже уровня моря, делит страну на две половины, из которых западная больше и важнее восточной. В некотором отношении можно даже сказать, что земля на запад от Иордана – и есть собственно земля Израилева, Божия земля. Из Чис 34.6,12 видно, что границы земли на востоке и западе были великое море и река Иордан. Такой обширной, как было указано в обетовании, израильская земля была только в продолжение короткого промежутка времени, а именно, во время царствования Давида и Соломона (3Цар 8.65), да и то, говоря относительно, ибо филистимляне, финикийцы и иные ханаанские племена с течением времени научились сохранять свою самостоятельность и были для Израиля «колючим терном» (Иез 28.24) из-за его непослушания. «О если бы народ Мой слушал Меня, и Израиль ходил Моими путями! Я скоро смирил бы врагов их и обратил бы руку Мою на притеснителей их» (Пс 80.14 и дал.).
Обыкновенное определение границ Святой земли таково: на севере и юге, от Дана до Вирсавии (Суд. 20.1 и дал.), следовательно от истоков Иордана у Гермона на севере, до Едомской пустыни на юге, или, приблизительно, с 31 гр. 15', северной широты, т.е. вся земля простиралась в длину не более, чем на 200 км. Ширина между Средиземным морем и Иорданом – различна: на ширине Иерусалима она составляет около 80 км, а между Даном и Тиром у северной границы – она едва достигает 40 км. Кроме того, была еще восточная Иорданская земля, или Галаад и Васан – пространство около 150 км в длину, между Герменом и Арноном на юге, на востоке определенной границы не было: там страна сливалась с пустыней. Самым восточным пунктом называют место Салха (Втор 3.10), приблизительно, 36 34 гр. восточной долготы. Итак Святая земля, расположенная между 31 гр. и 33 гр. северной широты и между 34 гр. и З5 13 гр. восточной долготы, была очень мала в сравнении с могущественными царствами, окружавшими ее, так что и в этом отношении, подтверждаются слова Павла, что Бог избрал незначущее, униженное и немощное, чтобы посрамить сильное (1Кор 1.27 и дал.). Римлянин Цицерон высказывает в одном месте, что Бог евреев должен быть очень малым Богом, раз Он даровал им такую малую землю.
Длина Палестины в наших мерах равняется около 232 км, а ширина, приблизительно от 51 до 133 км.
Но Бог, Который избрал этот народ для Своих великих планов спасения, избрал также и подходящую для этого землю. С одной стороны, она была расположена подобно хорошо огороженному и защищенному винограднику, как это описывается Ис 5.1, ее морские берега были лишены хороших гаваней и по ее единственной судоходной реке невозможно было проехать на парусном судне; с другой стороны, она занимала выгодное центральное положение, которого никакая другая страна не имела, так что, когда благая весть должна была изойти от евреев, то она нигде не нашла бы лучшей исходной точки, чем здесь. Избранный народ жил здесь, как выражается пророк Иезекииль (Иез 38.12), на вершине земли», а его столица Иерусалим была поставлена среди народов (Иез 5.5) для того, чтобы, когда исполнилось время, слово спасения, начиная с Иерусалима могло бы быстро распространиться во все части света, до края земли (Ис 2.3, Деян 1.8).
По характеру поверхности Палестина является плоскогорьем, изрезанным глубокими долинами, и ущельями, по которым в зимнее время бурно несутся дождевые потоки. От Ливана на западе и Гермона на востоке тянутся по обеим сторонам Иордана огромные горные отроги на всем протяжении страны; на западе они известны под названием Неффалимовых, Ефремовых гор и нагорной Иорданской страны; на востоке же – Авранских, Галаадских и Аваримских гор. Кое-где высоты прерываются обширными равнинами, как, например, Изреельская равнина между коленами Неффалимовым и Ефремовым. Плодоносной была также замечательная Иорданская равнина и приморские равнины: Саронская, к северу от Яффы и Иудейская к югу.
Преобладающей горной породой в Палестине к западу от Иордана является юрский известняк, вместе с доломитом и мелом. В южной части Заиорданской страны находим ту же формацию, чередующуюся с базальтом и песчанником; в северной же части преобладает базальт. Вокруг Мертвого моря находятся залежи горной соли и асфальта, а в Иорданской долине – серы. Серовато-белые известняковые горы, которые в течение столетий стоят, лишенные лесов, придают стране унылый вид. Быстро появляющиеся весной и также быстро исчезающие трава и роскошный ковер цветов создают впечатление обманутого ожидания в путнике, привыкшем к сочным лужайкам северных стран, которые придают там летом такую прелесть. В древние времена Палестина была покрыта лесами; также имеются многие доказательства того, что страна отличалась чрезвычайным плодородием. Она описывалась как хорошая и тучная земля (Исх 3.8, Неем 9.25).
Климатические условия Палестины, конечно, очень разнообразны. Эта страна характерна климатическими контрастами: от покрытых вечными снегами вершин Гермона на севере до знойной долины Мертвого моря, лежащего на 437 метров ниже уровня океана – на юге. На побережье Средиземного моря, где дуют морские ветры, средняя годовая температура, приблизительно, равна 20 гр. С. (между 35 гр. С и 10 гр. С, в гористых местах – немного ниже (около 17 гр. С); в Иорданской же долине и около Мертвого моря мы находим тропический климат; температура этой страны варьирует между 25 гр. С и 55 гр. С. Самый длинный день продолжается 14 часов, а самый короткий – 10 часов. Времен года, собственно говоря, только два: сухое лето, или время собирания жатвы, и зима, или дождливый период, который начинается после сбора плодов с деревьев (Быт 8.22, Пс 73.17, Песн 2.11). Делают различие между ранним дождем во время посева, в октябре, и между поздним – в апреле, благодаря которому дозревают хлеба: «ранний и поздний дождь» (срав. Втор 11.14, Пс 83.7, Ос 6.3, Иер 5.24, Иоиль 2.23, Иак 5.7). В промежутке между ними также время от времени выпадают дожди, иногда с градом, а в гористых местах выпадает и снег (Пс 147.5). Во время дождливого периода (январь и февраль) иногда бывают дни со свежим и чистым воздухом. После позднего дождя «небо заключается» и начинается летний зной, который в течение нескольких месяцев (май по сентябрь) томит людей и животных. Дождь и гроза в это время – явление очень редкое, а также и не особенно желательное (Притч 26.1); Господь, по молитве Самуила, именно в этот период времени послал гром и дождь, что привело весь народ в страх (1Цар 12.17 и дал.). Летний зной с удушливыми ветрами пустыни словно хочет превратить всю природу в пыль, и только прохладная ночная роса поддерживает жизнь истомленных растений. (Ср. «Роса»). Дождь после летнего зноя служит символом обильного благословения (Втор 32.2, Иов 29.23, Ис 44.3).
Ветры в Палестине дуют довольно регулярно. С осеннего равноденствия до ноября дует северо-западный ветер, который делает воздух сухим и чистым и приносит с собою ранний дождь; с ноября по февраль дуют западный и юго-западный ветры, называемые арабами «отцами дождя»; затем до июня дуют бурные, жаркие, все иссушающие восточные ветры, юго-восточный ветер, который дует с Мертвого моря и Аравийской пустыни. С июля начинают дуть различные ветры: то северный, то западный. Вообще, климат с такими регулярными переменами ветров может считаться здоровым. Вреден, собственно говоря, только знойный юго-восточный ветер (хамсин), который приносит с собой мельчайшие частицы песка, отчего вся страна окутывается желтовато-серою пылью, которая затемняет солнце и проникает повсюду.
В политическом отношении Палестину делили не раз, и она находилась под властью различных властителей. Иисус Навин разделил землю на 12 частей по числу 12 колен Израилевых, из которых уделы Рувима, Гада и половины колена Манассиина были расположены к востоку от Иордана. После смерти Соломона страна разделилась на 2 царства: Иудейское и Израильское. Около 700 и 600 г. до Р.Хр. страна подпала под власть Ассирии и Вавилона, затем персов, греков, сирийцев и римлян. Под властью римлян, во времена Христа, она была разделена на пять провинций: Галилею, Самарию, Иудею (Ин 4.3,4), Идумею и Перею.