под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ТЕЛО ХРИСТОВО

Согласно НЗ, Т. Х. имеет величайшее значение в тайне искупления. Это выражение может обозначать то собственное Тело Иисуса, то Его Тело в таинстве Евхаристии, то Тело, членами к-рого мы являемся и к-рое есть Церковь.

1. Иисус в Его жизни во плоти. – Иисус разделял с нами нашу жизнь во плоти: этот основной факт явствует из каждой страницы НЗ. По плоти, говорит Павел, Он происходит от патриархов и от семени Давидова (Рим 1, 3; 9, 5). Он рожден от жены (Гал 4, 4). Подлинность Его ч-ского естества всюду признается в Евангелиях без прямых указаний на Его тело: Он испытывает голод (Мф 4, 2 п), усталость (Ин 4, 6), жажду (4, 7), потребность сна (Мк 4, 38), *страдание. Утверждая те же реальности, ап., Иоанн предпочитает говорить о *плоти Иисуса (см Ин 1, 14), называя обольстителем и антихристом того, кто не исповедует «Христа, пришедшего во плоти» (1Ин 4, 2; 2Ин 7).

2. Телесная смерть Иисуса. – Внимание к Телу Иисуса удваивается в повествовании о Страстях Господних. С момента трапезы в Вифании Тело Его было умащено миром и тем приготовлено к погребению (Мф 26, 12 п). И вот Он умирает на кресте, (Мф 27, 50 п) и Тело Его положено во гроб (Мф 27. 58 слл; Ин 19, 38 слл). Но этот обычный конец, не отличный от конца каждого ч‑ка, имеет особое значение в тайне *спасения. Иисус вознес наши *грехи на *крест Телом Своим (1Петр 2, 24); Бог примирил нас в теле плоти Его *смертью Его (Кол 1, 22). Т. Х., истинный пасхальный агнец (1Кор 5, 7), было, следовательно, орудием нашего *искупления; из Его пронзенного ребра истекли кровь и вода (Ин 19, 33 слл). Также и посл. к Евр., чтобы представить *жертву Христову, уделяет особое внимание Телу Его. «Входя в мир», Иисус имел намерение принести Себя в жертву, ибо Бог «уготовал Ему тело» (Евр 10, 5), и «принесением тела Иисуса Христа» мы освящены раз и навсегда (Евр 10, 10).

3. Прославление Тела Иисусова. – Однако тайна завершилась не телесной смертью Иисуса, а Его *воскресением. Евангелисты, описывая *явления Христа, подчеркивают, что тело Воскресшего было реальным (Лк 24, 39, 42; Ин 20, 27), но в то же время оно уже не подчинялось законам земного существования, как до крестной смерти (Ин 20, 19, 26). Оно стало уже не «тело душевное» (1Кор 15, 44), но «славное тело» (Флп 3, 21), «тело духовное» (1Кор 15, 44). Через это открывается разительным образом свящ. значение тела Христова в новом домостроительстве, начало к-рому положило воплощение: разрушенное и восстановленное в три дня, оно заменило древний *храм как знак присутствия Божия среди людей (Ин 2, 18–22).

1. Сие есть Тело Мое. – После воскресения Т. Х. имеет не только небесное незримое существование «одесную Бога» (Евр 10, 12), ибо перед смертью Иисус учредил особый обряд, чтобы увековечить под видом Св. Даров присутствие на земле Своего Тела, принесенного в жертву. Повествования об установлении таинства *Евхаристии показывают, что этот обряд был учрежден в предвидении надвигающихся крестных страданий, являя смысл телесной смерти Иисуса: «Сие есть Тело Мое, за вас ломимое» (1Кор 11, 24 п); «Сие есть Кровь Моя Нового Завета, за многих изливаемая» (Мк 14, 24 п). С этих пор под видом *хлеба и *вина пребывают на земле принесенное в жертву тело Иисуса и Его пролитая кровь.

2. Евхаристический опыт Церкви. – Тот же обряд, повторяемый в Церкви, остается воспоминанием о смерти Иисуса (1Кор 11, 24 слл). Однако теперь он находится в свете воскресения, силой к-рого Т. Х. стало «духом животворящим» (15, 45); кроме того, этот обряд имеет эсхатологическую направленность, т. к. он возвещает возвращение Спасителя и призывает к Его ожиданию (11, 26). Следовательно, в этом обряде Церковь переживает особого рода опыт: «приобщение Телу Христову» дает ей возможность постоянно переживать все главные моменты тайны спасения.

1. Члены единого тела. – В евхаристическом опыте мы сознаем, что мы члены Т. Х.

«Хлеб, к-рый преломляем, не есть ли приобщение Тела Христова? Один хлеб и мы многие одно тело; ибо все причащаемся от одного хлеба» (1Кор 10. 16 сл.). Итак, наше единение со Христом должно быть понято очень реально; мы действительно Его члены, и хр–нин, предающийся блуду, «отнимает члены у Христа, чтобы сделать их членами блудницы» (1Кор 6, 15). Когда Павел говорит, что все мы составляем одно тело (1Кор 12, 12), что мы один для другого члены (Рим 12, 5), речь идет не о простой метафоре, как в греч. басне о членах и желудке, к-рую в данном случае Павел имел в виду (1Кор 12, 14–26). Именно собственное Т. Х. объединяет многочисленные члены того тела, к-рое составляют верующие хр–не через *крещение (1Кор 12, 13–27) и через евхаристическое причастие (1Кор 10, 17). В нем каждый хр–нин имеет свое особое назначение, служащее общему благу (1Кор 12. 27–30; Рим 12, 4). Словом, вокруг собственного Тела Иисуса осуществляется единение людей, призванных разделить жизнь этого Тела.

2. Тело Христово – Церковь. – В своих посланиях из темницы Павел возвращается к тому же учению, но в несколько иной перспективе, к-рая больше подчеркивает реальность *Церкви (Кол 1, 18). Так же как муж любит свою жену, «как свое тело» (Еф 5, 28), ибо он глава жены (Еф 5, 23), так и Христос возлюбил Церковь и предал Себя за нее (Еф 5, 25) как Спаситель тела (Еф 5, 23). Итак, Церковь – Его Тело, «полнота наполняющего все во всем» (Еф 1, 23; Кол 1, 24), и Он – Глава Тела Церкви (Кол 1, 18; Еф 1, 22), обеспечивающая единство этого тела (Кол 2, 19). В этом теле мы, все члены его (Еф 5, 30), составляем одно целое (Кол 3, 15), ибо, каково бы ни было наше происхождение, все мы примиряемся, чтобы стать единым *народом, единым новым ч-ком (Еф 2, 14–16). Таково в его цельности распространение Т. Х. Хр–ский опыт, основанный на исторической подлинности Христа во плоти и на приобщении к св. Тайнам, дает возможность выразить тайну Церкви во всей ее глубине.

3. Тело Христово и наше тело. – Соединенные со Христом, став Его членами и храмами Духа Св. (1Кор 6, 19), наши тела тоже призваны войти в этот новый мир: они воскреснут со Христом, «К-рый уничиженное тело наше преобразит так, что оно будет сообразно славному Телу Его» (Флп 3, 20 сл.). Так завершится роль Т. Х. в нашем искуплении.

Слава Тебе, Тело рожденное от Девы Марии, Поистине страдавшее, Закланное на кресте за род людской; Да вкусим мы Тебя до испытания смерти.

FA

– > виноградник 3 – глава 3 – Евхаристия – единство III – Иисус Христос II 1 г – полнота 3 – приобщение НЗ – раскол НЗ – создать III – тело II 2, 3 – хлеб – Храм НЗ I 2, II 2 – Церковь – человек I 2 в – явления Христа 4 б


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle