Эрик Нюстрем (протестант)

Павел

Павел избранный Богом апостол Иисуса Христа, «чтобы возвещать имя Его пред народами и сынами израилевыми». В первый раз встречаем мы апостола язычников под именем Савла, присутствующим при убиении Стефана (Деян 7.58, Деян 8.1). Павел родился в Тарсе Киликийском (Деян 22.3), от еврейских родителей (Флп 3.5), и имел, вероятно, с самого рождения, оба имени: еврейское Савл (испрошенный), и римское Павел (маленький), так как евреи в течение римского владычества, обыкновенно, носили одно еврейское и одно римское имя, например, Иоанн Марк, Иисус Иуст (Деян 12.12, Кол 4.11) и пр. Отец его был фарисей (Деян 23.1) и имел права римского гражданина (Деян 22.28). Павел в раннем детстве был послан в Иерусалим, где воспитывался у ног мудрого Гамалиила (Деян 22.3) и где сделался ревностным сторонником фарисейской секты (Флп 3.5). Кроме того, он в молодости был обучен ремеслу – деланию палаток (Деян 18.3, Деян 20.34, 2Фес 3.8) по еврейскому принципу: «кто не учит сына своего ремеслу, тот учит его воровать».

Быстрое распространение христианства возбудило пылкого молодого фарисея к противодействию. Стефан провидел уже тогда, что христианство вытеснит иудейство и его резкие слова о том, что «Христос Назорей разрушит место сие (иерусалимский храм) и переменит обычаи, которые передал нам Моисей, казались евреям хульными словами (Деян 6.13 и дал.), за которые следовало наказание смертью. Савл одобрял убиение Стефана и стерег одежды тех, которые побивали Стефана камнями. Затем он стал злейшим гонителем христиан, выискивал их в домах, предавал их суду и подавал свой голос на их убиение (Деян 8.3, Деян 22.4, Деян 26.10, 1Кор 15.9, Гал 1.23, 1Тим 1.13). Из Деян 26.10 заключают, что в то время Павлу, как имевшему право голоса члену синедриона, было приблизительно 30 лет. Для него было недостаточно, что он истреблял церковь в Иерусалиме; он достал себе полномочие от синедриона для поездки в Дамаск, чтобы и там делать то же. Близ Дамаска явился ему Иисус и сказал: «Савл, Савл, что ты гонишь Меня?» Ослепленный видением, Савл упал на землю и его пришлось вести за руку в город, где Господь через Своего ученика Ананию призвал его быть Своим избранным сосудом и возвратил ему зрение. Он крестился, примкнул к ученикам и начал сейчас же проповедовать в синагогах Евангелие о Христе. Мы имеем три подробных описания об обращении Павла (Деян 9.1, Деян 22.3, Деян 26.12 и дал.). С этого дня Сам Христос стал жизнью его жизни, все свои преимущества, как еврея, фарисея и законоучителя он почел за сор, чтобы приобресть Христа, а целью его жизни стало проповедовать распятого Христа и приобретать языческий мир для Бога Израилева (Флп 1.21, Флп 3.5). В качестве апостола язычников (Рим 11.13) Павел уразумел характер христианства, как мировой религии, предназначенной для всех народов, и ясно определил значение Моисеева закона, как водителя ко Христу, прообразам и установлениям которого должно было отпасть, когда во Христе явилась подлинная жизнь. Павел в течение десятков лет ездил повсюду, свидетельствуя в еврейских синагогах Сирии, Малой Азии, Греции и Италии о пришедшем Мессии, и проповедуя о едином Боге в центральных местах языческого мира: в Ефессе, Коринфе, Афинах и Риме перед поклонниками Юпитера и Венеры и о непосредственном пути к общению и единению с Ним, Который стал доступен для всех: и евреев, и язычников.

Жизненный путь Павла нередко был путем страдания; ему приходилось путешествовать по суше и по морю, переправляться через пустыни и горы; языческие жрецы и суеверные люди часто покушались на его жизнь; но злейшие из всех гонений ему пришлось претерпеть со стороны своих фанатичных земляков и тех лжеучителей, которые хотели совместить христианство с еврейством. См., напр., Рим 9.2,3, где Павел говорит: великая для меня печаль и непрестанное мучение сердцу моему: я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» и Гал 4.19, где он говорит: «Дети мои, для которых я снова в муках рождения, доколе не изобразится в вас Христос». Ярость евреев довела его, наконец, до заключения и поездки в Рим на суд кесаря.

О миссионерских путешествиях Павла и о церквах, основанных им, мы имеем подробные сведения в Деян 13–28 главах, написанных его спутником Лукою; кроме того, Павел сам дает нам в посланиях к церквам важные указания в этом отношении, как, например, в 1Кор 15.32, 2Кор 11.23, Гал 1.17 и дал.

После короткого пребывания в Дамаске, Павел отправился в Аравию, откуда пришел обратно в Дамаск. Спустя 3 года он был вынужден бежать от евреев и отправился в Иерусалим, где познакомился с Петром и Иаковом (Гал 1.17, Деян 9.23) около 40 г. по Р.Хр. Оттуда братья отправили его подальше от злобствующих евреев, в Таре (Деян 9.30, Гал 1.21), где его нашел Варнава и привел с собою в Антиохию. Там они работали вместе целый год (Деян 11.25 и дал.). Из Антиохии они ездили в Иерусалим отвозить собранное между братьями из язычников пособие тамошним верующим (Деян 11.29–30). Возвратившись в Антиохию, Павел и Варнава были отделены Святым Духом на дело служения среди язычников и пришли в Селевкию; оттуда отплыли в Кипр. Прошедши весь остров Кипр до города Пафа, они отплыли оттуда и побывали в Пергии, в Памфилии, в Антиохии Писидийской, в Иконии и в Ликаонских городах: Листре и Дервии, после чего возвратились через Писидию, Памфилию, Пергию и Атталию в Антиохию, откуда были преданы благодати Божией на дело, которое и исполнили (Деян 13.1Деян 14.1), около 45 г. по Р.Хр. Это было первое миссионерское путешествие апостола Павла. В начале этого путешествия, когда Павел проповедовал Слово Божие проконсулу Сергию Павлу, Лука в первый раз делает замечание: «Савл, он же и Павел» (Деян 13.3). Вероятно, он отметил это здесь именно потому, что с этого времени началось более широкое служение апостола в языческом мире, в котором он более был известен под своим римским именем «Павел», нежели под еврейским «Савл».

Для выяснения некоторых спорных вопросов относительно обрезания и пр., Павел и Варнава были посланы на Апостольский Собор в Иерусалиме (Деян 15.1) около 50 г. по Р.Хр. По возвращении оттуда они продолжали совместную работу в Антиохии, но затем расстались друг с другом из-за несогласия относительно Иоанна, называемого Марком (Деян 15.35). Варнава и Марк отплыли на Кипр, Павел же, взяв с собой Силу, отправился в свое второе миссионерское путешествие (Деян 15.40 и главы Деян 16.1, Деян 17.1, Деян 18.1), – около 51 г. по Р.Хр. Они (Павел и Сила) прошли через Сирию и Киликию до Дервии и Листры, где к ним присоединился Тимофей (Деян 16.1 и дал.), и дальше, через Фригию в Троаду. Здесь ночью Павлу было видение: «предстал некий муж македонянин, прося его и говоря: приди в Македонию и помоги нам. Немедленно они переправились через Геллеспонт (Дарданеллы) и стали проповедовать слово Божие в Греции (Деян 16.9 и дал.), принеся таким оразом слово жизни в Европу. Сначала они посетили Филиппы, потом Фессалонику, Верию, Афины и Коринф. В последнем городе они встретились с Акилою и женою его Прискиллою и проповедовали там в течение 1 12 года (Деян 18.1 и дал.). В результате проповеди слова Божия повсюду вырастали маленькие церкви. Из Коринфа Павел возвратился морем в Ефес, а оттуда через Кесарию и Иерусалим в Антиохию (Деян 18.18 и дал.) – около 54 г. по Р.Хр.

Третье миссионерское путешествие апостол предпринял в 54 г. по Р.Хр, (Деян 18.23 и дал.) из Антиохии через Галатийскую страну и Фригию в Ефес, где пробыл и благовествовал 2 или 3 года (Деян 19.8, Деян 20.31), после чего он, по причине народного восстания, принужден был удалиться оттуда и направился снова в Македонию и Грецию, где прожил 3 месяца (Деян 20.1 и дал.) около 57 г. по Р.Хр. Затем, возвратившись через Македонию, он отплыл из Филипп в Троаду, оттуда в Милит и затем морским путем в Тир и Птолемаиду, из которой через Кесарию пришел в Иерусалим (Деян 20.3Деян 21.17).

В Иерусалиме его радушно приняли Иаков и пресвитеры, которые уговорили его принять участие в еврейском обряде очищения, чтобы опровергнуть в глазах народа слух, что Павел учит отступлению от закона Моисея (Деян 21.20 и дал.). Асийские иудеи, думая, что он ввел с собою в притворы храма необрезанного грека, которого они видели с ним в городе, возбудили против него мятеж и едва не убили его. Тысяченачальник полка, расположенного в крепости около храма, явился с воинами, взял Павла из их рук и, сковав его двумя цепями, повелел вести в крепость (Деян 21.30).

Арестованный Павел произнес две защитительные речи перед народом и перед синедрионом (Деян 22.23). Вследствие кровожадных планов евреев, он был послан под прикрытием отряда воинов в Кесарию (Деян 23.12), где правитель Феликс выслушал его и его обвинителей (Деян 24.1), около 58 г. по Р.Хр. Он пробыл в заключении 2 года, 58–60 (Деян 24.27); после этого времени Феликса сменил Порций Фест, который выслушал Павла (Деян 25.6); у него Павел потребовал суда кесарева (Деян 25.11). Допрошенный еще раз в присутствии царя Агриппы и его супруги Вереники (Деян 25.13), он был отправлен на корабле в Рим, чтобы предстать пред судом кесаря, – около 60 г. по Р.Хр.

Во время этого путешествия корабль, на котором он плыл, потерпел крушение около острова Мелит (Деян 27.1), где Павел пробыл три месяца; оттуда он весною 61 г. прибыл в Рим (Деян 28.11,16), и, увидев братьев, вышедших ему навстречу, он «возблагодарил Бога и ободрился». В Риме он жил довольно свободно целых два года, около 61–63 г. по Р.Хр. «на своем иждивении и принимал всех приходивших к нему, проповедуя Царствие Божие и уча о господе Иисусе со всяким дерзновением невозбранно» (Деян 28.30). Так оканчивается повествование о Павле в книге Деяний Апостолов. О конце его жизни мы не имеем достоверных сведений.

Предание говорит, что после упомянутых 2 лет он был освобожден и трудился, как благовестник и блюститель общин в Малой Азии, Греции и Италии, и что он по высказанному им однажды желанию (Рим 15.24,28) даже побывал в Испании. Так понимают некоторые слова Климента о Павле в его 1-ом послании к Коринфянам: «научив весь мир праведности и дойдя до крайних границ на западе, он, наконец, претерпел мученическую кончину» (Клим. 1Кор 3.14). Иные видят в этих словах намек на Италию, как крайнюю границу деятельности Павла.

Предположение о вторичном аресте Павла в Риме подтверждается некоторыми местами в посланиях к Титу и Тимофею, в которых упоминается о путешествиях Павла, например, в Ефес, Троаду и пр. (1Тим 1.3, 2Тим 4.13,20), на Крит (Тит 1.5), в Никополь (Тит 3.12); следовательно, в этот промежуток времени он пользовался свободой. Срав. «Трофим».

Предание далее говорит, что Павел, спустя некоторое время, вторично был заключен в темницу и что в царствование Нерона он вместе с Петром был казнен в Риме. Из 2Тим 4.6 и дал., (это послание написано из темницы) видно, что апостол со святой всепобеждающей радостью ожидает предстоящей мученической кончины. Если предположение о том, что Павел был освобожден после первого римского заключения верно, то это должно было произойти до ужасного гонения в июле 64 г., во время которого, само собой разумеется, не был бы пощажен такой видный вождь христиан, как Павел. Шафф указывает на удивительное совпадение, именно, что в конце второго года пребывания Павла в узах, еврейский историк Иосиф Флавий (тогда 27-ми лет) прибыл в Рим и исходатайствовал через супругу Нерона, Поппею, которая была полу еврейского происхождения, освобождение для некоторых еврейских священников, которых Феликс послал в качестве узников в Рим. Может быть и Павел также был освобожден в их числе.

Если это и так, то все же трудно определить с точностью год смерти Павла: по предположению, это событие произошло между 64 и 69 гг.

О внешних обстоятельствах жизни Павла мы имеем мало сведений. В качестве римского гражданина, он, наверное, принадлежал к почетному классу общества, но все-таки не был богат. Часто упоминается о том, что он кормился трудами своих рук. В Деян 23.16 и дал. говорится о сыне его сестры в Иерусалиме, который спас жизнь своего дяди. Из 1Кор 7.7, 1Кор 9.5 одни заключают, что он был холостым, другие, что он был вдовцом, По мнению некоторых из древних христиан Павел был женат, и что в Флп 4.3 он к своей жене обращается со словом «Сюнзюге» (Synzyge), которое скорее обозначает сотрудника, товарища или является именем какой либо особы, к которой Павел обращается с особым увещанием.

Наружность апостола Павла была невзрачна и речь его незначительна, по мнению поверхностных коринфян, хотя они должны были признать, что в посланиях он строг и силен (2Кор 10.10). Ростом он был мал, о чем заключают из Деян 14.12, где сказано, что язычники называли Варнаву Зевсом, а Павла Ермием. Некоторые места в посланиях дают повод думать, что у него был физический недостаток, который по временам его мучил. В Гал 4.13 и дал. он говорит, что в немощи плоти благовествовал им, т.е. он, вероятно, был там задержан какой-то болезнью. Во 2Кор 12.7 и дал. он говорит, что ему дано было «жало в плоть», ангел Сатаны, удручать его, чтобы он не превозносился чрезвычайностью откровений. Эти слова указывают, по всей вероятности, на физическое страдание, а не на духовные искушения, как понимают некоторые, а также не на плотское влечение, как думают другие. Выражение в Деян 13.9, Деян 23.1 обозначает, как Павел смотрел на Елима и на синедрион (гр. atenizo, русс. устремить взор), показывает, что он страдал слабостью зрения, может быть, вследствие света, который ослепил его на пути в Дамаск (возможно, что по слабости зрения он также не узнал первосвященника, Деян 23.5). Но то же гр. слово употребляется и в других местах Писания, например, Лк 4.20, Лк 22.56, Деян 11.6 и пр.

Древнейшее из имеющихся изображений Павла, относящееся, по-видимому, к концу первого или началу второго столетия найдено на большом бронзовом медальоне на кладбище Домициллы в Риме и теперь хранится в Ватиканской библиотеке. На нем изображены лица Петра и Павла, первого налево, последнего направо. «Павел менее представителен, очевидно, с пораженными глазами, лысый с короткой густой бородой. Вид у него вдумчивый, серьезный и почтенный» (Шафф). Гораздо более ценен для нас духовный облик апостола, как христианина, миссионера, блюстителя душ, пастыря церкви, брата и друга, который выявляется в его 13 посланиях. Эти послания, написанные между 52 (53) и 64 (67) годами, как церквам, так и отдельным лицам, почти все вызваны какими-либо особыми обстоятельствами, отвечая на животрепещущие вопросы того времени, они дают нам некоторое представление о богатстве природных и духовных даров, отличающих этот «избранный сосуд». Послания к римлянам и галатам дают ясное и связное изложение евангельского учения и особенно уясняют взаимоотношение между Ветхим и Новым Заветом. Послания к коринфянам поучают нас о духовных дарах церкви и дают практические указания о здоровом направлении церковной жизни. Послания к фессалоникийцам разъясняют вопросы о суде и воскресении. Послания к ефесянам, филиппинцам и колоссянам открывают неизмеримое богатство Славы Иисуса Христа и Церкви в Нем. Послания к Титу и Тимофею, которые получили название «пастырских посланий» говорят о благословениях и обязанностях, сопровождающих пастырское служение, и, какая полнота и многосторонность тем и изложения в этих посланиях, равно как и в замечательных проповедях Павла, записанных Лукою в Деяниях Апостолов. Здесь перед нами не просто философ, обладающий еврейской и языческой ученостью, который умеет отражать противников оружием из их же собственного арсенала (Деян 17.28, 1Кор 15.33, Тит 1.12); не только пастырь стада Христова, исполненный ревности за истину, который «заботится о всех церквах» (2Кор 11.28); не только апостол восстающий против лжеучений и лжепророков и указывающий людям на их обязанности во всех обстоятельствах жизни (1Кор 7.1, Еф 5.1, Еф 6.1, Кол 3.1, Кол 4.1); но также нежный, мягкосердечный, чувствительный человек, который замечательно воспел хвалу любви (1Кор 13.1); верный брат и друг, который даже не забывает посоветовать своему ученику Тимофею позаботиться о своем здоровье (1Тим 5.23), и который отправляет беглого раба, приобретенного им для Господа в узах, обратно к его господину, прося его принять бедного раба с той же любовью, с какой бы он принял самого апостола (Флм 1.12).

Вопрос о хронологической последовательности посланий ап. Павла до сих пор остается не вполне выясненным. Первыми по времени являются послания к фессалоникийцам (около 52 или 53 г. по Р.Хр.).

Затем следуют послания к галатам, коринфянам и римлянам (между 56–58 годами).

После них следуют послания с места заключения: к колоссянам, ефесянам, Филимону и филиппинцам (62 или 61–63 гг.).

Наконец следуют пастырские послания, из которых второе к Тим., по-видимому, написано незадолго до кончины апостола.

В качестве примеров, показывающих, как одно место Писания поясняет другое, и как согласуются книги, написанные независимо друг от друга, укажем на следующие параллельные места в Дeян. и посланиях Павла, освещающие события в жизни Павла.


Обращение Павла, Деян 9.1, Деян 22.1, Деян 26.1 Гонение в Дамаске, Деян 9.23 и дал. Посещение Иерусалима, Деян 9.26, Деян 15.2 Павел один в Афинах, Деян 17.16 Делание палаток, Деян 18.3, Деян 20.34 Два (или три) посещения Коринфа, Деян 18.1, Деян 20.2 Аполлос в Коринфе, Деян 18.27 и дал. Для иудеев, как иудей, Деян 16.3, Деян 18.18, Деян 21.23 и дал. Крещение Криспа и Гайя, Деян 18.8 Последнее путешествие в Иерусалим, Деян 24.17 Желание поехать в Рим, Деян 19.21 Посланник в узах, Деян 28.16 и дал. Гал 1.15 и дал. 1Кор 15.8 1Тим 1.13 и дал. 2Кор 11.32 и дал. Гал 1.18, Гал 2.1 1Фес 3.1,7 1Кор 4.12 1Фес 2.9 1Кор 2.1, 1Кор 4.19, 1Кор 16.5 и дал. 1Кор 1.12, 1Кор 3.6 1Кор 9.20 1Кор 1.14 и дал. Рим 15.25 и дал. Рим 1.13, Рим 15.23 Еф 6.19 и дал.

В заключение скажем несколько слов об отношении Павла к остальным апостолам. Из Деян 9.27 видим, что Варнава сначала ввел Павла в среду апостолов; тогда Павел 15 дней пробыл вместе с Петром и виделся также с Иаковом, братом Господним (Гал 1.18 и дал.). С одной стороны, Павел высказывает, что он в сравнении с видевшими Господа во плоти и сообщавшийся с Ним является как бы некоторым извергом, что он наименьший из апостолов и не достоин называться апостолом, потому что гнал Церковь Божию (1Кор 15.8 и дал.). С другой стороны, он подчеркивает, что избран не человеком, но Богом; что Евангелие, которое он проповедует, принято им не от людей, но от Самого Господа (Гал 1.1,11 и дал.), и что он ничему не учился от знаменитых апостолов (Гал 2.6). Когда впоследствии все встретились на соборе в Иерусалиме (Деян 15.4, Гал 2.2), то Павел вместе с Варнавой получили от трех главных апостолов: Иакова, Петра и Иоанна братское признание с согласием, чтобы Павел и Варнава преимущественно благовествовали язычникам, а остальные евреям (Гал 2.7 и дал.). В вопросе об обязательстве обрезания и других иудейских постановлений для христиан из язычников также не было разногласия между Павлом и остальными. Когда некоторые из христиан, придерживавшиеся фарисейской ереси, доказывали необходимость обрезания, то Петр выступил первым и напомнил о том, как Бог через него призвал язычников, после чего задал вопрос: «Что же ныне искушаете Бога, желая возложить на выи учеников иго, которого не могли снести ни отцы наши, ни мы» (Деян 15.5 и дал.). Этими словами Петр поддержал Павла и Варнаву и, когда они рассказали, как Господь через них обратил язычников ко Христу, апостолы и пресвитеры согласились послать с Павлом и Варнавою к братьям в Сирии такое решение, чтобы для христиан из язычников не были обязательными уставы еврейства, за исключением некоторых предложенных Иаковом предписаний (Деян 15.22 и дал.). Обличение Павлом Петра в Антиохии касалось только недостаточной последовательности со стороны Петра (Гал 2.11 и дал.). Доказательством того, что хорошее отношение между Павлом и Петром после этого не изменилось, служит свидетельство Петра во 2Пет 3.15,16: «Как и возлюбленный брат наш Павел, по данной ему премудрости, написал вам, как он говорит об этом и во всех посланиях, в которых есть нечто неудобовразумительное, что невежды и неутвержденные к собственной своей погибели, превращают, как и прочие Писания». Из сравнения «с прочими писаниями» усматривается, что уже в то время, когда Петр писал свое послание, существовали собрания посланий ап. Павла, которые пользовались известным уважением.

Комментарии для сайта Cackle