под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ВИНО

Наряду с пшеницей и *елеем, В. Святой Земли входит в состав повседневной пищи (Втор 8, 8; 11, 14; 1Пар 12, 41); ему свойственно «веселить сердце человека» (Пс 103, 15; Суд 9, 13). Поэтому оно является одним из элементов мессианского пира, но также, и прежде всего – Евхаристической вечери, на к-рой верующий черпает *радость в самом ее источнике – в любви Христовой.

1. В обыденной жизни. – Приписывая *Ною нахождение виноградной лозы и указывая на неожиданное действие В. на него (Быт 9, 20 сл), ягвистское предание подчеркивает одновременно и благотворные и опасные свойства В. Будучи признаком благосостояния (Быт 49, 11 сл; Притч 3, 10), В. является весьма ценным благом, делающим жизнь приятной (Сир 32, 7; 40, 20), если его употреблять умеренно. Умеренность – одно из проявлений внутреннего равновесия ч‑ка, к-рое постоянно проповедуется в кн. Мудр. Аксиома сына Сирахова: «Вино полезно для жизни человека, если будешь пить его умеренно» (Сир 31, 31) – самая яркая иллюстрация этого (ср 2 Макк 15, 39). В пастырских посланиях советы умеренности очень часты (1Тим 3, 3, 8; Тит 2, 3), но употребление В. в надлежащих случаях даже советуется (1Тим 5, 23). Сам Иисус вкушал В., не боясь осуждения (Мф 11, 19 п). Ч-к, не придерживающийся умеренности, подвергается различным опасностям. Пророки резко обличают знатных, любящих много пить, потому что они забывают Бога и свою ответственность в отношении угнетаемого и подстрекаемого ко злу народа (Ам 2, 8; Ос 7, 5; Ис 5, 11 слл; 28, 1; 56, 12). Мудрые обращают больше внимания на последствия этих излишеств для самого ч‑ка: пьяница обречен на бедность (Притч 21, 17), ярость (Сир 31, 35), разврат (Сир 19, 2), несправедливость в словах (Притч 23, 30–35). Павел подчеркивает, что *пьянство ведет к распутству и вредит жизни Духа в хр–не (Еф 5, 18).

2. В культовом обиходе. – Так как В. от Бога, как и все плоды земные, оно употребляется в жертвоприношениях. Уже в древнем святилище Силома вино приносилось в дар (1Цар 1, 24), чтобы во время жертвоприношений совершать предписанные возлияния (Ос 9, 4; Исх 29, 40; Числ 15, 5, 10). В. входит в число начатков, к-рые полагаются священникам (Втор 18, 4; Числ 18, 12; 2Пар 31, 5), и наконец оно является частью НЗ-ого жертвоприношения, отменяющего предыдущий обряд. С другой стороны, в некоторых случаях имеет место и религиозно–обоснованное воздержание от В. От священников оно требуется во время исполнения их обязанностей, потому что последние требуют полного самообладания, в особенности, чтобы учить и судить (Иез 44, 21 слл; Лев 10, 9 слл). Воздержание от вина может также быть напоминанием о том времени, когда Израиль был лишен его в пустыне и приближался к Богу, ведя суровую жизнь (Втор 29, 5 сл.). Много времени спустя, после поселения в Ханаане, род Рехавитов (Иер 35, 6–11) сохранял эту верность кочевому образу жизни, при к-ром обходились без В. Подобно этому в назорействе (ср Ам 2, 21) существовал обычай аскетического характера воздерживаться от всякого плода виноградного в знак посвящения Богу. Т. обр. еще до своего рождения был посвящен по воле Божией Самсон (Суд 13, 4 сл.); аналогичен и случай с Самуилом (1Цар 1, 11) и Иоанном Крестителем (Лк 1, 15; ср 7, 33). Узаконенное священническим кодексом назорейство могло также приниматься как временный обет (Числ 6, 2–20), что встречается еще и в иудео–христианской общине (ср Деян 21, 23 сл.). Наконец, верующие часто призывались к воздержанию от В. во избежание опасности компромисса с язычеством: об этом свидетельствует иудаизм в послепленный период (Дан 1, 18; ср Иф 10, 5). Воздержание нек–рых хр-н вероятно проистекает из стремления к аскетической жизни (1Тим 5, 23); но ап. Павел напоминает, что этот аскетизм должен руководствоваться осторожностью и любовью (Рим 14, 21; ср 1Кор 10, 31).

1. В обычном смысле В. символизирует все, что приносит отраду в жизни: дружбу (Сир 9, 13), ч-ческую любовь (Песн 1, 3; 4, 10) и вообще всю земную *радость с ее двойственностью (Екк 10, 19; Зах 10, 7; Иф 12, 13; Иов 1, 18). Поэтому оно может вызвать и представление о нездоровом *опьянении в *идолопоклоннических культах (Иер 51, 7; Откр 18, 3) и о счастьи последователя *Премудрости (Притч 9, 2).

2. С религиозной точки зрения символика В. включается в эсхатологический контекст.

а) В ВЗ, объявляя великие наказания оскорбляющему Его народу, Бог говорит о лишении его В. (Ам 5, 11; Мих 6, 15; Соф 1, 13; Втор 28, 39). Тогда остается пить только В. *гнева Божия, *чашу ярости (Ис 51, 17; ср Откр 14, 8; 16, 19). Счастье же, обещанное Богом Его верным, часто выражается в образе большого количества В., как, напр., в утешительных пророчествах (Ам 9, 14; Ос 2, 22; Иер 31, 12; Ис 25, 6; Иоил 2, 19; Зах 9, 17).

б) В НЗ «новое вино» является символом мессианских времен. Иисус говорит, что новый Завет, заключенный в Его лице, есть новое В., разрывающее ветхие мехи (Мк 2, 22 п). Та же мысль выявляется в повествовании ев. Иоанна о браке в Кане: брачное В., то доброе вино, к-рое «доселе ожидалось», есть дар Христовой любви, знак радости, к-рая осуществляется пришествием Мессии (Ин 2, 10; cp 4, 23; 5, 25). Выражение «новое вино» есть и у Мф 26, 29, в описании эсхатологической Вечери, уготованной Иисусом для верных в Царстве Отца Его: это и есть завершение мессианских времен. Упоминание о В. носит не только символический характер: оно приводится и в рассказе об установлении *Евхаристии. Прежде чем пить новое В. в Царстве Отца, хр-н питается на протяжении всей своей жизни В., ставшим пролитою *кровью Его Господа (ср 1Кор 10, 16).

Следовательно, употребление В. – для хр–на не только повод к благодарению (Кол 3, 17; ср 2, 20 слл), но и напоминание о Жертве, являющейся источником спасения и вечной радости (1Кор 11, 25 сл.).

DS

– > виноградник – гнев Б ВЗ I 1, НЗ I 1 III 2 – голод и жажда ВЗ 1 б – Евхаристия – Ной I – опьянение – радость ВЗ I – сбор винограда – трапеза – чаша


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle