СЫН БОЖИЙ
По–евр. слово «сын» выражает не только родство по прямой линии. Оно обозначает также и принадлежность к определенной группе: «С. Израиля», «С. Вавилона» (Иез 23, 17), «С. Сиона» (Пс 149, 2), «С. пророков» (4Цар 2, 5), «С. ч-ческий» (Иез 2, 1 Дан 8, 17), или же обладание неким качеством: «С. мира» (Лк 10, 6), «С. света» (Лк 16, 8; Ин 12, 36). В данном случае это слово имеет для нас интерес как служащее для выражения отношений между людьми и Богом.
ВЗ
В ВЗ выражение «С. Божии» иногда обозначает *ангелов, окружающих Бога (Втор 32, 8; Пс 28, 1; 88. 7; Иов 1, 6). Возможно, что такое выражение отдаленно отражает мифологию Ханаана, где оно понималось в прямом смысле, потому что у каждого бога была супруга (греч πάρεδρος – букв. «сидящая рядом»). Образ такой богини совершенно чужд Библии; поэтому выражение «С. Божии» имеет только метафорическое значение, подчеркивая участие ангелов в небесной жизни Бога.
В применении к Израилю это выражение передает по образцу ч-ского родства отношение между Ягве и Его народом. Во время событий *Исхода Израиль пережил на опыте реальность этого усыновления (Исх 4, 22; Ос 11, 1; Иер 3, 19; Прем 18, 13). Иеремия вспоминает о нем, возвещая эсхатологическое освобождение как новый Исход (Иер 31, 9, 20). После Исхода наименование «С.» иногда применяется (во множественном числе) ко всем членам народа Божия, чтобы подчеркнуть их религиозное посвящение Тому, Кто есть их Отец (Втор 14, 1 сл.; см Пс 72, 15), или же, чтобы упрек в неверности звучал с большей силой (Ос 2, 1; Ис 1, 2; 30, 1, 9; Иер 3, 14). В конце концов сознание этой усыновленности становится одним из существенных элементов иудейского благочестия. На ней основываются надежды как на будущее восстановление (Ис 63, 8; см 63, 16; 64, 7), так и на вознаграждение за гробом (Прем 2, 13, 18): праведники, С. Божии, будут навеки соединены с ангелами, С. Божиими (Прем 5, 5).
На древнем Востоке божественное происхождение царей прославлялось в мифологической перспективе, где личность царя обожествлялась. Такая возможность исключена в ВЗ. Царь в нем такой же ч-к, как и другие, он подчинен тому же божественному закону и судим тем же судом. Однако, *Давид и его род отмечены особым избранничеством, к-рое их окончательно соединяет с судьбой народа Божия. Для того чтобы передать отношения, созданные т. обр. между Ягве и царским родом, Бог говорит устами пророка Нафана: «Я буду ему Отцом, он будет Мне сыном» (2Цар 7, 14; см Пс 88. 27 сл.). С той поры наименование «сын Ягве» становится царским титулом, а затем вполне естественно и мессианским наименованием (Пс 2, 7), когда пророческая эсхатология обращается к будущему рождению *Царя в абсолютном смысле (см Ис 7, 14; 9, 1 …).
НЗ
1. У Синоптиков наименования Сын Божий и Христос легко ассоциируются (Мф 16, 16; Мк 14, 61 п), и С. Б. звучит сначала как одно из наименований Мессии. Возможность проистекающих отсюда ошибочных толкований рассеивается Самим Иисусом. С самого начала, во время искушений Иисуса диаволом, проявляется противоречие между двумя толкованиями: по утверждению диавола быть Сыном Божиим значит обладать чудесной властью и неуязвимостью (Мф 4, 3, 6); для Иисуса же, быть Сыном Божиим – значит находить силу и поддержку только в воле Божией (4, 4, 7). Отказываясь от какой бы то ни было претензии на земное мессианство, Иисус показывает неразрывную связь, соединяющую Его с *Отцом. Т. же обр. Он поступает при заявлениях бесноватых (Мк 3, 11 п; 5, 7 п): владеющие ими бесы вынуждены признать в Нем Сына Божия (1, 34), но во избежание неправильного понимания людьми этих признаний Иисус приказывает бесам молчать. Исповедание веры Петра: «Ты Христос, Сын Бога Живого» – уже настоящее исповедание истинной веры (Мф 16, 16 сл.), и у приводящего эти слова евангелиста они звучат в подлинно христианском смысле. Тем не менее Иисус тогда же предостерегает от неправильного толкования: наименование «Сын Человеческий» не дает Ему в удел земной славы; Сыну Ч-скому надлежало умереть, чтобы войти в славу Свою (16, 21).
Наконец, когда Каиафа торжественно задает Ему решающий вопрос: «Ты ли Христос, Сын Благословенного?» (Мф 26, 63; Мк 14, 61), Иисус, зная, что и в данном случае это выражение может быть истолковано в смысле притязаний на земное мессианство, отвечает не прямо, но открывая другую перспективу: Он возвещает, что придет как Верховный Судия в облике Сына Ч-ского. Так, наименованиям Мессия и Сын Ч-ский Он сообщает исключительно божественное значение, что особенно подчеркивается у Луки: «Итак, Ты Сын Божий? Он отвечал им: вы говорите, что Я» (Лк 22, 70). В этом, казалось бы, парадоксальном откровении Иисус, лишенный всего, кажущийся оставленным Богом (Мф 27, 46 п), утверждает Свое истинное Богосыновство, и упование на Отца не оставляет Его даже в час смертный: «Отче! в руки Твои предаю дух Мой» (Лк 23. 46). Его смерть окончательно рассеивает всякую недоговоренность: приводя исповедание сотника (Мк 15, 39 п), евангелисты подчеркивают, что именно в крестной смерти есть основание христианской веры. Тогда становятся ясными нек–рые таинственные слова, к-рыми Иисус открывал прежде сущность Своих отношений с Богом Отцом. По отношению к Богу Он «Сын» (Мф 11, 27 п; 21, 37 п; см 24, 36 п); вот почему Он, обращаясь к Богу, называл Его «Авва Отче!» (Мк 14, 36; см Лк 23, 46). Между Богом и Им – глубочайшая близость, предполагающая совершенное взаимное познание и общение (Мф 11. 25 слл п). Т. обр. Иисус открывает нам полноту смысла слов Бога Отца: «Ты Сын Мой Возлюбленный» (Мк 1, 11 п; 9, 7 п).
2. В свете *воскресения Иисуса Апостолы окончательно поняли тайну Его Богосыновства: воскресение было осуществлением слов псалма 2, 7 (см Деян 13, 33), оно принесло подтверждение Бога тому, что сказал Иисус перед Каиафой и на кресте. С первого же дня после Пятидесятницы Свидетельство Апостолов и исповедание христианской веры относятся к «Иисусу, Сыну Божию» (Деян 8, 37; 9, 20). Повествуя о детстве Иисуса, Мф. и Лк. уже приоткрывают эту тему (Мф 2, 15; Лк 1, 35). У Павла она становится отправной точкой более разработанных богословских размышлений. Бог послал на землю Своего Сына (Гал 4, 4; Рим 8, 3), чтобы «мы примирились с Богом смертью Сына Его» (Рим 5, 10). Теперь Он поставил Его в силе (1, 4) и призывает нас к *общению с Ним (1Кор 1, 9), потому что Он ввел нас в Царство Божие (Кол 1, 13). Хр–ская жизнь есть жизнь «верою в Сына Божия», возлюбившего нас и предавшего Себя за нас (Гал 2, 20), ожидание дня, когда Он вернется с небес, чтобы «избавить нас от грядущего гнева» (1Фес 1, 10). Такой же уверенностью проникнуто и посл. к Евр. (1, 2, 5, 8 passim).
3. У Ин. Богосыновство становится главной темой богословских размышлений. Исповедания веры различных лиц, о к-рых повествует евангелист, имеют еще, вероятно, ограниченный смысл (1, 34; 1, 51 и в особенности 11, 27). Но Сам Иисус говорит в очень определенных выражениях об отношениях между Сыном и Отцом; у Них единство действия и славы (5, 19, 23; см 1Ин 2, 22 сл.). Отец все передает Сыну, потому что любит Его (5, 20): власть воскрешать и оживлять (5, 21, 25 сл.) и власть судить (5, 22, 27). Когда заканчивается земная жизнь Иисуса, и Он возвращается к Богу, Отец прославляет Сына, чтобы и Сын прославил Отца (Ин 17, 1; см 14, 13). Т. обр. уточняется учение о воплощении: Бог послал в мир Единородного Сына Своего, чтобы спасти мир (1Ин 4, 9 сл, 14); этот Единородный Сын являет Бога (Ин 1, 18), дарующего людям «жизнь вечную, и сия жизнь в Сыне Его» (1Ин 5, 11 сл.). Следовательно, дело, к-рое нам должно совершить – это веровать в Него (Ин 6, 29; 20, 31; 1Ин 3, 23; 5, 5, 10). Верующий в Сына имеет жизнь вечную (Ин 6, 40), а неверующий – осужден (Ин 3, 18).
1. У синоптиков усыновление, о к-ром уже говорится в ВЗ, подтверждается несколько раз: Иисус не только учит Своих учеников обращаться к Богу как к Отцу («Отче наш» Мф 6, 9), но дает имя «сынов Божиих» миротворцам (5, 9), сострадательным людям (Лк 6, 35) и воскресшим праведникам (Лк 20, 36).
2. В богословии Павла уточняется, на каком основании дается это имя. Усыновление уже было одним из преимуществ Израиля (Рим 9, 4), но теперь все хр–не стали сынами Божиими в гораздо более глубоком смысле «по вере во Христа» (Гал 3, 26; Еф 1, 5). В них Дух Св., через К-рого они получают усыновление (Гал 4, 5 слл; Рим 8, 14–17); они предопределены «быть подобными образу Сына» Единородного (Рим 8, 29), они «сонаследники Христу» (8, 17). Это предполагает в них подлинное возрождение (Тит 3, 5; см 1Петр 1, 3; 2, 2), к-рое их приобщает к жизни Сына; таков истинный смысл *крещения, дающего ч-ку новую жизнь (Рим 6, 4). Итак, мы сыны Божии по усыновлению в Сыне по естеству, и Бог относится к нам, как к таковым, даже когда Он нас наказывает (Евр 12, 5–12).
3. Учение, заключенное в писаниях ап. Ин., вполне созвучно этому учению. Нужно родиться свыше, – говорит Иисус Никодиму (Ин 3, 3, 5), – от воды и Духа. Потому что поистине Бог дает возможность стать сынами Божиими тем, кто верует во Христа (Ин 1, 12). Такая жизнь сынов Божиих для нас подлинная реальность, хотя мир этого не знает (1Ин 3, 1). Придет день, когда она откроется и мы станем «подобными Богу, потому что увидим Его, как Он есть» (1Ин 3, 2). Следовательно, дело идет не только о наименовании, показывающем любовь Бога к Своим творениям, но ч-к – причастник естества Того, Кто его усыновил (2Петр 1, 4).
HR & PG
– > благодать II 3 – Бог НЗ – воспитание – Господь – дитя – Дух Божий – Иисус Христос I 2 – крещение III 2, IV – любовь I НЗ – Мессия НЗ II 2 – наследство НЗ – образ IV – Откровение НЗ I 1 г; II 2, 3; III – отцы и Отец III, IV, V – Преображение 2, 3 – раб II – новое рождение – святой НЗ I – Сын Человеческий НЗ I – ученик ВЗ 1 – человек I, III 4