под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВИНОГРАДНИК/ЛО3А

Немногие сельскохозяйственные культуры так зависят от внимательного и искусного труда ч‑ка и от смены времен года, как В. Палестина, страна В-ов, научила Израиль вкушать плоды земли, посвящать свои силы многообещающему делу, полагаясь однако во всем на щедрость Божию. В то же время многоценный В. заключает в себе нечто таинственное. Вся его ценность – в его *плодах. Древесина его не имеет никакой ценности (Иез 15, 2–5), его бесплодные ветви годны только на сожжение (Ин 15, 6), но плоды его веселят «богов и людей» (Суд 9, 13). Итак, в В. сокрыта глубокая тайна: если он приносит радость сердцу ч‑ка (Пс 103, 15), то ч-к в свою очередь является В-ком, плод к-рого приносит *радость Богу.

1. Виноградник – радость человека. – Праведный *Ной посадил В. на земле, к-рую Бог обещал больше не проклинать (Быт 8, 21; 9, 20). Произрастание В-ков на земле есть именно знак того, что *благословение Божие не было полностью уничтожено грехопадением Адама (Быт 5, 29). Бог обещает и дарует Своему народу землю, богатую В-ками (Числ 13, 23 сл.; Втор 8, 8). Но те, кто попирает бедных (Ам 5, 11) или неверен Ягве (Соф 1, 13), не будут пить *вина от своих В-ков (Втор 28, 30, 39), к-рые будут уничтожены саранчой (Иоил 1, 7) или зарастут терновником (Ис 7, 23).

Весьма несправедлив царь, захватывающий В-ки своих подданных; в этом злоупотреблении, предсказанном Самуилом (1Цар 8, 14 сл.), оказывается виновным Ахав (3Цар 21, 1–16). Но в царствование благочестивого царя каждый живет в *мире под своей виноградной лозой и смоковницей (3Цар 5, 5; 1 Макк 14, 12). Этот идеал осуществится в мессианские времена (Мих 4, 4; Зах 3, 10); тогда В. будет давать плод свой (Ам 9, 14; Зах 8, 12). Цветущий В. есть образ Премудрости (Сир 24, 20) и плодовитой жены праведника (Пс 127, 3) и символизирует надежду брачущихся, воспевающих в Песне Песней тайну любви (Песн 6, 11; 7, 13; 2, 13, 15; ср 1, 13).

2. Израиль, виноградник неверный Богу. – Жених и виноградарь, Бог Израилев имеет Свой В. – это Его *народ. Согласно прор. Осип, Израиль – плодоносная лоза, благодарящая за свою *плодовитость других, а не Бога, своего *Жениха по Завету (Ос 10, 1; 3, 1). По словам Исаии Бог любит Свой В.; Он все сделал для него, но вместо *плода праведного, к-рого Он ожидал, В-к принес Ему кислый *урожай кровопролития; и Он предаст его разорителям (Ис 5, 1–7). Согласно Иеремии, Израиль – избранная лоза, но выродившаяся и ставшая бесплодной (2, 21; 8, 13); она будет вырвана и истоптана (5, 10; 12, 10). Наконец, Иезекииль сравнивает и неверный своему Богу Израиль (Иез 19, 10–14; 15, 6 слл) и царя, изменившего союзу, скрепленному клятвой (17, 5–19), с плодоносным, но затем засохшим и сожженным В-ком.

Настанет день, когда В. расцветет под неусыпным охранением Божиим (Ис 27, 2 сл.). Вот почему Израиль взывает к *неизменной любви Божией: да спасет Он этот В., пересаженный Им из Египта в землю Его, к-рый Он вынужден был предать разорению и огню, но к-рый отныне будет верен Ему (Пс 79, 9–17). Но Израиль не сдержал своего обещания. Повторяя слова Исаии, Иисус так передает историю избранного народа: Бог не переставал ожидать плодов от Своего В.; но, вместо того, чтобы слушать посланных Им пророков, виноградари их избили (Мк 12, 1–5). В преизбытке Своей любви Он посылает теперь Своего возлюбленного Сына (12, 6); в ответ на это вожди народа в довершении своей неверности убивают Сына, наследством к-рого является В. Поэтому виновные будут наказаны, но смерть Сына откроет новую стадию Божественного *замысла: В., отданный верным виноградарям, наконец принесет плоды (12, 7 слл; Мф 21, 41 слл).

Кем же будут эти верные виноградари? Словесные уверения не имеют цены: нужен деятельный *труд, единственно приносящий плод (Мф 21, 28–32). Для *сбора винограда Бог примет всех работников: будут ли они трудиться с утра, будут ли наняты в последний час – все получат равное вознаграждение. Ибо призыв к труду и предложенная плата – безвозмездные дары, а не право ч‑ка: все есть *благодать (Мф 20, 1–15).

3. Истинный виноградник, слава и радость Божия. – Иисус дает Богу то, чего не смог Ему дать Израиль. Он – плодоносный В., Лоза истинная, достойная Своего имени. Он – подлинный *Израиль. Он насажден Своим Отцом, взращен и обрезан, чтобы принести обильный плод (Ин 15, 1 слл; Мф 15, 13). Он воистину приносит Свой плод, отдавая Свою жизнь, проливая Кровь Свою, как высшее доказательство любви (Ин 15, 9, 13; ср 10, 10 сл, 17); и *вино, плод В., становится в Таинстве Евхаристии таинственным знамением этой *Крови, пролитой для скрепления нового Союза–Завета, средством причащаться любви Христовой и *пребывать в Нем (Мф 26, 27 слл п; Ин 6, 56; 15, 4, 9 сл.).

Он есть виноградная лоза, а мы ветви, как Он есть *Тело, а мы члены Его. Истинный В. – это Он, но также Его *Церковь, члены к-рой находятся в общении с Ним. Без этого *общения мы ничего не можем сделать: только Иисус, Лоза истинная, может принести плод во славу Виноградаря, т. е. Отца Своего. Без единения с Ним мы будем ветвями, отрезанными от Лозы, лишенными сока, бесплодными, годными только на сожжение (Ин 15, 4 слл). К этому единению призываются все люди любовью Отца и Сына; они призываются действием благодати, ибо Иисус избирает тех, кто станет Его ветвями, Его *учениками; не они избирают Его (15, 16). Через это единение ч-к становится ветвью истинной Лозы. Оживотворенный любовью, соединяющей Иисуса с Отцом, он приносит плод во славу Отца. Так он приобщается радости Сына, к-рая есть прославление Отца (15, 8–11). Такова тайна истинного В.: Христа и Церкви; она выражает плодотворный союз и радость пребывающую, совершенную и вечную (ср 17, 23).

MFL

– > вино – плод – сбор винограда – Церковь II 2, V 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle