под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ЦАРСТВО

«Приблизилось Царство Небесное»: вот, что стоит на первом месте в проповеди Иоанна Крестителя и Иисуса (Мф 3, 1; 4, 17). Чтобы понять, в чем заключается тайна этого Ц., к-рое Иисус пришел установить на земле, какова его природа и каковы его требования, нужно обратиться к НЗ. Однако сама тема этого Ц. уже была намечена в ВЗ, возвещавшем и подготовлявшем его приход.

ВЗ

Божественность Ц. – идея, общая всем религиям древнего Востока. Мифологии пользуются ею, чтобы сообщить свящ. характер земному *царю, наместнику на земле бога–царя. Обращаясь в свою очередь к этой теме, ВЗ вкладывает в нее совсем особое содержание, связанное с присущими ему монотеизмом, концепцией политической власти и эсхатологией.

Образ *Ягве–Царя отсутствует в начале ВЗ. Бог Авраама, Исаака и Иакова не имеет царских атрибутов, даже когда Он является Моисею, чтобы открыть Свое *Имя (Исх 3, 14). Но после обоснования Израиля в Ханаане начинают очень скоро прибегать к этому символическому представлению о Боге для выражения взаимоотношений между Ягве и Его народом. Ягве царствует над Израилем (Суд 8, 23; 1Цар 8, 7). *Культ Его есть служение, осуществляемое как Его подданными на земле, так и Его *ангелами на небесах. Эту основную идею мы видим и в лирике гимнов (Пс 23, 7–10), и у пророков (Ис 6, 1–5); свящ. писатели разрабатывают различные ее аспекты. Ягве царствует вовеки (Исх 15, 18), на небе (Пс 10, 4; 102, 19), на земле (Пс 46, 3), во вселенной, сотворенной Им (Пс 92, 1 сл; 94, 3 слл). Он царствует над всеми народами (Иер 10, 7, 10). Однако, среди них есть народ, к-рый Он избрал как Свой особый удел: это Израиль, к-рого Он через *Завет–Союз сделал «Ц. священников и народом святым» (Исх 19, 6). Царствование Ягве проявляется особым обр. в Израиле, Его Царстве. Великий Царь пребывает там среди Своих в *Иерусалиме (Пс 47, 3; Иер 8, 19). С Сиона Он благословляет их (Пс 133, 3), руководит ими, охраняет их, собирает их, как *пастырь свое стадо (Пс 79; см Иез 34).

Так тема божественности Ц. превосходно применяется к доктрине Завета–Союза, к-рая сообщает ей совершенно новое содержание. Царь Ягве Саваоф (= воинств Ис 6, 5) царствует над миром, управляя его жизнью и событиями, руководя ими и совершая над ними Свой суд. И Он хочет, чтобы в народе Его признание царственного Его правления выражалось в действенном соблюдении Его закона. Это главное требование придает Ц. характер нравственный, а не политический, в резком контрасте со всеми представлениями древнего мира о божественном Ц.

Израиль, будучи Ц. Божиим, имеет, однако, политическое устроение, к-рое меняется со временем. Но когда народ ставит над собой *царя, установление этого ч-ского Ц. должно быть подчинено Ц. Ягве и стать органом теократии, основанной на Союзе–Завете. Этим объясняются, с одной стороны, противомонархические течения (1Цар 8, 1–7, 19 слл), а, с другой стороны, вмешательство посланцев Божиих, к-рые провозглашают избранников Ягве: Саула (10, 24), Давида (16, 12) и наконец дом Давида (2Цар 7, 12–16). С этого времени Ц. Божие опирается в мире сем на Ц. ч-ское, к-рое, как и все его соседи, участвует в международной политике. Конечно, Ц. царей Израиля – необычное Ц. Царям поручено Ц. Ягве, К-рому они должны служить (2Пар 13, 8; см 1Пар 28, 5), и Ягве рассматривает потомков Давида как *сыновей (2Цар 7, 14; Пс 2, 7). Все же опыт монархии страдает двойственностью: дело Ц. Божия не совпадает с земным честолюбием царей, в особенности когда они не признают божественного Закона. И пророки неустанно напоминают им о подчиненности политического строя религиозному. Они упрекают царей за их грехи и возвещают кары, к-рые последуют (уже в 2Цар 12; 24, 10–17). Слезами и кровью писалась история Ц. Израиля до того дня, когда этот опыт окончательно завершился разрушением Иерусалима к великому отчаянию верных Иудеев (Пс 88, 39–46). Главная причина этого падения дома Давидова – разрыв царей земных с тем Царем, от К-рого они имели власть (см Иер 10, 21).

Во время крушения Ц. Израиля религиозные вожди народа обращают свой взор назад, через эпоху Ц. к первоначальной теократии, к-рую они хотят восстановить (см Исх 19, 6). Пророки возвещают, что Израиль в последние времена вновь обретет ее свойства. Правда, в своих обетованиях они уже отводят место грядущему *Царю, Мессии, Сыну Давидову.

Но тема Ц. Ягве получает у них гораздо большее значение, особенно после Плена. Ягве, подобно *Пастырю, Сам будет заботиться о Своем стаде, чтобы спасти его и, собрав, возвратить в его землю (Мих 2, 13; Иез 34, 11…; Ис 40, 9 слл). Самой лучшей вестью, возвещенной в Иерусалиме, было: «Воцарился Бог твой» (Ис 52, 7; см Соф 3, 14 сл.). Прогревается постепенное расширение этого Ц. на всю землю: люди соберутся отовсюду в Иерусалим, чтобы поклониться Царю Ягве (Зах 14, 9; Ис 24, 23).

Перенося эти лучезарные обетования в культовой план и оркестрируя темы более древних псалмов, послепленная поэзия заранее воспевает эсхатологическое Ц. Божие: универсальное Ц., возвещенное и признанное у всех народов, явленное *Судом Божиим (Пс 46; 95–98; см 144, 11 слл). Наконец, в дни гонения Антиоха Епифана апокалипсис Даниила торжественно возобновляет обетования пророков.

Трансцендентное Ц. Божие воздвигнется на развалинах ч-ских империй (Дан 2, 44…). Его знаменует символ *Сына Ч-ского, грядущего на облаках небесных, а образы *Зверей символизируют политические державы мира сего (Дан 7). Пришествие *Сына Ч-ского сопровождается *Судом, после чего Ц. будет дано навсегда Ему и народу святых Всевышнего (7, 14, 27). Владычество Ягве примет конкретную форму Ц., к-рое будет поручено народу (см Исх 19, 6). Но Ц. это больше не будет «от мира сего». В кн. Прем, есть отклик на то же обетование: после Суда праведники «будут судить племена и владычествовать над народами, а над ними будет Господь царствовать вовеки» (3, 8).

После веков подготовки евр. народ жил в ожидании Ц., о чем свидетельствует неканоническая литература. Это ожидание нередко принимает политическую форму: ожидается восстановление Ц. Давидова Мессией. Но наиболее религиозные души прозревают здесь реальность по существу внутреннюю: по учению раввинов, исполняя закон, «праведник берет на себя иго Ц. небесного». Такова надежда, уже проникнутая упованием, но еще отмеченная некоторой двойственностью. На нее ответит Евангелие Ц.

НЗ

1. Иисус отводит первое место в Своей проповеди Ц. Божию. В селах Галилеи Он возвещает Благую Весть о Ц. (Мф 4, 23; 9, 35). «Ц. Божие», – пишет Марк, «Ц. Небесное», – пишет Матфей, в соответствии с навыками языка раввинов; оба выражения равнозначны.

*Чудеса, сопровождающие проповедь, – знамения присутствия Ц., помогающие прозревать его значение. С приходом Ц. кончается господство *Сатаны, *греха и *смерти над людьми: «Если же Я Духом Божиим изгоняю *бесов, то, конечно, достигло до вас Ц. Божие» (Мф 12, 28). Следовательно, надо принять решение: Обратиться, принять требования Ц., чтобы стать *учеником Иисуса.

2. Апостолы уже при жизни своего Учителя получают миссию провозглашать в свою очередь эту Благую Весть Ц. (Мф 10, 7). После Пятидесятницы Ц. остается конечной перспективой евангельской проповеди, даже у Павла (Деян 19, 8; 20, 25; 28, 23, 31). Обращенные верные переносят тысячи испытаний именно для того, чтобы «войти в Ц. Божие» (Деян 14, 22), ибо Бог призывает их «в Свое Ц. и славу» (1Фес 2, 12). Но отныне Ц. Божие немыслимо без *имени Иисуса Христа, сообщающего Благой Вести полноту ее содержания (Деян 8, 12): дабы войти в Ц., надо уверовать в Иисуса.

Ц. Божие есть некая таинственная реальность, сущность к-рой мог открыть только Иисус. Он дает, однако, откровение о Ц. лишь смиренным и малым сим, а не мудрым и разумным мира сего (Мф 11, 25), Своим ученикам, а не «тем внешним», для к-рых все остается загадочным (Мк 4, 11 п). Педагогика Евангелий состоит в большой степени в постепенном открывании *тайн Ц., особенно в *притчах. После Воскресения эта педагогика восполняется (Деян 1, 3). Ее завершит действие Св. Духа (см Ин 14, 26; 16, 13 слл).

1. Парадоксы Царства. – В иудаизме эсхатологические пророчества ВЗ понимались буквально и пришествие Ц. представлялось в торжестве славы и немедленно. Иисус видит все это совершенно по- другому: Ц. приходит, когда *Слово Божие обращается к людям. Оно возрастает, подобно *семени, брошенному в землю (Мф 13, 3–9, 18–23 п). Оно *возрастет своей собственной силой, подобно зерну (Мк 4, 26–29). Оно подымет мир, подобно закваске, положенной в тесто (Мф 13, 33 п). Скромность начала противополагается т. обр. будущему, к-рое ему обещано. В самом деле, Христос обращает Слово только к Иудеям Палестины, и среди них – лишь к «малому стаду» учеников, к-рым Бог «благоволил дать Ц.» (Лк 12, 32). Но это же Ц. должно стать большим *деревом, где укрываются все птицы небесные (Мф 13, 31 сл п). Ц. примет в свое лоно все народы, ибо оно не связано ни с одним из них, даже не с *народом *иудейским. Оно существует в мире сем в той мере, в какой *Слово Божие принимается людьми (см Мф 13, 23), и может считаться некоей невидимой реальностью. Пришествие Ц. не может наблюдаться, как какое–либо природное явление (Лк 17, 20 сл.). Тем не менее оно проявляется вовне, как пшеница на поле, смешанная с плевелами (Мф 13, 24…). «Малое стадо», к-рому дано Ц. (Лк 12. 32), придает ему земной облик, облик нового *Израиля, *Церкви, основанной на камне-*Петре, к-рый даже получает «ключи Ц. Небесного» (Мф 16, 18 сл.). Следует лишь отметить, что это земное устроение не есть устроение Ц. ч-ского. Иисус уклонился, когда Его хотели сделать *Царем (Ин 6, 15), и разрешил называть Себя *Мессией только в совсем особом смысле.

2. Последовательные фазы Царства. – Ц. призвано возрастать, и, следовательно, надо считаться с фактором времени. Правда, в нек–ром смысле, *времена исполнились и Ц. уже пришло. Со времени Иоанна Крестителя началась эра Ц. (Мф 11, 12 сл п). Это время Жениха, брачное время (Мк 2, 19 п; см Ин 2, 1–11) и время *жатвы (Мф 9, 37 слл п; см Ин 4, 35). Однако, притчи о *возрастании (семя, горчичное зерно, закваска, плевелы и пшеница, рыбная ловля – см Мф 13) указывают на нек–рый промежуток времени между этим историческим началом Ц. и его совершенным осуществлением. Более того, теперь «Царство силою берется» (Мф 11, 12), т. к. его распространению через проповедь Евангелия пытаются всячески препятствовать. После Воскресения Иисуса факт разобщенности во времени между Его вхождением в славу и возвращением как Судьи (Деян 1, 9 слл) помогает окончательно понять природу этого переходного времени: это будет время *свидетельства (Деян 1, 8; Ин 15, 27), время Церкви. К концу этого времени Ц. наступит в своей полноте (см Лк 21, 31): в нем совершится Пасха (Лк 22. 14 слл), это будет эсхатологическая *трапеза (Лк 22. 17 сл.), на к-рую придут званые отовсюду и разделят ее с патриархами (Лк 13, 28 сл п; см 14, 15; Мф 22, 2–10; 25, 10). Верные призваны *наследовать Ц., пришедшее к завершению своему (Мф 25, 34) после воскресения и преображения их тел (1Кор 15, 50; см 6, 10; Гал 5, 21; Еф 5, 5). До тех же пор они взывают в молитве: «Да приидет Ц. Твое» (Мф 6, 10 п).

3. Вхождение людей в Царство. – Царство есть дар Божий по преимуществу, основная ценность, к-рая приобретается ценой всего, что мы имеем (Мф 13. 44 слл). Но для принятия его надо выполнить некоторые условия. Однако не следует рассматривать Ц. как должное вознаграждение: Бог свободно зовет людей в Свой виноградник и дает Своим работникам, что Ему угодно дать (Мф 20, 1–16). Если все дается благодатью, люди, тем не менее, должны отвечать на эту *благодать. Грешники, закоренелые во зле, не имеют «наследия в Ц. Христа и Бога» (1Кор 6, 9 сл.; Гал 5, 21; Еф 5, 5; см греч и Вульг, Откр 22, 14 сл.). С тех, кто хочет войти в Ц. и унаследовать его, спрашивается много: быть нищим духом (Мф 5, 3 п), быть как *дитя (Мф 18, 1–4 п; 19, 14), действительно искать Ц. Божия и *правды Его (Мф 6, 33), переносить гонения (Мф 5, 10 п; Деян 14, 22; 2Фес 1, 5), жертвовать всем, что имеешь (Мф 13, 44 слл; см 19, 23 п), быть праведнее *фари- сеев (Мф 5, 20) – словом исполнять *Волю Отца (Мф 7, 21), особенно в деле братской любви (Мф 25. 34). Ибо, если много званых, то мало избранных: возлежащий на пире не в брачной одежде будет изгнан (Мф 22, 11–14). Прежде всего нужно *обращение (см Мф 18, 3), новое *рождение, без к-рого нельзя «увидеть Ц. Божие» (Ин 3, 3 слл). Принадлежность к иудейскому народу перестает быть необходимым условием, как это было в ВЗ: «Многие придут с Востока и Запада и возлягут… в Ц. Небесном, а сыны Царства извержены будут во тьму внешнюю» (Мф 8, 11 слл п). Такова перспектива *Суда, к-рый представлен в нек–рых притчах в конкретных образах: отделение плевел от пшеницы (Мф 13, 24–30), отбор хорошей рыбы после улова (Мф 13. 47–50), расплата с работниками (Мф 20, 8–15; 25, 15–30). Во всем этом заключается требование постоянного бодрствования (Мф 25, 1–13).

В НЗ две темы Ц. Божия и мессианского Ц. соединяются самым тесным образом, потому что Царь- Мессия есть Сын Самого Бога. Это центральное место Иисуса в тайне Ц. наличествует во всех трех стадиях осуществления Ц.: земная жизнь Иисуса, время Церкви и окончательное завершение всего.

1. Во время Своей жизни Иисус очень сдержанно реагирует, когда Его называют *Царем. Он принимает его как мессианское звание, соответствующее обетованиям пророков (Мф 21, 1–11 п), но освобождает его от всякого политического оттенка (см Лк 23, 2), открывает Ц. «не от мира сего», к-рое исповедуется свидетельством об Истине (Ин 18, 36 сл.). С другой стороны, Он не обинуясь отождествляет дело Ц. Божия со Своим делом: оставить все для Ц. Божия (Лк 18, 29) – значит все оставить «ради Имени Его» (Мф 19, 29; см Мк 10, 29). Описывая эсхатологическую награду, к-рая ждет людей, Он отождествляет *Ц. Сына Ч-кого с Ц. Отца (Мф 13, 41 слл) и заверяет Своих Апостолов, что завещает им Ц., как завещал Ему Отец Его (Лк 22, 29 сл.).

2. Его воцарение происходит лишь в час Его Воскресения: тогда Он сел на престол Отца (Откр 3, 21), будучи вознесен одесную Бога (Деян 2, 33–35). Т. обр. в продолжение времени Церкви Ц. Божие осуществляется среди людей посредством Ц. Христова. Христос – *Господь над всем (Флп 2, 11), ибо Бог сделал Своего Сына «Царем царей и Господом господствующих» (Откр 19, 16; 17, 14; см 1, 5).

3. В конце времен Христос, Победитель всех врагов, «предает Ц. Богу и Отцу» (1Кор 15, 24). Тогда это Ц. соделается «Ц. Господа нашего и Христа Его» (Откр 11, 15; 12, 10), и верные получат «Наследие в Ц. Христа и Бога» (Еф 5, 5). Так воцарится Господь Бог Вседержитель (Откр 19, 6). Ученики Иисуса будут призваны разделить славу этого Ц. (Откр 3, 21), ибо уже здесь Иисус сделал их «царями и священниками Богу и Отцу Своему» (Откр 1, 6; 5, 10; 1Петр 2, 9 см; Исх 19, 6).

RD & PG

– > бедные НЗ I – возрастание 3 – дерево 2 – Евангелие – замысел Божий ВЗ V, НЗ – земля НЗ I 2 – Иисус Христос I 1, 2 – Мессия ВЗ II 3, НЗ II 1 – надежда НЗ I – народ А I 2, В I – насилие IV 1, 3 – наследство НЗ II – небо II, V – правда Б II НЗ – покаяние НЗ I, II – притча I 2, II 2, III – Сын Человеческий ВЗ II 1 – тайна НЗ I – трапеза IV – Церковь – чудо II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle