Ангел
Ангел это слово в основном тексте (евр. малах, греч. ангелос) собственно означает: вестник или посланник; оно часто употребляется в Библии, когда речь идет об обыкновенных вестниках или даже известиях (Мф 11.10, Лк 7.24, Лк 9.52, Иов 1.14, 1Цар 11.3, в русском переводе – вестник, посол и др.); о пророках (Агг 1.13, евр. Аггей – ангел Господень); священниках (Мал 2.7), о всем израильском народе (Ис 42.19), а также о неодушевленных предметах (Пс 103.4) и о слугах сатаны во 2Кор 12.7 и, может быть, в Пс 77.49. В обыкновенном значении, т.е. вестник, слово ангел употребляется также, когда говорится об Ангеле завета (Мал 3.1) и о пастырях христианских церквей – «ангелы семи церквей» (Откр 1.20, 2:1, 8). О выражении Павла в 1Кор 11.10 см. «Покрывало»
Обыкновенно словом ангел в Библии обозначается особый род разумных существ. Ангелы в собственном значении слова – существа другого порядка, чем люди: они окружают Бога; или Бог пользуется ими как орудием в управлении миром; через них Он помогает отдельным лицам и народам (Мф 1.20, Дан 10.13). Они – или настоящие духи (Евр 1.14), или имеют тонкое невесомое тело (Ср. Лк 20.36 с Флп 3.21), но мы знаем, что они не имеют такого вида, как люди и у них не существует различных полов (Мф 22.30). Без сомнения, они были созданы задолго до сотворения земли. В книге Иов 38.7 говорится о том, что утренние звезды ликовали и все сыны Божий славили Бога, когда Он полагал основания земли. Библия говорит нам, что их очень много (3Цар 22.19, 4Цар 6.16–17, Пс 67.18, Мф 26.53, Лк 2.13, Евр 12.22 и дал., Дан 7.10: «тысячи тысяч служили Ему; и тьмы тем предстояли перед Ним»). Они отличаются крепостью и силою, и называются в еврейском тексте «сильными героями» (Пс 102.20, срав. 2Пет 2.11, Откр 5.2, Откр 18.21, Откр 19.17). О их непрестанной деятельности узнаем из Суд. 13.20, Ис 6.2 и дал., Дан 9.21 и дал., Деян 27.23, Откр 8.13. Теперь они являются служителями благодати, а в будущем явятся служителями и исполнителями суда (Мф 13.39, 16:27, 24:31, 25:31, 1Фес 4.16). Мы читаем также о различных степенях или чинах между ними. Срав. Кол 1.16, где различаются престолы, господства, начальства и власти, и Еф 3.10, где говорится о начальствах и властях на небесах. Высшие ангельские чины: – херувимы и серафимы, напр.: Гавриил и Михаил. Срав. 1Цар 4.4, Ис 6.2 и дал., Иез 10.1, Дан 8.16, 9.21, 12.1, Откр 12.7. Библия богата рассказами о таких событиях, в которых ангелы принимали участие видимо для людей.
В некоторых местах Священного Писания говорится, что Бог действовал Сам, хотя это действие совершалось через посредство ангелов. Сравни Исх 19.3, Деян 7.53, Гал 3.19.
В главные моменты божественного откровения они особенно проявляли свою деятельность, напр., во время объявления закона на Синае (Гал 3.19, Деян 7.38, 53), а также в таких случаях, как Рождество Христово, преображение, молитва в Гефсимании, воскресение и вознесение Иисуса Христа, равно как и при попечении о малом стаде Иисуса: Лк 16.22 (где они приносят Лазаря на лоно Авраамово), Пс 33.8, Мф 18.10 (где говорится об ангелах малых детей на небесах), – они всегда служат лишь орудием в руках Божиих, исполняя Его повеления (Пс 102.20, Пс 90.11, Евр 1.14). Поэтому и не допускается поклоняться им (Откр 19.10, Откр 22.8,9).
В то же время Писание учит нас, что все верующие находятся под их попечением и охраной, что ангелы радуются спасению грешников (Лк 2.10, Лк 15.7,10, 1Пет 1.12, срав. Евр 12.22). В указанных местах говорится о различных ангелах-хранителях. Слова Иисуса в Мф 18.10 показывают нам, что дети находятся под защитой ангелов. Срав. Евр 1.14, где говорится, что они суть «служебные духи, посылаемые на служение для тех, которые имеют наследовать спасение». Когда Петр стучал в ворота дома, где жили христиане, служанка Рода, узнав его голос, сказала, что Петр стоит у ворот, но некоторые из них не поверили ей и сказали, что это ангел (Деян 12.15). Ангелы-хранители различных народов или ангелы, которые наблюдают за различными нациями, как посланники Божий и Его орудия, упоминаются в некоторых местах у Даниила. Так, например, мы читаем о бодрствующих ангелах в видении Навуходоносора (Дан 4.10, 14, 20); в Дан 10.13, 20, 21 мы читаем, о князьях-ангелах Персии, Греции и Израиля. Срав. «Михаил Архангел»
В духовном и интеллектуальном отношении ангелы, с одной стороны, описываются, как святые, скорые и послушные исполнители воли Божией, исполненные Его славой и участвующие в Его совете (Дан 4.10, 14, Мф 25.31); с другой стороны, – как конечные, развивающиеся существа, далекие от совершенства по сравнению с Богом (Иов 4.18, Мф 24.36, срав. 1Пет 1.12). Этим объясняется возможность отпадения: «Ангелов, которые не сохранили своего достоинства, но оставили свое жилище, Бог соблюдает в вечных узах, под мраком, на суд великого дня» (Иуд 1.6); «дьявол и его ангелы» (Мф 25.41, Откр 12.9); «Бог ангелов согрешивших не пощадил, но, связав узами адского мрака, предал блюсти на суд для наказания» (2Пет 2.4).