под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ТЕЛО

Вопреки очень распространенному представлению, наше Т. не является простой совокупностью плоти и костей, к-рой ч-к обладает во время своего земного существования, к-рой его лишает смерть и к-рую он снова обретет в день Воскресения. Т. обладает гораздо большим достоинством, что подчеркивает в своем учении о Т. Павел (ср 1Кор 12. 14–27). Оно не только объединяет все члены его составляющие, оно выражает личность в ее главных состояниях: естественном и греховном, посвященном Христу, жизни во славе.

В ВЗ плоть и Т. обозначены словом «басар», в греч. же тексте НЗ для этих понятий есть два слова: σάρξ и σώμα; это различие получает свое полное значение только при истолковании в свете веры.

1. Достоинство тела. – Как и на большинстве языков, Т. часто обозначает ту же реальность, что и плоть: так, жизнь Иисуса должна проявиться как в нашем Т., так и в нашей плоти (2Кор 4, 10 сл.). В семитическом понимании Т. достойно того же уважения, что и плоть, потому что и то и другое выражает ч‑ка во всей его совокупности.

У Павла это достоинство тела ясно утверждается. В противоположность другим авторам НЗ (напр. Мф 27, 52, 58 сл.; Лк 17, 37; Деян 9, 40), Павел остерегается употреблять этот термин, говоря о трупе. За Т. он оставляет то, что является одним из достоинств ч‑ка – способность рождать (Рим 1, 24; 4, 19; 1Кор 6, 13–20; 7, 4). Наконец, он приписывает тленность и одряхление ч‑ка, т. е. его чисто ч-ские свойства, и в особенности греховную жизнь – не Т., а плоти.

Он не составляет перечня грехов Т. (в 1Кор 6, 18 «грех против тела» значит вероятно грех против ч‑ка в его цельности). Т., в отличие от плоти, заслуживает только уважениь со стороны того, кого оно выражает.

2. Тело во власти плоти. – Но вот, плоть, обитаемая Грехом (Рим 7, 20), поработила T. С этого момента существует Т. греховное (6, 6), подобно тому, как существует и «плоть греховная» (8, 3); грех может господствовать над Т. (6, 16), так, что и само Т. тоже ведет к смерти (7, 24); оно приведено в состояние уничижения (Флп 3, 21) и бесчестия (1Кор 15, 43), исполнено похотей (Рим 6, 12), совершает дела плоти (8, 13). По учению Павла, Т. подчинено трем силам, к-рые поработили плоть: *3 акон, *Смерть, *Грех (см Рим 7, 5). С такой точки зрения Т. выражает не только ч-скую личность, вышедшую из рук Создателя, но и личность, порабощенную плотью и грехом.

1. Тело для Господа. – Коринфяне, к-рым писал Павел, были склонны думать, что блуд – действие безразличное, не имеющее большого значения. Отвечая им, Павел не ссылается ни на духовность *души, ни на некое различие между вегетативной жизнью и жизнью духовной, для к-рой такое поведение может представлять опасность. «Пища для чрева, – пишет он, – и чрево для пищи; но Бог уничтожит и то и другое. Тело же не для блуда, но для Господа, и Господь для тела» (1Кор 6, 13). В отличие от чрева, т. е. от тленной плоти (см Флп 3, 19), к-рая не может наследовать *Царство Божие (1Кор 15, 50), Т. должно воскреснуть, как Господь (1Кор 6, 14), оно – член Христов (6, 15), *храм Духа Святого (6, 19); значит надо прославлять Господа в Т. своем (6, 20). И тогда как плоть возвращается в землю – Т. посвящено Господу. И в этом его несравненное достоинство.

2. Тело Христово. – Точнее, это достоинство проистекает из того, что Т. было искуплено Христом. Христос принял «тело плоти» (Кол 1, 22), что подчинило Его Закону (Гал 4, 4). В силу этого, приняв «подобие плоти греховной» (Рим 8, 3), Он принял *проклятие за нас (Гал 3, 13), Он «сделался вместо нас *грехом» (2Кор 5, 21); и наконец, Он подчинился власти *смерти, но смерть Его была непреложной смертью греху (Рим 6, 10). Так что смертью Он победил и плоть и грех; силы, распявшие Христа, были лишены своей власти (1Кор 2, 6, 8; Кол 2, 15). Итак, Он осудил грех (Рим 8, 3), преобразив проклятие закона в благословение (Гал 3, 13 сл.; Еф 2, 15). Он нас ые только освободил от рабства, но соединил с Собою: вследствие всемирного значения Его жизни и Его искупительных Страстей, отныне существует только «единое» тело, *Тело Христово.

3. Тело христианина. – Поэтому каждый верующий, соединенный со Христом, отныне может побеждать те силы, к-рым он был некогда подвластен – Закон, грех, смерть – через Тело Христово. Он умер для *Закона (Рим 7, 4), его «греховное тело упразднено» (6, 6), с него совлечено «тело плоти», конец к-рого смерть (Кол 2, 11). Пройдя т. обр. весь путь Христа при принятии крещения, хр–нин должен в жизни следовать ему день за днем; он должен «представить тело свое в жертву живую» (Рим 12, 1).

Достоинство тела не достигает на земле своей высшей степени: уничиженное грехом при жизни на земле, Т. будет преображено в «славное тело» (Флп 3, 21), в «тело духовное» (1Кор 15, 44), нетленное, в образ небесного *Адама (15, 49).

Нам хотелось бы, чтобы переход от смертного тела к небесному Телу Христа совершился сразу, в одно мгновение, как в день Второго Пришествия. Но нужно быть готовым к иной судьбе: к мучительному переходу через *смерть. Итак, мы должны предпочитать «выйти из тела и водвориться у Господа» (2Кор 5, 8) в ожидании воскресения, через к-рое мы образуем наконец и навеки единое Тело Христово.

XLD

– > Воскресение – душа – одежда – плоть – поклонение – пол II 2, III 2 – смерть ВЗ I 2; НЗ I 2, III 4 – Тело Христово – человек – явления Христа


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle