под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СТРАХ (УЖАС)

Кроме страха–боязни, вызываемого существами мира сего, кроме страха–заботы, свидетельствующего о чрезмерном беспокойстве за выполнение определенной работы или актуальной задачи, существует более глубокий и неопределенный С. – страх–тоска или страх–ужас, к-рый возникает где–то в глубинах ч-ского «я», неуверенность перед лицом смерти или вообще перед будущим. В Библии, по крайней мере в ее греч. переводе, это чувство появляется в развитии повествований, где встречается одно или другое из нижеприводимых слов. Словом άγωνία обозначается чувство осажденных, ожидающих исхода битвы (2 Макк 3, 17), что в русском переводе передано: «его объял ужас»; то же греч. слово в других случаях переведено: «беспокойство» (см 2 Макк 15, 19) или «предсмертное борение» (Лк 22, 44). В тупике, при невозможности найти выход, одолевает растерянность (άπορέω, άπορία: LXX – Ос 13, 8; 2 Макк 8, 20; Прем 11, 4 слл; Лк 21, 25). Глагол συνέχομαι содержит мысль о запирании, заточении (1Цар 23, 8; 2Цар 20, 3): люди схвачены, зажаты, сдавлены, парализованы страхом (Лк 8, 37) или болезнью (Мф 4, 24; Лк 4, 38); в других случаях они угнетены, находятся в стеснении, как бы в отчаянии (στενοχώρια: Втор 28, 53; 2Кор 4, 8; 6, 4, 12…).

1. *Союз–Завет Ягве со своим народом обеспечивает присутствие Господа обетований; но этот союз зависит от верности ч‑ка в соблюдении *Закона, и поэтому такая обеспеченность постоянно находится под угрозой «выветривания».

Иаков, придя к броду на Иавоке, думает, что он в безвыходном положении (ήποιρεΐτο: Быт 32, 7), хотя за ним стоят все союзы, заключенные между Ягве и его отцом Исааком (22, 16 слл) и Ягве и им самим (28, 14). Находясь перед лицом своего брата Исава, он попадает в положение, к-рое его ужасает. Он борется с ангелом Господним и так получает уверенность, что Бог с ним (32, 23–32).

Илия, сидя под можжевеловым кустом, отчаивается и «просит смерти себе» (3Цар 19, 3 сл.). Видя (правда, ошибочно) общее отступничество народа, он считает свою жизнь неудавшейся. Но, как позднее Иисуса в Гефсимании, его укрепляет Ангел Господень, и он продолжает свое путешествие, пока не встречает Ягве, К-рый направляет его на верный путь (19, 5–18).

Весь народ погружен в горе и мрак, в густую тьму (στενοχώρια: Ис 8, 22 сл.; άπορία: 5, 30; 24, 18). Иеремия тоже подавлен, он теряется перед лицом голодающего народа (άπορία: ужас объял меня; сердце изныло; – Иер 8, 18, 21): здесь речь идет о Иеремии как хранителе Союза–Завета. Но когда дело касается его лично, он воспринимает это иначе: если при виде гонений ему и случается проклинать день своего рождения (15, 10; 20, 14), то он все же находит выход, прибегая к Тому, Кто может отомстить за него и защитить его (11, 20; 20, 12).

В словах Иова (согласно только греч. тексту: συνέχομαι) чувствуется неотвязная мысль о личном спасении: «Вздохи мои предупреждают хлеб мой и стоны мои льются как вода» (Иов 3, 24); «Ибо ужасное, чего я ужасался, то и постигло меня; и чего я боялся, то и пришло ко мне» (3, 25) – говорит он, предавшись горести душевной (10, 1; см 7, 11): «Страшно для меня наказание от Бога» (31, 23).

И наконец, в тех же выражениях, праведный взывает о своем С. к Богу, К-рый может его вывести из тупика или угнетенного состояния (θλΓφις Пс 21; 30; 34; 37; 56; 68; 87; 101 …).

Во всех этих случаях ч-к занимает центральное место, ибо его подстерегает смерть. Его С. имеет двойной смысл, т. к. дело Божие связано с его личным делом. *Моисей тоже сначала призывает смерть (Числ 11, 11–15). Но впоследствии он испытывает С. только из–за отступничества народа. Прося Бога «изгладить» его из *Книги Жизни вместе с народом, он присоединяется из чувства солидарности к своим грешным братьям, но в то же время сохраняет уверенность во всепобеждающей любви Господней (Исх 32, 31 сл.).

2. Каждый ч-к мог испытывать подобный С. в душе, но причины, вызывающие его, изменились с пришествием Иисуса. Он принял на Себя не только С. перед лицом смерти, но и страшное сознание двойственности, неуверенности. В Гефсиманни Он был охвачен ужасом и тоской, страхом и скорбью (Мк 14, 33 сл.), переживая в Себе одном С. праведных всех времен (Пс 41, 6, 12; 42, 5…), взывая и проливая слезы, обращая моления к Тому, Кто мог Его спасти от смерти (Евр 5, 7), и постепенно отождествляя Свою волю с волей Отца (Мк 14, 36). И на этот раз явился Ангел с небес, чтобы укрепить Того, Кто в борении молился до кровавого пота и затем встал как победитель, имеющий силы безбоязненно встретить Свою судьбу (Лк 22, 41–45).

Погрузившись на самое дно ч-ского С., Иисус становится «для всех послушных Ему виновником спасения вечного» (Евр 5, 9); Он создает новое, необратимое время. Событие, к к-рому обращается верующий, чтобы утвердить на нем ценность переживаемого им ныне, конечно, совершилось в прошлом (7, 27), но оно переходит границы времени и господствует над течением истории (Откр 1, 5). В Иисусе С. не был упразднен, но поставлен на свое место, ибо отныне надежда стала уверенностью, а смерть стала плодоносной.

3. В С., владеющем сердцем верующего, можно различить две степени: глубина С. и его охват. Вот Павел перед лицом смерти: «не надеялись остаться в живых, но сами в себе имели приговор к смерти, для того чтобы надеяться не на самих себя, но на Бога, воскрешающего мертвых» (2Кор 1, 9; 5, 4). Действительно, он знает, что ничто «не может отлучить нас от любви Божией во Христе Иисусе», ни терзания, ни С. (Рим 8, 35–39), к-рый исчезает от полной уверенности, что во Христе смерть побеждена (1Кор 15, 55). Даже сама *смерть обретает смысл и искупительное значение, если она приобщена к предсмертному борению Иисуса: «смерть действует в нас, а жизнь в вас» (2Кор 4, 12).

Но С. может вновь возникнуть на более глубоком уровне. Тогда он относится не просто к смерти ч‑ка, ни к его личному спасению, т. к. ч-к знает, что «мы спасены в надежде» (Рим 5, 1–5; 8, 24); С. возникает перед лицом свободы ближнего, перед лицом спасения других. Именно о нем говорит Павел, когда, подобно Моисею, он желает «быть отлученным от Христа за братьев» своих (Рим 9, 3). Он хочет страдать, «сострадать» (συνπάσχειν) со Христом (8, 17). «Вся тварь совокупно стенает» до самого конца (8, 18–23), и тогда *надежда обнаруживает еще одно из своих свойств: она не только уверенность, но и ожидание и постоянство, благодаря Духу Св. (8. 24 слл). И вот Павел побуждается любовью ко Христу (2Кор 5, 14), подобно тому как Иисус был побуждаем предвидением Своей жертвы (Лк 12, 50); и Апостол предается скорби и С. (στενοχώρια 2Кор 6, 4), не будучи, однако, ни подавленным, ни отчаявшимся (άπορία 4, 8). «Предсмертное борение Христа длится до скончания века» (Блез Паскаль).

Следовательно, если хр–нин может верой преодолеть С., к-рый его охватывает при мысли о смерти и спасении, он может одновременно переживать неописуемый С., приобщаясь к совокупности членов Тела Христова. Уверенность и неуверенность в душе верующего находятся в разных планах и не относятся к одному и тому же предмету.

XLD

– > заботы 2 – Иисус Христос I 3 – смерть НЗ III 4 – страдание – страх Божий Ι, ΙΙΙ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle