под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ХВАЛА

Принято различать в *молитве X., прошение и *благодарение. Фактически в Библии X. и благодарение часто соединяются в одном движении души, в одних и тех же словах. Действительно, Бог достоин X. за Свои благодеяния, оказываемые ч-ку и X. естественно становится благодарностью и благословением. Примеров много (Пс 34, 18; 68, 31; 108, 30; Езд 3, 11). X. и благодарение вызывают одинаковые внешние проявления *радости, особенно в *культе. И X. и благодарение воздают Богу *славу (Ис 42, 12; Пс 21, 24; 49, 23; 1Пар 16, 4; Лк 17, 15–18; Деян 11, 18; Флп 1, 11; Еф 1, 6, 12, 14), исповедуя Его величие.

В той мере, в какой такие тексты и слова поддаются различению, можно сказать, что X. больше относится к Самому Богу, чем к дарам Его. Она более теоцентрична, больше растворяется в Боге, она ближе к *поклонению, на пути к экстазу. Хвалебные гимны обычно не имеют конкретного содержания. Бог воспевается, потому что Он Бог.

Гимны восхваления возникают в порыве восторга, слова умножаются в попытке дать образ Бога и Его величия. В них воспевается благость Ягве, Его правда (Пс 144, 6 сл.), Его благодеяния (Пс 70, 15), Его спасение (1Цар 2, 1), Его милость и истина (Пс 88, 2; 116, 2), Его слава (Исх 15, 21), Его сила (Пс 28, 4), Его дивные предопределения (Ис 25, 1), Его суд, освобождающий узников (Пс 145, 7). Все это блистает в чудесах Господа (Пс 95, 3), в подвигах Его (Пс 104, 11 слл; 105, 2), во всех *делах Его (Пс 91, 5 сл.), включая чудеса Христа (Лк 19, 37).

От дел мы восходим к их Творцу. «Велик Ягве и достохвален и величие Его неисследимо» (Пс 144, 3). «Ягве, Боже мой! Ты дивно велик, и облечен славою и величием» (Пс 103, 1; см 2Цар 7, 22; Иф 16, 13). В песнопениях воспевается *великое Имя Божие (Пс 33, 4; 144, 2; Ис 25, 1). Восхвалять Бога – это значит превозносить величие Его (Лк 1, 46; Деян 10, 46), признавать Его несравненное превосходство, ибо Он Тот, Кто пребывает в вышних (Лк 2, 14), ибо Он *Свет. X. вдохновляется восторгом сознания этой святости Бога (Пс 29, 5 = 96, 12; 98, 5; 104, 3; см Ис 6, 3). И этот восторг – чистейший и благочестивейший – соединяет с Богом.

1. Хвала и исповедание. – X. – это прежде всего *исповедание величия Божия. В различных и многообразных формах X. почти всегда предваряется торжественным провозглашением (см Ис 12, 4 сл.; Иер 31, 7; Пс 88, 2; 95, 1 слл; 104, 1 сл.; 144, 6…; см 78, 13). Такое провозглашение предполагает слушателей, способных к благоговейному трепету, к полному единению. Это – собрание праведных (Пс 21, 23, 26; см 32, 1). Это – чистые сердцем, смиренные, к-рые способны понять величие Бога и воспеть Ему X. (Пс 29, 5; 33, 3; 65, 16 сл.). Это – не люди несмысленные (Пс 91, 7).

Внезапно рожденная от прикосновения Бога Живого X. всецело пробуждает ч‑ка (Пс 56, 8; 107, 2–6) и устремляет его к обновлению его *жизни. Ч-к весь отдается X. Бога и если X. эта подлинна, то она – непрестанна (Пс 144, 1 сл.; 145, 2; Откр 4, 8). Она есть как бы взрыв всех жизненных сил, ибо не мертвые, сошедшие в шеол, могут славить Бога, но только живые (Пс 6, 6; 29, 10; 87, 11 слл; 113, 25 сл.; Ис 38, 18; Вар 2, 17; Сир 17, 24 сл.).

НЗ сохраняет первое место в X. за *исповеданием: восхвалять Бога значит всегда и прежде всего провозглашать Его величие повсюду вокруг себя (Мф 9, 31; Лк 2, 38; Рим 15, 9 = Пс 17, 50; Евр 13, 15; см Флп 2, 11).

2. Хвала и песнопение. – X. рождается от восхищения и изумления перед Лицом Божиим в душе раскрывшейся и охваченной восторгом. Она может выразиться в кликах, в восклицании, в радостном славословии (Пс 46, 2, 6; 80, 2; 88, 16 сл.; 94, 1 …; 97, 4). Так как X. должна быть, как правило, понятна народу, она легко становится в своем развитии песнью, гимном, чаще всего в сопровождении музыки и даже пляски (Пс 32, 2 сл.; см Пс 97, 6; 1Пар 23, 5). Призыв петь часто встречается в начале X. (Исх 15, 21; Ис 42, 10; Пс 104, 1 …; см Иер 20, 13).

Одно из слов X. наиболее характерных и насыщенных содержанием – это хиллел (евр), к-рое по–русски обычно переводится словом: хвалить (см начало псалмов: Пс 99, 1; 112; 116; 134). Повод к X. в них определенно указан. Иногда этого указания нет и X. исходит в таком случае как бы сама из себя (Пс 62, 6; 112, 1). Таково восклицание аллилуйя = Халлелу–Ях: Хвалите Я(гве).

В НЗ имеется несколько разных терминов для выражения песенной X., к-рые указывают нам на песнь (греч αδω: Откр 5, 9; 14, 3; 15, 3), на содержание гимна (греч ύμνέω: Мф 26, 30; Деян 16, 25) или на музыкальное сопровождение (греч ψάλλω: Рим 15, 9 = Пс 17, 50; 1Кор 14, 15). Однако в таком тексте, как Еф 5, 19, Павел пользуется одинаково всеми этими словами. С другой стороны, у LXX хиллел чаще переводится словом αίνέω, к-рое мы находим и в НЗ, в особенности у Лк (Лк 2, 13, 20; 19, 37; 24, 53; Деян 2, 47; 3, 8 сл.).

3. Хвала и эсхатология. – В Библии X. является прежде всего уделом Израиля: избранный народ получил откр., и он один знает истинного Бога. Позднее X. приобретает все более всемирный характер. Язычники тоже видят славу и силу Ягве и приглашаются слить свой голос с голосом Израиля (Пс 116, 1). В этом отношении знаменательны «Псалмы Царства» (Пс 95, 3, 7 сл.; 96, 1; 97, 3 сл.). Не только все народы земли приглашаются уразуметь победы Бога (как, напр., возвращение из Плена Вавилонского), но и сама природа приобщается к этому хвалебному хору (Ис 42, 10; Пс 97, 8; 148; Дан 3. 51–90).

Вселенскость приуготовляет эсхатологию. Эта X. всех народов, впервые зазвучавшая по возвращении из Плена Вавилонского, лишь предваряет грядущую великую X., к-рая будет звучать «во веки веков». Гимны ВЗ прообразуют вечный гимн *Дня Господня, уже звучащий и всегда ожидаемый. «Новые песни» Псалтири найдут свой последний отклик в «новой песне» Откр Ин (Откр 5, 9; 14, 3).

X. в Израиле всегда была связана с богослужением, но эта связь стала еще более реальной, когда, после построения *Храма, культ стал более структурным. Участие народа в культе в Храме было живым и радостным. Там, в особенности на ежегодные *праздники или в важные дни жизни народа (помазание на царство, празднование победы, освящения Храма и т. д.), соединялись все элементы X.: стечение народа, восторг, выражаемый кликами: *Аминь! Аллилуия! (1Пар 16, 36; Неем 8, 6; см 5, 13), припевы: «Ибо вовек милость Его!» (Пс 135, 1…; Езд 3, 11), *благовоние ладана, музыка и пение. По всей вероятности многие псалмы составлены для нужд культовой X. Эти песнопения рассеяны в нашей Псалтири, но мы находим их объдинен- ными по крайней мере в три традиционные группы: «Малый Халлел» (Пс 112–117), «Большой Халлел» (Пс 135), «Заключительный Халлел» (Пс 145–150). В Храме пение псалмов сопровождает тодах, т. е. «жертву хвалебную» (см Лев 7, 12 …,22, 29 сл.; 2Пар 33, 16), мирную *жертву, за к-рой следует очень радостная священная *трапеза при *Храме.

В хр–ской среде тоже часто прибегают к культовой X. В Деян. и Посл. (Деян 2, 46 сл.; 1Кор 14, 26; Еф 5, 19) упоминаются литургические собрания первых христиан, а в Откр. Ин. имеется описание небесного культа и хвалений.

В своем основном стремлении X. одинакова в обоих Заветах (в ВЗ и НЗ). Тем не менее, отныне это X. хр–ская, прежде всего потому, что она вызвана даром Христа, искупительной силой, проявленной во Христе. Таков смысл X. *ангелов и пастухов на Рождество Христово (Лк 2, 13 сл, 20) и X. народа после совершения чудес (Мк 7, 36; Лк 18. 43; 19, 37). Таков же основной смысл кликов Осанна при входе Господнем в Иерусалим (см Мф 21, 16 = Пс 8, 2 сл.), а также Песни Агнца в Откр. Ин. (см Откр 15, 3).

В нескольких отрывках первохр–ских гимнов, сохраненных в Посланиях, встречаются отклики хр–ской X., обращенной к Богу Отцу, К-рый открыл «великую *тайну *благочестия» (1Тим 3, 16) и К-рый в грядущем откроет явление Христа (1Тим 6, 14 сл.). В этой X. исповедуется Тайна Христа (Флп 2, 5…; Кол 1, 15…) или Тайна Спасения (2Тим 2, 11 сл.). Т. обр. X. становится подлинным *исповеданием хр–ской веры и жизни (Еф 5, 14).

X. НЗ-ная, основанная на даре Христа, есть X. хр–ская еще в том смысле, что она восходит к Богу со Христом и во Христе (см Еф 3, 21); она есть X. сыновняя, ибо следует собственной *молитве Христа (см Мф 11, 25); иногда эта X. обращена непосредственно ко Христу (Мф 21, 9; Деян 19, 17; Евр 13, 21; Откр 5, 9). Во всех смыслах правильно утверждать: отныне наша X. – Господь Иисус.

Так, как бы расцветая из Св. Писания, X. всегда сохраняет первостепенную роль в хр–стве. Она ритмично соразмеряет литургическую молитву пением Аллилуия и Слава Отцу…, животворя души, пребывающие в молитве, преисполняя их и претворяя в «похвалу славы» (ср Еф 1, 12).

AR

– > благовония 2 – благодарение – благословение II 3, III 5 – благочестие ВЗ 2 – богохульство – дела ВЗ I – Евхаристия I 1, 2 – исповедовать – культ – молитва II 3, V 2 – слава V – уста 2 – язык 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle