под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СТЫД – ПОНОШЕНИЕ – ПОСРАМЛЕНИЕ – ПОЗОР

В Св. Писании значение слова С. не совсем совпадает по смыслу с нашим. Оно тесно связано с понятиями неудовлетворенности и *разочарования. Упасть, быть нагим, отступать, быть ненужным, – все это типичные положения, вызывающие чувство С.; в Библии же это чувство распространяется и на всякое страдание. Так, даже тот факт, что люди испытывают голод (Иез 36, 30), выражает поношение, посрамление. Для библ. ч‑ка всякое страдание переживается на виду у других, вызывает с их стороны всякие *суждения и тем самым связано со С. Вот почему понятие С. и суждения (суда) часто оказываются связанными: суд – это тот момент, когда в течение этой жизни или при ее конце обнаруживается перед всеми и перед лицом Божиим несостоятельность или правильность той или иной надежды.

1. Стыд и поражение. – Вот люди опирались на виду у всех на внешнюю поддержку, на некий план, на вооружение – и все это ускользает или оказывается недейственным. Когда падаешь, теряешь лицо, подаешь повод к *смеху. Т. обр. понятие С. антитетично связано с понятием опоры (Пс 21, 4 слл: «довериться» евр), надежды, *веры преисполненной упования; этим и объясняется расширение данного понятия. Известно, что праведник опирается на Бога; если это ему не удается, он испытывает С. Отсюда его повторная молитва: «Не посрами», «да не постыжусь» (Пс 24, 2 слл; 21, 6…; ср Ис 49, 23). Наоборот, когда будут сокрушены ложные опоры, как Фараон (Ис 20, 5; 30, 3 слл) или идолы, и в порядке суда обнаружится их ничтожество, безумцы будут краснеть и окажутся постыженными (Ис 1, 29). Они «обратятся вспять и великим стыдом покроются» (Ис 42, 17; Пс 6, 11; 69, 4). Часто их унижение будет состоять в том, что они увидят торжество тех, кого считали уже посрамленными или обреченными на посрамление (Прем 2, 20; 5, 1 слл; Пс 34, 26).

2. Стыд и нагота. – С. быть без *одежды (Быт 9, 23) относится к числу тех таинственных явлений, к-рые в повествовании о Рае возводятся к первому греху. Это первичное осознание *одиночества, вызванного внесенным в мир беспорядком. Обнажение и позже оказывается позорным как наказание, посылаемое дочерям Израилевым или другим (Иез 23, 29; Ис 47, 1 слл).

3. Стыд и *бесплодие. – Всякий, кто не оправдывает перед другими своего существования никакими плодами, оказывается предметом поношения. Это касается прежде всего женщины нерождающей (Лк 1. 25; Быт 30, 23), а также женщины одинокой, не имеющей мужа (Ис 4, 1).

4. Стыд и идолопоклонство. – «Стыд» – почти что собственное имя *идола (Ваала: 2Цар 2, 8 Евр), ибо он непрочен и обманчив: он – ложь и бесплодие (Прем 4, 3; Ис 41, 23 слл; 44, 19), тогда как созерцание *лица Ягве спасает от постыжения (Пс 33, 6).

1. Через Бога, Христа. – Праведника хотят постыдить: от него отворачиваются (Ис 53, 3; Прем 5, 4; Пс 68, 8), его отожествляют с «поношением» (Пс 21, 7; 108, 25). Но он «держит *лицо свое как кремень» (Ис 50, 7; см Лк 9, 51 греч). В НЗ часто встречается выражение «не постыдиться» или сходные с ним, смысл к-рых содержит в себе указание на действенную волю верить, а следовательно и действовать и говорить без боязни С. Верующий обречен на поругание (Мф 5, 11 слл), но он не должен стыдиться ни Христа, ни Его слов (Лк 9, 26). Павел (Рим 1, 16; ср 2Тим 1, 8) не стыдится Евангелия, хотя он еще только ожидает Суда, к-рым полностью оправдается его надежда; эта надежда служит ему опорой, и он действует и говорит, сообразуясь с ней. Такое поведение есть παρρησία или дерзновение (нек–рые переводят греч παρρησία словом *гордость), выражающееся в словах и делах ч‑ка, освобожденного верою от С. Именно через веру в Иисуса преодолевается С.: «При уверенности и надежде моей, что я ни в чем посрамлен не буду, но при всяком дерзновении… возвеличится Христос в теле моем» (Флп 1, 20). Иисус первый «пренебрег посрамлением» (Евр 12, 2).

2. Через братскую любовь. – Павел располагает удивительным богатством слов для выражения понятия С., что свидетельствует о значении этого понятия в восприятиях Апостола. Как и люди ВЗ, Павел чувствует социальную сторону своих испытаний (1Кор 4, 13); через них он проверяет на опыте любовь тех, кто не «возгнушался» им (Гал 4, 14). Церковь есть тело, в к-ром ни одна часть не должна стыдиться другой (1Кор 12, 23): Павел несет на себе поношение Христа (Евр 11, 26), взявшего на Себя наше поношение и не стыдящегося называть нас братьями (2, 11); такова основа этого понимания любви. Она же послужит правилом поведения в тех случаях, когда возникает искушение уничижать других (Рим 14, 10).

РВр

– > бесплодие I 1 – гордость (дерзновение) – доверие – молчание 2 – одиночество I 1 – опьянение 1 – разочарование


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle