Ангел Господень
Ангел Господень евр. малах Иегова, который выступает в некоторых местах Ветх. Завета от имени Иеговы, принимая божеские почести, есть «несотворенный ангел», которого Исайя называет Ангелом лица Божия (Ис 63.9), о котором Иегова говорит: «Мое Лицо» (Я Сам – русск. перевод); Исх 33.14 и далее, «Мое Имя в Нем» (Исх 23.21). Последний ветхозаветный пророк говорит о Нем: «внезапно придет в храм Свой Господь, Которого вы ищете, и Ангел Завета, Которого вы желаете» (Мал 3.1). Следовательно, Вечное Слово-Иисус, который явил Бога (Ин 1.18), в этом образе до Своего воплощения выступал среди народа Божия с древнего времени. Во многих относящихся сюда местах Он называется Ангелом Иеговы (евр. малах Иеговы) и, приблизительно, в двух местах – Ангелом Божиим (евр. малах Элохим, Быт 21.17, 31.11).
Так открылся этот Ангел Завета Агари (Быт 16.7 и дал.) «и нарекла Агарь Господа, Который говорил с ней, сим именем: «Ты Бог, видящий меня»; затем в Быт 21.17 и далее «Бог услышал голос отрока, а Ангел Божий с неба возвал к Агари... «Я произведу от него великий народ». Тот же Ангел в Быт 22.11 и далее (принесение в жертву Исаака) воззвал к Аврааму: «с неба Я сказал: Мною клянусь, говорит Господь» и т.д. Этот Ангел также явился Иакову (Быт 31.11 и далее) и сказал: «Я Бог, явившийся тебе в Вефиле». Моисею (Исх 3.2, 6) явился Ангел Господень из пламени огня, из тернового куста... и сказал: «Я Бог отца твоего... Моисей закрыл лицо свое, потому что боялся воззреть на Бога». Срав. Деян 7.30 и далее об Ангеле, который говорил с Моисеем на Синае. Также срав. Нав 5.13 и далее о «Вожде воинства Господня»; Суд. 2.1, 13.3 и далее. В других местах слово «ангел Господень» обозначает сотворенные существа, напр., пророков (Агг 1.13), священников (Мал 2.7) или служебных ангелов (Лк 1.11), которые ополчаются вокруг боящихся Его (Пс 33.8) и поражают Его врагов (4Цар 19.35, Ис 37.36).