под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СУДЕБНЫЙ ПРОЦЕСС/ТЯЖБА

Если С. П. занимает большое место в Библии, и если Бог нередко принимает в нем участие в качестве то обвиняемого, то судьи, то истца, то защитника – это не потому, что Израиль был больше других народов склонен судиться и заниматься тонкостями судопроизводства, а потому что Бог Библии хочет справедливости, *правды и разума. Сотворив ч‑ка по *образу Своему, Он ждет от него признания в *благодарении, присоединения в свободе, *приобщения в истине. Даже после грехопадения Бог не отчаивается ни в сердце Своего создания, ни в разуме его. Прежде чем принять решение отвергнуть этого греховного ч‑ка, Бог истощает все возможности, чтобы не отступится от него. И если Бог в конце концов, вынужден осудить его, то только предварительно выслушав и доказав ему его неправоту, дабы восторжествовала сила Истины. Всякая тяжба предполагает несогласие, спор между сторонами, она предполагает также минимум согласия о некоторых основных принципах. Пока тяжба длится и приговор не вынесен, остается надежда на *примирение. Даже после вынесения приговора в свете предыдущих прений «заграждаются всякие уста» (Рим 3, 19) и в глазах верующих торжествует *правда Божия.

Как хартия и летопись Союза, ВЗ весь занят прениями между Богом и Его народом (I). Пришествие Иисуса Христа завершает прения, благодаря благому изволению Бога: поражая грех, Он предлагает грешникам *оправдаться, просто присоединившись к Его Сыну *верою (II). Так открывается новая фаза: отныне С. П. ч‑ка перед Богом решается С. П. Иисуса и той ролью, к-рую ч-к в нем избирает (III).

1. Тяжба грешника с Богом. – Войти в тяжбу с Богом, подозревать Его в *неправде и в злой воле значит поддаться основному *искушению, к-рое Змей внушил сердцу Евы: «Нет, не умрете!» Бог обманывает вас (Быт 3, 3 сл.). Это первая реакция грешного Адама: «жена, к-рую Ты мне дал…». Все зло – от Тебя (3, 12). Это также постоянный *грех Израиля в пустыне, Израиля забывающего, что Бог спас его в Египте, сомневающегося в Его всемогуществе и верности. Случай в Мериве после прохождения через Чермное море (Исх 17, 7: в самом названии Мерива корень «рив» означает С. П., тяжбу) предвещает все слабости «рода развращенного» (Втор 32, 20) и все тяжбы, начатые против Ягве Его народом (Иер 2, 29). Во всех этих случаях ставится вопрос о вере: отказаться верить – значит найти для себя доводы против Бога, усомниться в Нем, искушать Его.

2. Бог в тяжбе со Своим народом. – Бог не может потерпеть этого сомнения, оскорбительного для Его любви. В Свою очередь, Он «входит в суд» с Израилем (Ос 4, 1; 12, 3; Ис 3, 13; Мих 6, 2; Иер 2, 9). Суд предполагает, согласно пророческому преданию, Союз и знамения, открывающиеся взору веры: Бог входит в суд со Своими Избранниками. Однако, по мере того, как открывается, что Союз – в центре вселенной, тяжба расширяется, становится «состязанием с народами» (Иер 25, 31), а затем со всеми ложными богами (Ис 41, 21–24; 43, 8–13; 44. 6 слл).

На этом П. объясняются открыто в самом грандиозном и самом обширном окружении: «Слушайте горы суд Господень и вы, твердые основы земли, ибо у Господа суд с народом Своим» (Мих 6, 1 сл.; Пс 49, 4). Весь мир призван свидетельствовать, Кидар и острова Хиттимские (Иер 2, 10), как и «жители Иерусалима и мужи Иуды» (Ис 5, 3).

Бог со свидетелями Своими (Ис 43, 10; 44, 8) является не только как обвинитель (Пс 49, 7, 21; Ос 4, 1–5), но и как пострадавший, к-рый, исчерпав все другие средства (Мих 6, 3 сл.; Иер 2, 9 …; Ис 43, 22–25), доведен до крайности. Он предлагает Израилю привести свои доводы (Ис 1, 18; 43, 26; Мих 6, 3), но получает в ответ лишь лживые запирательства (Иер 2, 35). Никто не может Ему ответить, «потому что не оправдается перед Тобой ни один из живущих» (Пс 142, 2). Ему остается лишь изречь Свое суждение, к-рое будет приговором (Ос 2, 4; 4, 1 сл.; Иер 2, 9, 29) и покажет, что Слово и *право у Него Одного (Ис 41, 24; 43, 12 сл.; 44, 7; Пс 49, 7, 21; 50, 6). Однако, в самой глубине осуждения светится надежда, возвещение решительной перемены: «Придите и рассудим Если будут грехи ваши как багряное, как снег убелю …» (Ис 1, 18; см Ос 2, 16–25).

3. Иов в тяжбе с Богом. – Обвинять Бога – тяжкий *грех; однако это довольно частое роковое искушение, к-рое становится может быть, хотя и не извинительным, но неизбежным, перед неисповедимыми путями Господними. Не ответствен ли Сам Бог за страдание и зло в мире? У Иова – пример этого искушения, доведенного до предела. Весь рассказ кажется лишь тяжбой с Богом. Ведь все бедствия, от к-рых страдает Иов, исходят от Бога (Иов 6, 4; 10, 2; 16, 12; 19, 21), и не Ему ли в данном случае следует оправдываться? Иов знает, как нереальна надежда оказаться правым в тяжбе с Богом (9, 1–13); но если бы он мог «приискивать себе слова перед Ним» (9, 14), отстаивать свое дело перед Богом (13. 1 слл), хотя бы только предстать перед Ним – его дело восторжествовало бы (23, 3–7) и явился бы его Защитник (19, 25 слл; рус. Искупитель мой жив). Однако, несмотря на все эти юридические выражения, Иов останавливается как раз в тот момент, когда вся его жалоба могла бы перейти в С. П., а его запрос в обвинение. Он не в силах понять Бога, он не поддается искушению обвинить Его. Он утверждает, что Бог на его стороне, и он остается Его *служителем.

Естественно, что ч-к ставит Богу эти страшные вопросы (см Иер 12, 1), и Иов не погрешил, поднимая их. Однако, ч-к должен уметь и отступиться от них. Когда говорит Сам Бог, ч-к понимает свое ослепление (38, 1 сл.) и берет обратно все свои вопросы (42, 6). Довольно присутствия Божия, чтобы все разъяснилось, и уже нет никакой нужды в Его приговоре.

С. П., возникший вследствие грехопадения ч‑ка и продолженный правосудием Божиим, находит во Иисусе Христе свое завершение. Божие разрешение этого дела поражает смелостью, но в то же время оно строго придерживается всех требований разума и права, без к-рых П. не имел бы смысла. *Грех осужден бесповоротно и бескомпромиссно. Во всех своих проявлениях и во всяком обществе, иудейском или языческом, он оказывается перед лицом Христа высшим злом, полным непризнанием Бога и непоправимым повреждением ч‑ка (Рим 1, 18–3, 20). *Святость, излучающаяся из Евангелия Иисуса Христа, обнаруживает ложь, скрытую во всех сердцах (3, 4), приводит все уста к *молчанию (3, 19) и являет торжество Бога истинного (3, 4).

Торжество это есть в то же время – *спасение ч‑ка. Проиграв свой П., грешник, к-рый принимает свое поражение, отказывается защищать свою *праведность (Флп 3, 9) и верит в прощение, в *благодать и в *правду Божию во Иисусе Христе, сразу получает *оправдание (Рим 3, 21–26), свою цену и свою ценность перед Богом. Верить во Иисуса Христа, в искупительную силу Его *смерти значит одновременно отречься от своего греха, бывшего причиной этой смерти и признать себя предметом непостижимой *любви Бога, отдавшего Своего единственного Сына за нечестивых (Рим 5, 6–10; 8, 32). Это значит отказаться от самозащиты и от обвинения Бога, отдавая себя любви и *действию благодати. П. завершается полным примирением.

Это примирение совершается только в *вере. Предмет этой веры – Христос, Его *смерть и Его *Воскресение. Чтобы преодолеть невольное душевное движение, побуждающее нас обвинять Бога, должно признать в Иисусе Возлюбленного Сына, отданного Своим Отцом. Но в ответ грешник отказывается от милосердия Божия, отвергая Того, Кого Он послал и даже считает *богохульством знамения, к-рыми Посланный подтверждает Свою миссию. П., начатый Каиафой и продолженный во всех судах *Иерусалима, – законченный тип П., начатого ч-ком против Бога со времени грехопадения. Не будучи в состоянии довериться Богу, ч-к обращает против в Него все свидетельства Его любви.

1. Евангельские повествования о Страстях Господних ставят в центр П. решающий вопрос: Кто Иисус? Является ли Он Христом, посланным Богом для спасения мира (Мф 26, 63 п; 27, 11 п; Ин 19, 7)? В этих повествованиях показана уверенность Иисуса в Своем единении с Богом–Отцом, к-рое не может нарушить никакая сила – ни сила людей, ни сила смерти. У противников же Иисуса подчеркивается сознательное отвержение *истины: в лжесвидетельствах евр. П. (Мф 26, 59), в малодушии Пилата (27, 18, 24), в тщеславии Ирода (Лк 23, 8–11), в предпочтении, данном Варавве (Лк 23, 25). Но указывается и на смягчающее обстоятельство (Лк 23, 34; Деян 3, 24): Бог по Своей Воле отдает Сына Своего и оставляет Его (Деян 2, 23; Мф 27, 46) силам греха (Лк 22, 53; Ин 14, 30 сл.; 2Кор 5, 21).

2. В Евангелии от Ин. еще определенней подчеркивается типологическая характеристичность П. Иисуса. П. этот развертывается на всем Протяжении Его общественной жизни: со времен первого чуда в Иерусалиме «стали Иудеи гнать Иисуса» (Ин 5, 16) и уже замышлять Его смерть (5, 18; см Мк 3, 6). Споры, к-рые продолжаются между «*Иудеями» и Им – как бы судебное следствие, где Иисус представляет Свои свидетельства: свидетельство Иоанна Предтечи (5, 33), знамения и дела Свои. Все это составляет, в конечном счете, единое *свидетельство, на к-ром Иисус настаивает, – свидетельство Бога (5, 31–37; 8, 13–18). На ставке объект этого П. тот же, что у Синоптиков: мессианская и божественная личность Иисуса, Его *Богосыновство (5, 18; 8. 25 слл; 10, 22–38; 19, 7).

3. Пересмотр процесса Иисуса – первое общественное действие Церкви, к-рое остается и ее постоянной миссией. Воскрешением Иисуса, Бог торжественно доказал правоту Его дела и посрамил Его противников. Он соделал «Господом и Христом» (Деян 2, 36) Того, Кого они осудили на смерть. Однако, сделав это воскресение не проявлением силы, но призывом к вере и обращению, Бог показывает, что Его победа – победа Его прощения. Это двойное возвещение – торжества Бога над грешниками и спасения, приносимого грешникам этим прощением, – есть главная тема проповеди первохристианской Церкви (Деян 2, 36, 38; 3, 13, 19; 4, 10, 12; 5, 30 сл.; 10, 39 сл, 43). Эта тема точно совпадает с богословским учением Павла, определенно выраженным в посл. к Рим.

Таково свидетельство, к-рое приносит хр–нин в *мир. Его миссия, подобно миссии Апостолов в Иерусалиме – доказать миру несправедливость процесса, который он неустанно ведет против Бога и Христа. Вполне естественно, что христианина ведут на судилище, что его обвиняют и предают близкие (Мк 13, 9–13 п). Роковым образом мир *ненавидит и *гонит учеников Христа (Ин 15, 18 слл), вся их жизнь проходит перед враждебным взором мира (1Кор 4, 9). Они всегда должны быть готовы дать ответ каждому требующему отчета в их уповании (1Петр 3, 15). Этот С. П. не их, а Христов, и он продолжается, и они должны свидетельствовать на нем. А свидетельство это не их, а *Духа Св. (Мк 13, 11). Как непогрешимый защитник, *Параклет их устами и их жизнью «обличит мир» (Ин 16, 8), показав в глазах верующих неправду мира и правду Иисуса Христа (Ин 16, 8–11).

JG

– > гнев ВЗ II 2 – гонение – ложь I 1 – оправдание – Параклет – свидетельство – суд


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle