под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ХАРИЗМЫ

Слово X. греч. происхождения (χάρισμα). Оно того же корня, что и χάρις (благодать) и передается в русск. тексте НЗ выражением «дар благодати». Оно может означать все «непреложные дары Божии» (Рим 11, 29), в частности, «дар благодати», получаемый нами от Христа (Рим 5, 15 сл.) и раскрывающийся в жизнь вечную (Рим 6, 23). В самом деле, Бог нас «облагодатствовал» (Еф 1, 6: χαριτόω) во Христе и «дарует нам все» (Рим 8, 32: χαρίζω) Первый же из Его даров есть Сам Дух Св.: «Любовь Божия излилась в сердца наши Духом Святым, данным нам» (Рим 5, 5; см 8, 15). Как специально богословский термин слово X. понимается главным обр. в перспективе этого присутствия Св. Духа, К-рый проявляет Себя в многообразных «дарах духовных» (1Кор 12, 1–4). Проявление этих даров в жизни ставит ряд вопросов, к-рые рассматриваются главным обр. в Посл. Павла.

Уже в ВЗ присутствие *Духа Божия проявлялось в людях, вдохновляемых Им, чрезвычайными фарами: от пророческого ясновидения (3Цар 22, 28) до восхи́щения (Иез 3, 12) и до таинственного унесения на небо (3Цар 18, 12). В более общем смысле Исаия связывал с Духом дары, обещанные Мессии (Ис 11, 2), а Иезекииль – изменение сердец ч-ских (Иез 36, 26 сл.), тогда как Иоиль возвещал излияние Духа на всех людей (Иоил 2, 28–32). Нужно иметь в виду эти эсхатологические *обещания, чтобы понять опыт даров Духа в первоначальной Церкви, ибо она есть исполнение этих обетований.

1. Деяниях Апостольских Дух проявляется со дня Пятидесятницы, когда Апостолы говорят на всех *языках о великих делах Божиих (Деян 2, 4, 8–11), согласно Писаниям (2, 15–21). Это знаменует, что Христос, будучи вознесен десницею Божией и приняв от Отца обетование Св. Духа, излил Его на людей (2, 33). В дальнейшем присутствие Духа проявляется многообразно: повторением знамений Пятидесятницы (4, 31; 10, 44 слл), особенно после крещения и возложения рук (8, 17 сл.; 19, 6), действиями пророков (11, 27 сл.; 15, 32; 21, 10 сл.), учителей (13, 1 сл.), провозвестников Евангелия (6, 8 сл.), *чудесами (6, 8; 8, 5 слл) и видениями (7, 55). Эти особые X. даруются прежде всего Апостолам, но также и людям из их окружения, иногда в связи с некоторыми общественными обязанностями (Стефан, Филипп, Варнава) – всегда на благо общины, возрастающей под воздействием Духа.

2. церквах, основанных Павлом, те же дары Духа нередко познаются на непосредственном опыте. Проповедь Апостола сопровождается явлением Духа и *силы, т. е. чудесами (1Фес 1, 5; 1Кор 2, 4). Он сам «говорит языками» (1Кор 14, 18), у него бывают видения (2Кор 12, 1–4). Общины узнают, что им дарован Дух по чудесам, совершающимся среди них (Гал 3, 2–5), из многоразличных даров, к-рые Он им посылает (1Кор 1, 7). С самого начала своего апостольского служения Павел высоко ценит эти дары Духа, заботясь лишь о том, чтобы различать подлинные: «Духа не угашайте. Пророчества не уничижайте. Все испытывайте, хорошего держитесь. Удерживайтесь от всякого рода зла» (1Фес 5, 19–22). Эти советы становятся более обстоятельными, когда перед Павлом встает пастырская проблема в связи с Х-ми.

Проблема возникла в Коринфской общине по причине чрезмерного значения, придававшегося дару *языков (см 1Кор 12–14). Этот религиозный восторг, к-рый выражался речами «на иных языках» (см Деян 2, 4), мог играть двусмысленную роль. Экстатическое состояние под действием Св. Духа может быть принято зрителями за *опьянение от вина (Деян 2, 13) и даже за беснование (1Кор 14, 23). Эти состояния бывали по виду похожи на порывы восторга язычников в нек–рых оргиастических культах; в них не всегда можно было отличить воздействие Св. Духа от болезненной экзальтации, способствовавшей беспорядку в общине и даже *расколу (1Кор 12). Павел решает этот вопрос не только практически; он ставит его на принципиальную высоту и придает ему доктринальное значение.

1. Единство и разнообразие харизм. – Дары Св. Духа весьма разнообразны, как разнообразны *служения в Церкви и действия людей. Глубокое единство их объясняется тем, что они проистекают от Единого Духа, как служение от Единого *Господа и действие от Единого *Бога (1Кор 12, 4 слл). Люди, каждый соответственно своей X., – «домостроители» единой и многоразличной *благодати Божией (1Петр 4, 10). Сравнение с телом ч-ским дает возможность легче понять направленность всех даров Божиих к единой цели: они даются на общую пользу (1Кор 12, 7). Они совместно действуют на пользу *Церкви, *Тела Христова, как все члены содействуют благу ч-ского тела, каждый по–своему (12, 12–27). Распределение даров – одновременно дело Духа (12, 11) и дело Христа, К-рый дает благодать Божию по Своему произволению (Еф 4, 7–10). Применяя эти дары, каждый прежде всего должен думать об общем благе.

2. Классификация харизм. – Павел не дал нам систематической классификации X., хотя и перечисляет их несколько раз (1Кор 12, 8 слл, 28 слл; Рим 12, 6 слл; Еф 4, 11; см 1Петр 4, 11). Все же возможно определить различные области применения даров Духа. Прежде всего, некоторые X. относятся к исполнению служения (см Еф 4, 12) *апостолов, *пророков, учителей, благовестников, пастырей (1Кор 12, 28; Еф 4, 11). Другие X. относятся к различным родам деятельности, полезным для общины, как, напр.: служение, учение, увещевание, дела милосердия (Рим 12, 7 сл.), слово мудрости или знания, исключительная вера, дар исцеления или чудотворения, дар языков, дар различения духов)1Кор 12, 8 слл)…

Эти харизматические действия, к-рые знаменуют действующее присутствие Духа, разумеется не составляют особых церковных служений. Они даются и носителям других служений. Так, Павел говорит на языках и совершает чудеса. О *пророчестве говорится то как о деятельности открытой для всех (1Кор 14, 29 слл, 29 слл), то как об особом служении (1Кор 12, 28; Еф 4, 11). Личная жизнь хр-н также основывается на X.: одни призваны к безбрачию, другие получают иной дар (1Кор 7, 7). Наконец, сама действенная *любовь – эта первая хр–ская добродетель – есть дар Духа Св. (1Кор 12, 31–14, 1). Мы видим, что X. не представляют собой чего–либо исключительного, даже если нек- рые из них – дары необычайные, как власть творить чудеса. От них вполне зависит вся жизнь хр-н и деятельность церковных учреждений. Т. обр. Дух Божий руководит новым народом, на к-рый Он обильно изливается, давая одним силу и благодать для совершения их назначений, другим силу и благодать, чтобы следовать своему личному призванию на пользу общине, «для созидания Тела Христова» (Еф 4, 12).

3. Правила применения харизм. – Нельзя «угашать Духа», но все же необходимо испытывать подлинность X. (1Фес 5, 19 сл.) и «испытывать духов» (1Ин 4, 1). Это различение духов, к-рое также есть плод благодати, существенно (1Кор 12, 10). Павел и Иоанн устанавливают здесь первое правило, дающее безошибочный критерий: подлинные дары Духа узнаются в исповедании Иисуса как Господа (1Кор 12, 3). «Всякий дух, к-рый исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1Ин 4, 1 слл). Это правило дает возможность исключить всех лжепророков, к-рых одушевляет дух *Антихриста (1Ин 4, 3; см 1Кор 12, 3). Кроме того, пользование X. должно быть подчинено служению общему благу. Поэтому следует уважать его иерархичность. Церковные назначения распределяются по степени их важности. Во главе стоят апостолы (1Кор 12, 28; Еф 4, 11). Виды деятельности, к к-рым могут стремиться все верующие, оцениваются не по их внешней эффектности, но по их подлинной эффективности. Все должны прежде всего искать любовь, а затем – другие духовные *дары. Среди них на первом месте стоит пророчество (1Кор 14, 1). Павел пространно доказывает превосходство этого дара над глоссолалией, ибо, доколе религиозный восторг выражается невразумительным образом, община не *назидается, а как раз это назидание всех является самым главным (1Кор 14, 2–25; см 1Петр 4, 10 сл.). Даже подлинные X. должны подчиняться практическим правилам, чтобы на церковных собраниях был порядок (1Кор 14, 33). По этому поводу Павел дает Коринфской общине предписания, к-рые должны строго исполняться (1Кор 14, 26–38).

4. Харизмы и церковная власть. – Эти руководящие указания Апостола в области действия Св. Духа дают понять, что X. всегда остаются в подчинении церковной власти (см 1Ин 4, 6). При жизни *Апостолов их власть в этой области проистекала из того, что апостольство есть первая из X. Но и после них их уполномоченные причастны к той же *власти, что видно из указаний, к-рые мы находим в пастырских посланиях в частности (см 1Тим 1, 18–4, 16). Ведь эти уполномоченные сами получили особый дар Духа через *рукоположение (1Тим 4, 14; 2Тим 1, 6). У них нет апостольской X., но есть X. управления, дающая им право предписывать и учить (1Тим 4, 11). Этим правом никто не должен пренебрегать (1Тим 4, 12). Т. обр., в Церкви все остается подчиненным иерархичности управления, к-рая сама есть X.

AG & PG

– > Апостолы – благодать IV – болезнь НЗ II 1 – девство НЗ 3 – Дух Божий НЗ V 2 – знак НЗ II 2 – пророк ВЗ I, НЗ II 3 – Пятидесятница II 1 – раскол НЗ 1 – служение – увещевать 0 – учить НЗ II 3 – Церковь VI 1, 2; VI – чудо III 3 б


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle