Крест
Крест евр. цлав. Распятие. Крест. Распятие. Слово крест, лат. «крукс», первоначально обозначало вообще позорный столб или столб мучения, который мог иметь различную форму. У некоторых древних народов преступников привязывали к столбу за руки над головою, и выставляли их, таким образом, на общее посрамление и голодную смерть. Другой способ подобного наказания заключался в том, что врывали в землю заостренный кол и насаживали на него живого человека. Таким образом, Дарий посадил на колы более 3000 жителей покоренного Вавилона. В этом случае смерть наступала скорее. Наказание через повешение применялось в Египте (Быт 40.19), в Персии (1Езд 6.11, Есф 2.23), а также у евреев (Чис 25.4, Втор 21.22, Нав 8.29), хотя в этих последних случаях, по-видимому, вешали мертвое тело для посрамления. Смотри «Правосудие». Наказание через распятие является медленным убийством человека. При этом пользовались той формой креста, которая нам более известна и состоит из двух кусков дерева различной длины, скрепленных между собою. Были также кресты в форме буквы Т и буквы Х. Распятие на таких крестах было у римлян общепринятой смертной казнью для самых тяжких преступников, как то: разбойников, мятежников и тому подобных. Распятие, как говорит Цицерон, было самой жестокой и ужасной из всех казней. Благодаря римлянам, оно было введено также в Палестине, и это наказание для рабов и преступников применили к Иисусу (Мф 27.26, Ин 19.18). После бичевания ременной плетью приговоренный к распятию был обязан сам нести свой крест до места казни, которое обычно находилось вне города, около большой дороги. Там с него снимали одежду и распинали его на кресте, который перед этим вкапывали в землю. На кресте прибивалась дощечка с указанием вины. Распинаемого привязывали веревками или прибивали его руки и ноги гвоздями. Для упора среди креста был выступ для сидения, под ногами же ничего не было. Смерть наступала после ужасных мучений и очень медленно. В большинстве случаев распятый на кресте жил более 12 часов, а иногда смерть наступала только на третий день. Вот почему Пилат был удивлен, узнав о быстрой смерти Иисуса (Мк 15.44). Смерть наступала не от потери крови: воспаление ран, мучение от жажды, прилив крови к голове и сердцу отнимали постепенно силу у страдающего. Сильные натуры умирали от голода. Поэтому перебивание голеней считалось смягчением наказания, так как это укорачивало мучения. Мертвые тела оставляли висеть на кресте на растерзание диким зверям или для гниения. Евреи, обыкновенно, снимали их и хоронили.
Иисусу также должно было нести Свой крест, хотя Он изнемогал под его тяжестью, так что пришлось заставить земледельца Симона помочь Ему (Ин 19.17, Мф 27.32). Перед казнью Ему предложили пить крепкий напиток по еврейскому обычаю, согласно Притч 31.6: Дайте сикеру погибающему и вино огорченному душею». Иисус отказался, ибо Он хотел страдать и умереть в полном сознании (Мф 27.34), хотя потом, томимый жаждою, Он вкусил уксуса, который подали Ему (Ин 19.28 и дал.). Предшествовавшие ужасные страдания ускорили Его смерть и солдатам не нужно было перебивать Его костей, но один из них копьем пронзил Ему бок (Ин 19.33) во исполнение пророчества (Исх 12.46, Зах 12.10). Размышляя о том, что осужденный должен был сам нести крест, мы можем понять слова Иисуса, обращенные к Его последователям о несении креста (Мф 10.38, Мф 16.24).
Крест – дерево проклятия (Гал 3.13, Евр 12.2) – сделался славным символом спасения после того, как на нем был распят Иисус (Гал 6.14). Это орудие мучения – соблазн для неверующих евреев (Гал 5.11) и безумие для язычников (1Кор 1.23) – сделалось для христиан символом жизни, который даже над могилами свидетельствует о жизни и воскресении во имя Того, Кто смирил Себя до смерти и смерти крестной (Флп 2.8).