СУД
Ожидание второго пришествия Христа как Судьи живых и мертвых утверждается хр–ским Символом веры. Все люди предстанут перед Христом, чтобы дать отчет в своих делах. Тема эта встречается и в других религиях: напр., в Египте и в Греции тоже верили в «суд над мертвыми». Но НЗ-ное представление о Суде, совершаемом Христом в Последний День, может быть вполне понято лишь в связи с предшествующим развитием этого представления. В ВЗ С. этот был уже предметом веры: история давала тому множество конкретных примеров, а эсхатология представляла его грядущее славное осуществление.
ВЗ
Корень «шафат», к-рый обыкновенно означает «судить», может иметь более широкое значение: «шофет» – это правитель, руководящий народом (см Дан 9, 12). Таковы были Карфагенские суфеты, таковы Судьи Израилевы от завоевания Земли Обетованной до эпохи Царей (см Суд 2, 16). Одна из важных функций всех правителей это именно выносить решение о тяжбах, чтобы в обществе царила Справедливость. Правитель должен выносить решения (мишпат), определяющие *право каждого, и в случае необходимости восстанавливать это право, если оно было попрано и осуждать нарушителя. Эта судебная деятельность, для выражения к-рой имеются два параллельных корня шафат и дин, осуществлялась Моисеем и старейшинами, к-рые помогали ему (Исх 18, 13–26), Самуилом (1Цар 7, 16–8, 3), царями (2Цар 15, 1–6; 3Цар 3, 16–28), местными должностными лицами, в особенности *священниками (Втор 16, 18 слл; 17, 8–13). На деле, несмотря на правила, данные в законодательстве, нередко бывало, что не возмещался ущерб, не уважались права ч‑ка, не соблюдалось полностью правосудие. Справедливость остается, однако, идеалом, всегда живым в изображениях Царя *Мессии (Пс 71, 1 сл.; Ис 11, 3 сл.; Иер 23, 5) и в ярких образах, предносящихся эсхатологическому народу (Ис 1, 17, 26). Свящ. писатели вдохновлялись этим ч-ским опытом, когда они говорили о С. Божием.
1. Вера в Суд Божий – основное начало, никогда не подвергавшееся сомнению. Ягве правит миром и в особенности людьми. Его *Слово определяет право и устанавливает нормы правосудия. Он «испытует сердца и утробы» (Иер 11, 20; 17, 10) с совершенным знанием праведных и виновных. События подвластны Ему и Он управляет ими так, что, в конечном счете, праведные преодолевают испытания, а злые наказуются (Быт 18, 23 слл). Итак, к Нему обращаются с непосредственным движением души как к Верховному Заступнику и Поборнику справедливости (Быт 16, 5; 31, 49; 1Цар 24, 16; Иер 11, 20). Такова действительно основная цель Его функции Верховного Судьи. Если, вверяя Ему свое дело, взывают к Его *отмщению, то здесь имеют в виду не столько удовлетворение чувства мести, сколько восстановление нарушенного права. В псалмах звучат призывы, обращенные к Нему гонимыми праведниками (Пс 9, 20; 25, 1; 34, 1, 24; 42, 1 и т. д.). То они прославляют Его, как Судью всей земли (1Цар 2, 10; Пс 66, 5), то заклинают Его вступиться и защитить от несправедливости ч-ского С. (Пс 81).
2. Исторический опыт дает верующим конкретные примеры этого С. Божия, к-рому подвластны все люди и все народы. Во время *Исхода Бог «судил Египет», т. е. покарал угнетателей Израиля, к-рому Он хотел дать свободу (Быт 15, 14; Прем 11, 10). Все *кары, постигшие Израиля в пустыне, явные знаки *гнева Божия, все они – судебные приговоры, вынесенные против неверного народа. Другой пример – истребление Хананеян во время завоевания Земли Обетованной. Пример этот показывает одновременно суровость и умеренность С. Божия (Прем 12, 10–22). Восходя во времени, мы находим решение Бога–Судии в основе всех катастроф, обрушивавшихся на виновное ч-ство: при гибели Содома (Быт 18, 20; 19, 13), при Потопе (Быт 6, 13), при первородном грехе (Быт 3, 14–19)… Т. обр. С. Божий является постоянной угрозой, висящей над людьми, не в ином мире, а в ходе истории. От этого С. не уйдет ни один грешник.
1. Напоминания о грозящем С., провозглашение его неизбежности составляют одну из главных пророческих тем. Бог вступил в С. (*судебный процесс) со Своим народом: Он призывает его на С. Свой, изрекает приговор и готовится привести его в исполнение (Ис 3, 13 слл). Мысль эта подразумевается во всех прорицаниях о наказании (см Ис 1. 24 сл.; 5, 5 сл.). Со времени Амоса ожидание *Дня Господня становится ожиданием ужаса (Ам 5. 18 слл). Израиль – неверная жена – будет судим по закону о прелюбодеянии (Иез 16, 38; 23, 24). Сыны Израиля будут судимы по поведению и делам их (36, 19). Эта картина будущего кажется мрачной; не следует, однако, забывать, что, приводя в исполнение Свой приговор, Бог отличает праведных от виновных: Он карает одних, чтобы избавить других (Иез 34, 17–22). Следовательно, в народе Его, *остаток праведных избежит осуждения. Но Его приговоры касаются не только Израиля: все народы подвластны им, как уже удостоверял Амос строга юридическим слогом (Ам 1, 3–2, 3), к-рый мы находим и у Иезекииля (Иез 25, 1–17). Иеремия дает общую картину этого С. *народов (Иер 25, 30–38). В этих возвещениях грядущих катастроф выражается ожидание исторических событий, к-рые в плане ч-ского опыта свидетельствуют об отвращении Бога к *греху людей. Первое из этих событий – разрушение Иерусалима и рассеяние Израиля.
2. Со времени Плена язык пророков становится все более апокалиптическим. Пророчествам о *спасении необходимо предшествует напоминание о последнем Суде над грешниками всего мира и всеми обществами, враждебными Богу и Его народу. «Господь с *огнем произведет суд» над миром (Ис 66, 16). Он соберет народы в долине Иосафата («Бог–Судия»): тогда придет время эсхатологических *жатвы и *сбора винограда (Иоил 4, 12 слл). Кн. Даниила показывает в потрясающих образах этот С., к-рый завершит время и откроет вечное Царство Сына Ч-ского (Дан 7, 9–12, 26). Эсхатология выходит здесь за пределы земли и истории. То же самое и в кн. Прем., где праведные и нечестивые предстают вместе, чтобы ответить за свои дела (4, 20–5, 23). Тогда вострепещут лишь грешники, ибо праведников защитит Сам Бог (4, 15 сл.; см 3, 1–9). Святые Всевышнего будут приобщены к царству Сына Ч-ского (7, 27). Итак, С., совершаемый над грешным ч-чеством, не заключается лишь в отдельных приговорах, к-рые поражают людей и народы в ходе истории. В конце концов все предстанут перед Господом и будет С. подлинный, когда наступит *День Ягве.
3. Следует помнить об этой пророческой перспективе, читая псалмы со времени Плена. В них неоднократно встречается призыв к Богу–Судие для ускорения часа Последнего С.: «Восстань, Судия земли, воздай возмездие гордым» (Пс 93, 2). И заранее воспевается хвала этому торжественному С. (Пс 74, 2–11; 95, 12 сл.; 97, 7 слл) с уверенностью, что Господь в конечном счете «окажет С. угнетенным и справедливость бедным» (Пс 139, 13 сл.). Поэтому с такой надеждой ждут Судного Дня угнетенные, жертвы нечестивцев, ждет Израиль, раб язычников. И однако в сознании ВЗ-ного ч‑ка пребывает страх перед этим грозным грядущим: «Не входи в С. с рабом Твоим, потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих» (Пс 142, 2). Каждый ч-к грешен, и как представить себе без ужаса предстание грешника перед Богом? Кто избежит осуждения, если ему не придет на помощь милосердие Божие?
НЗ
В иудаизме времени Иисуса ожидание С. Божия, в эсхатологическом смысле слова, было всеобщим, хотя представление о нем не было единообразным и последовательным. У преддверия Евангелия Иоанн Креститель зовет на этот С., угрожая грядущим *Гневом и увещая принять *крещение в знак *покаяния (Мф 3, 7–12 п). Сохраняя тесную связь с этими призывами, *проповедь Иисуса, а затем проповедь апостолов, в то же время в значительной степени меняет их содержание, ибо пришествие Христа в мир положило начало последним *временам: эсхатологический С. уже вступает в силу, хотя для совершения С. во всей его полноте надо ожидать славы Второго Пришествия Христа.
1. У Синоптиков проповедь Иисуса часто относится к С. последнего Дня. Тогда все люди должны будут ответить за свои дела (см Мф 25, 14–30). Суровый приговор ждет лицемерных книжников (Мк 12, 40 п), приозерные города, не внявшие проповеди Иисуса (Мф 11, 20–24), *род неверный, не обратившийся на голос Его (12, 39–42), города, не принявшие посланных Его (10, 14 сл.). Их постигнет С., по сравнению с к-рым С. над Содомом и Гоморрой – ничто (10. 23 сл.): они будут осуждены на геенну (23, 33). Эти грозные поучения выявляют главный критерий С. Божия – отношение людей к Евангелию. Точно так же зачтется и отношение к ближнему: по Закону Моисея каждый убийца подлежит С. ч-ческому. По Закону Евангельскому ч-к за гораздо меньшее будет подлежать геенне (Мф 5, 21 сл.). Придется ответить за каждую клевету (12, 36). Люди будут судимы такою же мерою, какой сами мерят (7, 1–5). На этом всеобщем С., где Сын Ч-ческий будет Поборником справедливости (25, 32–46), одни пойдут в *Царство Божие, а другие – на вечные муки, смотря по тому, любили ли они своего ближнего или же были к нему равнодушны.
Одно преступление, больше чем все другие, призывает на себя осуждение Божие. В этом преступлении неверие ч-ческое доходит до предела зла в видимости законного С. – в суде (*суд. процесс) и осуждении на смерть Иисуса (Мк 14, 63 п; см Лк 24. 20; Деян 13, 28). Во время этого неправого С. Иисус предался Судии Праведному (1Петр 2, 23). И Бог- Отец, воскресив Иисуса, восстановил Его в Его правах. Но исполнение этого неправого приговора вызвало в ответ приговор Божий над виновным ч-ством. Знаменательно, что обстановка смерти Иисуса в Евангелии от Мф. совпадает с традиционной обстановкой С. в эсхатологии ВЗ (Мф 27, 45, 51 слл). Итак, смерть Иисуса есть момент С. над миром. История до последнего Дня будет выражать этот приговор все яснее. По свидетельству Самого Иисуса, этот приговор постигнет сперва «находящихся в Иудее», первых виновных (24, 15 слл п). Но это будет лишь предвестием и знамением, возвещающим Конечное Пришествие *Сына Ч-ческого, Судии последнего Дня (24, 29 слл). Он, обреченный на Страсти, жертва грехов мира, изречет тогда против греховного мира неопровержимый приговор.
2. Евангелие от Иоанна развивает это учение, указывая на актуализацию С. в самом сердце истории со времени Иисуса. Иоанн знает, что Иисусу как Сыну Ч-ческому дана Отцом «власть производить и Суд» в последний День (Ин 5, 26–30). На деле С. осуществляется со времени, когда Отец послал Своего Сына в *мир. Он не был послан для С. над миром – но для спасения его (3, 17; см 8, 15 сл.). Однако, смотря по отношению каждого к Иисусу, С. совершается немедленно: «Верующий в Него не судится, а неверующий уже осужден», потому что он отверг Свет (3, 18 слл). Следовательно, С. в меньшей степени приговор Божий, чем откровение тайны сердец ч-ческих. Те, чьи *дела злы, предпочитают тьму *Свету (3, 19 сл.), и Бог оставит в их ослеплении тех людей, к-рые хвалятся своей зоркостью. Что касается других, Иисус «пришел в мир сей, чтобы невидящие видели» (9, 39), чтобы, поступая по *правде, они шли к Свету (3, 21). Конечный С. лишь проявит это разделение, к-рое уже происходит в тайне сердец.
Иоанн глубоко проникает также и в значение суда (процесса) над Иисусом и Его смерти. Этот *процесс длился так же долго, как само служение Иисуса, К-рый тщетно старался склонить Иудеев, приспешников сатаны и злого мира, «судить судом праведным» (7, 24). Его выдали Пилату на смертный приговор (19, 12–16). Но смерть Иисуса означала С. над миром и поражение сатаны (12, 31), подобно тому как Его вознесение на крест предваряло Его славное возвращение как Сына *Ч-ческого. Когда это совершилось, Он послал *Духа Св. Своим ученикам, и *Параклет продолжает обличать мир, свидетельствуя, что Князь мира уже был судим, т. е. осужден (16, 8, 11). Так осуществляется эсхатологический С., возвещенный пророками: со времени Христа он уже совершившийся факт, к-рый постоянно наличествует; ждут лишь его конечного завершения.
1. Начиная от Деяний Ап. и кончая Откр. Ин., все свидетели апостольской проповеди отводят существенное место возвещению Суда, к-рое призывает к *обращению: Бог установил *День, чтобы праведно судить вселенную, через Христа, К-рого Он воскресил из мертвых (Деян 17, 31; см 24, 25:1Петр 4, 5; Евр 6, 2). Даже после обращения постоянная неминуемость этого С. (Иак 5, 9: «Вот, Судия стоит у дверей») определяет соответственное поведение, ибо С. начнется с Дома Божия, прежде чем постигнуть нечестивых (1Петр 4, 17), и Бог будет судить каждого по делам его, нелицеприятно (1Петр 1, 17; см Рим 2, 6). Грозное будущее, перед к-рым должны трепетать восстающие против Бога (Евр 10, 27–31; ср Рим 12, 19)! Этот суровый С. постигнет блудников и прелюбодеев (Евр 13, 4), всех, кто отказался верить и принял сторону зла (2Фес 2, 12), постигнет нечестивых и лжеучителей и даже ангелов согрешивших (2Петр 2, 4–10), недостойных епископов (1Тим 3, 6) и вдов, не блюдущих своего вдовства (5, 11 слл). В этот День *Гнева откроется праведный С. Божий (Рим 2, 5), к-рого нельзя избежать (2, 3), ибо Бог будет судить даже тайные дела людей (2, 16; 1Кор 4, 4). Тогда Христос будет Судией живых и мертвых (2Тим 4, 1; см Рим 2, 16; Откр 19, 11). Откр. Ин. рисует страшную картину этого конечного С. (Откр 20. 12 сл.; см 11, 18; 16, 5…), к-рому предшествует С. над *Вавилоном, великим городом – врагом Бога (14, 8; 17, 1; 18, 2–24); по жалобам мучеников, к-рые взывают к Нему, прося С. Его (6, 9 сл.; 18, 20), Бог взыщет с Вавилона кровь рабов Своих (19, 2). В конце же времен, все люди будут подвергнуты *огню для испытания ценности их дел (1Кор 3, 13; 4, 5; 2Петр 3, 7). Каков будет критерий этого испытания? *Закон Моисеев для тех, кто под этим Законом (Рим 2, 12). Закон, написанный в сердцах для тех, кто имеет лишь его (2, 14 сл.). Закон свободы для тех, кто принял Евангелие (Иак 2, 12). Но горе тому, кто осудит своего ближнего (Рим 2, 1 слл): он сам судим будет тою же мерою, какой мерил другого (14, 10 слл; Иак 2, 13; 4, 11 слл; 5, 12).
2. В этих картинах Последнего С. надо считаться с известной долей поэтического воображения. Но в полной силе остается вопрос: если С. таков, как он изображен в этих текстах, кто же его избежит? Кто же тогда спасется? Действительно, *Гнев Божий проявляется в истории как направленный против всего ч-ства – все виновны перед Богом (Рим 3, 10–20; см 1, 18). Со времени вхождения греха в мир по вине первого ч‑ка всем людям вынесен обвинительный приговор (5, 16, 18), и от него не могут уберечь никакие личные заслуги. Однако, когда Иисус, Сын Божий, пришедший во *плоти, умер за наши грехи, Бог осудил *грех во плоти, чтобы избавить нас от ига греха (8, 3). И ныне открывается Правда Божия, не карающая, но *оправдывающая и спасающая (3, 21). Все заслуживают Божиего С., но все получат оправдание даром, если верят во Иисуса Христа (3, 24 слл). Для верующих нет больше осуждения (8, 1): Бог оправдывает их, кто же их осудит (8, 34)? При старом Законе служение Моисеево было служением осуждения, а служение служителей Евангелия есть служение *оправдания (2Кор 3, 9) и *примирения (5, 19 слл). И это дает нам полную уверенность в День С. (Ин 4, 17): любовь Бога к нам уже проявилась во Христе, и нам уже нечего страшиться. Великая угроза С. тяготеет отныне лишь над злым *миром. Иисус Христос пришел, чтобы избавить нас от этого осуждения.
JCo & PG
– > бедствие 1 – Вавилон 2, 5, 6 – воздаяние – война ВЗ III 2, IV 2, НЗ III 1 – время ВЗ III 1 – гнев Б НЗ I 1, 2; II 1 – дела НЗ I 3 – День Господень – Египет 2 – жатва III – крещение II, IV 1 – мир ВЗ III 1, НЗ III 3 – наказания – народы ВЗ III 1, НЗ III 3 – огонь – ожесточение I 2 а – оправдание I – отмщение 3, 4 – Параклет 3 – покаяние НЗ I, IV 2 – посещение – потоп – правда – право ВЗ 1 – проклятие – пророк ВЗ IV 1 – судебный процесс – сбор винограда 2 – Слово Божие НЗ I 2, III 2, – совесть – стpax Божий III, IV – стыд – Сын Человеческий – царство ВЗ III – час 1