под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СУПРУГ/СУПРУГА

Супруг – одно из тех имен, к-рыми Бог Сам Себя называет (Ис 54, 5) и к-рое выражает Его любовь к Своему творению. Здесь будет говориться о «супруге» именно в таком смысле, а в статье «Брак» изложено то, что касается семейного очага ч‑ка.

ВЗ

Бог не открывает Себя только в одном Своем загадочном *имени (Исх 3, 14 сл.), другие имена, взятые из повседневного жизненного опыта, помогают познать Его в отношениях с Его народом: Он его *Пастырь и *Отец, Он также и С.

Это не мифология, присущая религии Ханаана, где бог–супруг оплодотворяет землю, являясь по отношению к ней «Ваалом» (т. е. властелином и мужем: Ос 2, 18 слл; см Суд 2, 11 сл.); этому мифу соответствуют *cексуальные ритуалы, особенно т. наз. священная проституция. Ритуалы эти связаны с *идолопоклонством. И для того, чтобы его сильнее заклеймить, Бог, осуждая и негодуя, называет идолопоклонство блудодействием (см Исх 34. 15 сл.; Ис 1, 21). Бог Израиля С. не земли, а Своего народа. Любовь, их соединяющая, имеет свою историю, изначальное благоволение Бога и торжество Его *милосердия над неверностью Его народа – все это темы, характерные для пророков. Сначала они появляются у Осии, к-рый осознал их символическую ценность через свой собственный супружеский опыт.

1. Опыт Осии: любимая и неверная жена. – Осия женился на женщине, к-рую он любил и к-рая дала ему детей, но затем оставила его, чтобы в храме предаться проституции. Пророк, однако, выкупил ее и вернул домой. Некоторое время строгой жизни и испытаний подготовило ее, чтобы снова занять свое место у семейного очага (Ос 1–3). Таков предполагаемый смысл этого драматического повествования. Через этот супружеский опыт пророк открыл тайну отношений между любовью Бога, заключившего Союз с народом, и нарушением Союза со стороны Израиля… *Союз принимает характер брака. Идолопоклонство – не только блудодействие, но и измена любимой жены, забывающей все дарованное ей благо. *Гнев Божий – это гнев С., к-рый, наказывая свою неверную жену, хочет вернуть эту заблудшую и сделать ее снова достойной своей любви. Его любовь победит. Израиль прошел через испытания в *пустыне земли египетской (2, 15 сл.). Новое обручение подготовило брак, к-рый совершился «в правде и суде, в благости и милосердии», и очищенный испытаниями народ познал своего С. и Его верную любовь (2, 20 сл.). Если прежде Союз переживался как общественный договор, нарушение к-рого вызывало гнев Божий, то теперь этот гнев подобен ревности С., а Союз – супружескому единению с полной отдачей, столь же глубокой, сколь и верной. Эта взаимная отдача, подобная супружеской, познает превратности судьбы; они символ чередований, характеризующих историю Израиля от времени Судей (напр., Суд 2, 11–19): грех, кара, раскаяние, прощение.

2. Послание пророка: верный и любящий супруг. – Духовный преемник Осии, Иеремия возобновляет символизм супружества в выразительных образа*, чтобы противопоставить неверность и испорченность Израиля вечной любви Божией к Своему народу: «Так говорит Господь: Я вспоминаю о дружестве юности твоей, о любви твоей, когда ты была невестою, когда последовала за Мной в пустыню, в землю незасеянную» (Иер 2, 2), но «на всяком высоком холме и под всяким ветвистым деревом ты блудодействовала» (2, 20). Однако «любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (31, 3). Еще выразительнее образы Иезекииля, представляющие Иерусалим в виде брошенной девочки, на к-рой, после того как он ее вырастил, женится ее спаситель, но к-рая предается блуду. Однако, хотя она и нарушила союз, соединяющий ее с супругом, он восстановит его (Иез 16, 1–43, 59–63; см 23).

И наконец кн. Утешения находит самые волнующие выражения, чтобы показать Иерусалиму всю любовь Господню: «Не бойся, ибо не будешь постыжена!… Ибо твой Творец есть супруг твой… Ибо как жену оставленную и скорбящую духом, призывает тебя Господь, и как жену юности, к-рая была отвержена… На малое время Я оставил тебя… Но вечной милостью помилую тебя» (Ис 54. 4–8). Щедрая и верная, непостижимая и вечная любовь С. восторжествует и преобразит изменницу в непорочную невесту (61, 10; 62, 4 сл.), с к-рой он соединится на вечный союз.

Не в этом ли пророческом смысле следует понимать Песнь Песней? А может быть она вдохновлена земной любовью мужа и жены? На вопрос начертана ли там аллегорически история Израиля или же воспета та супружеская любовь, из к-рой пророки создали прообраз связующих уз Союза, Песнь Песней не дает ответа, т. е. ключа к употребляемым там символам: никогда Ягве не отождествляется с С. Как ни законно было бы аллегорическое толкование текста, оно потребовало бы такой сложной и изощренной интерпретации, что лучше рассматривать Песнь Песней как *притчу. Она воспевает любовь сильную, как смерть, чье неугасимое пламя – образ ревнивой любви Бога к Своему народу (Песн 8, 6 сл.; см Втор 4, 24). Что касается псалма 44, составленного по случаю бракосочетания одного из царей Израиля, то впоследствии его стали применять к Царю–Мессии. Посл. к Евр. пользуется теми же текстами псалма, к-рые давали царю божественные наименования и предваряли откровение божественной преемственности Христа (Пс 44, 7 сл.; Евр 1, 8).

3. Мудрость и Союз с Богом. – Образный язык пророков показал пламенность любви Божией. В размышлениях мудрых Израиля подчеркивается личный и глубокий характер Союза, осуществленного такой любовью. Бог сообщает верующему в Него премудрость – дочь Господню (Притч 8, 22), к-рая относится к ч-ку как мать и как супруга (Сир 15, 2). В кн. Прем, вновь используется этот образ – обретением премудрости достигается дружба с Богом (Прем 7, 14), надо ее искать, желать и жить с нею (7, 28; 8, 2, 9). Эта супруга, к-рую может дать только Бог (8, 21), делает бессмертным того, с кем она соединена. Посланница Божия, как и Святой Дух (9, 17), премудрость – духовный дар. Это работница, к-рая заканчивает в нас дело Божие и порождает добродетели (8, 6 сл.). Символ супружеского союза обретает здесь совершенно духовный смысл. Так подготовляется откровение тайны, благодаря к-рой совершится союз ч‑ка с Богом – воплощением Того, Кто Сам Премудрость Божия и Его брак с Церковью, Его Супругой.

НЗ

1. Агнец Божий – супруг Нового Завета. – Премудрость, рожденная от Бога и находящая радость среди людей (Притч 8, 22 слл, 31), – не только духовный дар. Она является во плоти: это Христос, Премудрость Божия (1Кор 1, 24). И втайне крестной смерти, этого «безумия Божия» (1Кор 1, 20–24), Он завершает откровение любви Божией к своей неверной жене, к-рую Он спасает, и освящает жену, *Главой к-рой Он является (Еф 5, 23–27).

Так раскрывается тайна Союза, показанная в ВЗ, как символ единения С. и супруги. Ч-ку должно приобщиться к жизни в Пресвятой Троице и соединиться с Сыном Божиим, чтобы стать чадом Отца Небесного. С. – это Христос, Христос Распятый. И Его Пречистой Кровью запечатлен Новый Союз (1Кор 11, 25). Поэтому в Откр. Ин. Иерусалим называется невестой *Агнца (Откр 21, 9).

2. Церковь, невеста Нового Союза. – Но что символизирует Иерусалим, призванный к Союзу с Сыном Божиим? Это уже не раба, олицетворяющая народы ветхого Союза, но свободная женщина, представляющая Вышний Иерусалим (Гал 4, 22–27). С момента пришествия С., о к-ром свидетельствовал друг Его Иоанн Предтеча (Ин 3, 29), ч-ство представлено двумя *женщинами – символом двух духовных градов: с одной стороны, «блудница», образ идолопоклоннического Вавилона (Откр 17, 1, 7; см Ис 47), с другой – невеста Агнца, образ града возлюбленного (Откр 20, 9), святого Иерусалима, сошедшего с неба, ибо святость свою она получила от своего С. (21, 2, 9 сл.). Эта женщина – мать детей Божиих, к-рых Агнец освободил от дракона, побежденного кровью Агнца (12, 1 сл, 11, 17). Отсюда следует, что Супруга Христа не только собрание избранных, но что она их *мать, от к-рой и в к-рой они родились; они освящены благодатью Христа (Тит 3, 5 слл) и становятся *девственными существами, достойнными Христа, их С. (2Кор 11, 2), и навсегда соединенными с Агнцем (Откр 14, 4).

3. Вечный брак. – Т. обр. брак Агнца и невесты осуществляется, проходя через различные стадии, оттого что Церковь одновременно и мать избранных и град, их объединяющий.

а) Первая стадия брака – это время пришествия Христа (Мф 9, 15 п), к-рое завершается в час Его распятия, когда Он, как Новый *Адам, освящает Новую Еву. Она исходит из Его ребра, символизируемая *водой и *кровью таинств Церкви (Ин 19, 34; см 1Ин 5, 6). Любовь, к-рую С. выражает т. обр. Своей Супруге – образец хр–ского брака (Еф 5. 25–32).

б) На этот брачный пир Христос приглашает людей и прежде всего Свой народ (Мф 22, 1–10). Но, чтобы участвовать в нем, нужно не только принять приглашение, от чего многие отказываются, но надеть одежды брачные (22, 11 сл.). Это приглашение звучит во все времена Церкви, но время празднования не определено для каждого заранее и поэтому нужна бдительность, чтобы жених, придя, нашел готовыми дев, приглашенных к участию в брачном пире (25, 1–13).

в) К концу же сроков истории будет закончена брачная одежда Супруги, льняная одежда сияющей белизны, сотканная делами верных. С радостью и хвалой на устах, ждут верные этого брачного пира Агнца, на к-рый они имеют счастье быть приглашенными (Откр 19, 7 слл). В этот час, когда будет судима любодейца (19, 2), Жених ответит, наконец, на зов, к-рый Дух Его внушает Его невесте. Он утолит жажду всех, кто подобно ей и в ней *желает этого союза с Его любовью и Его жизнью, союза плодотворного, один из лучших символов к-рого союз между супругами (22, 17).

MFL

– > Агнец Божий 3 – Бог ВЗ III 3, НЗ II 3 – брак НЗ I 2 – виноградник 2 – глава 3, 4 – девство – друг 3 – единство Ι, ΙΙΙ – женщина – Иерусалим ВЗ III 1, НЗ II 3 – Иоанн Креститель 2 – любовь – Мария I 2, V 1 – одежда II 2, 4 – отцы и Отец 0, III 2 – пол II – прелюбодеяние 2 – Раб–Отрок II – Союз–Завет ВЗ II 2, НЗ II 3 – Церковь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle