под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СТРАХ БОЖИЙ

ВЗ часто определяют как Закон С., а НЗ как Закон любви. Такое определение не вполне точно, и оно упускает из виду многогранность данной темы. Хотя С. имеет очень большое значение в ВЗ, Закон любви берет уже там свое начало. С другой стороны., С. не отвергается новым законом, поскольку он лежит в основе всякого подлинного религиозного чувства. В обоих Заветах С. и любовь сочетаются в реальном плане, хотя и по–разному. Важно уметь отличать религиозный С. от С-ха, к-рый испытывает всякий ч-к перед стихийными бедствиями или вражеским нападением (Иер 6, 25; 20, 10). Только С. в первом смысле имеет свое место в библ. откровении.

Перед явлениями грандиозными, необычайными, ужасающими ч-к инстинктивно испытывает чувство некоего присутствия, к-рое его превышает и перед к-рым он ощущает свое полное ничтожество. Это двойственное чувство, в к-ром священное вызывает трепет (tremendum), не открывая еще своей глубинной природы. В ВЗ это чувство уравновешивается подлинным познанием *Бога живого, проявляющего Свое грозное величие посредством знамений, изобилующих в Его творении. Причина С. Израиля перед явлением Бога на Синае (Исх 20. 18 сл.) – прежде всего в величии Единого. Подобный же С. испытывал Моисей перед Неопалимой Купиной (Исх 3, 6) и Иаков после своего ночного видения (Быт 28, 17). Однако, когда такой С. рождается во время космических явлений, напоминающих о *Гневе Божием (грозы, землетрясения), к этому С. примешивается другой С., порядка менее высокого. Он имеется обычно в виду при пророческих изображениях *Дня Ягве (Ис 2, 10, 19; см Прем 5, 2). Это также испуг стражей гроба в пасхальное утро (Мф 28, 4). Напротив, благоговейный страх, выражающийся в поклонении, есть нормальный рефлекс верующих перед проявлением силы Божией: таковы страх Гедеона (Суд 6, 22 слл), Исаии (Ис 6, 5), а также свидетелей чудес, совершенных Иисусом (Мк 6, 51 п; Лк 5, 9–11; 7, 16) и Апостолами (Деян 2, 43). Следовательно, С. Божий обладает различными модальностями и каждая их них в своем плане направляет ч‑ка к углублению веры.

В жизни подлинно верующего С. уравновешивается противоположным чувством: доверием к Богу. Даже когда Бог является людям, Он не хочет вызывать у них С., а успокаивает их: «Не бойся!» (Суд 6, 23; Дан 10, 12; см Лк 1, 13, 30). Эти слова говорит затем и Христос, идущий по водам (Мк 6. 50). Бог не есть ревнивый к своему могуществу властелин. Люди окружены Его отеческим провидением, заботой об их нуждах. «Не бойся»! говорит Он патриархам, давая им Свои обетования (Быт 15, 1; 26, 24); такое же выражение сопровождает эсхатологические обетования, даваемые страдающему народу (Ис 41, 10, 13 сл.; 43, 1, 5; 44, 2), и обетования Иисуса «малому стаду», получающему Царство от Отца (Лк 12, 32; Мф 6, 25–34). Подобными же словами Бог ободряет пророков, поручая им трудную миссию: при столкновении с людьми они не должны их бояться (Иер 1, 8; Иез 2, 6; 3, 9; см 2Цар 1, 15). Т. обр. вера в Бога есть источник уверенности, отгоняющей всякий ч-ский страх. Когда во время войны Израиль должен встретиться с врагом, Бог снова говорит: «Не бойся!» (Числ 21, 34; Втор 3, 2; 7, 18; 20, 1; Ис Нав 8, 1). При самой большой опасности Исаия повторяет то же самое Ахазу (Ис 7, 4) и Езекии (Ис 37, 6). Апостолам, к-рых ждет гонение, Иисус говорит: «Не бойтесь убивающих тело» (Мф 10, 26–31 п). Этот столь часто повторяемый урок в конце концов проводится в жизнь. Подлинно верующие, укрепленные доверием к Богу, изгоняют из своих сердец всякий С. (Пс 22, 4; 26, 1; 90, 5–13).

Есть, однако, некий аспект Бога, способствующий пробуждению у людей спасительного С. В ВЗ Бог проявляет Себя как *Судия, и провозглашение Синайского *закона сопровождается угрозой кары (Исх 20, 5 слл; 23, 21). В течение всей истории пророки представляют горести Израиля как провиденциальные знамения гнева Божия: достаточная причина, чтобы трепетать перед Ним! В таком смысле закон Бога представляется как закон С. Второй псалом, напоминая об угрозе кары Божией (*наказание), призывает подчиниться Помазаннику Божию (Пс 2, 11 сл.).

Этой стороны учения нельзя удалить, т. к. и в НЗ отведено большое место гневу и *суду Божию. Но перед этой грозной перспективой трепетать следует только грешникам, закоренелым (*ожесточение) во зле (Иак 5, 1; Откр 6, 15 сл.). Что касается тех, кто сознают свою глубокую греховность (см Лк 5, 8), но уповают на оправдание по *благодати (Рим 3, 23 сл.), то для них НЗ положил начало новому чувству: это уже не С. раба, а принятие Духа усыновления (Рим 8, 15), внутреннее расположение *любви, исключающей страх, т. к. страх предполагает наказание (1Ин 4, 18); тот же, кто любит, не боится кары, даже если его сердце и осуждает его (1Ин 3, 20 сл.). И в таком смысле НЗ есть закон любви. Но и во времена ВЗ уже были люди, к-рые жили по закону любви, как в наше время есть и такие, к-рые не переросли закона страха.

Итак, С. Божий можно понимать в таком широком и глубоком смысле, что он отожествляется с религией. Уже во Втор. мы видим характерное сочетание С. с любовью к Богу и служением Ему (Втор 6, 2, 5, 13); Исаия же (11, 2) видит в С. один из плодов *Духа Божия. Пророки говорят, что С. Господень – начало *Премудрости (Притч 1, 7; Пс 110, 10), а Сын Сирахов сложил об этом молитву, показывающую фактическое тождество С. Божия с *благочестием (Сир 1, 11–20). Ч-к, испытывающий такой С., в нек–рых псалмах называется блаженным (Пс 111, 1; 127, 1), ибо «*милость Бога в роды родов к боящимся Его» (Лк 1, 50; см Пс 102, 17). Время Страшного *Суда, перед к-рым вострепещут от С. грешники, будет также и временем, когда Бог вознаградит боящихся Его (Откр 11, 18). Хотя в НЗ слово С. иногда сохраняет оттенок боязни, ассоциируемой с мыслью о Боге–Судие (2Кор 7, 1; Еф 5 .21; Кол 3, 22), в особенности, если это касается людей, к-рые «не боятся Бога» (Лк 18, 2, 4; 23, 40), С. все же понимается в том глубоком смысле, в к-ром он представляется одной их главных Добродетелей: «Бог не лицеприятен, но во всяком народе боящийся Его и поступающий по правде приятен Ему» (Деян 10, 34 сл.). С., понятый в таком смысле, есть путь спасения через веру.

РА & PG

– > Авраам I 2 – благочестие ВЗ 2, НЗ 2 – блаженство ВЗ I 2 – доверие – заботы 2 – мудрость ВЗ I 3 – поклонение – присутствие Божие ВЗ II – святой ВЗ II – страх (ужас)


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle