под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СОБЛАЗН/ПРЕТКНОВЕНИЕ

Слово «соблазн» соответствует греч. слову σκάνδαλον, означающему буквально: крючок в западне, к к-рому прикрепляется приманка; отсюда: ловушка вообще, препятствие, напр., камень, положенный на пути врага, чтобы он упал; в переносном смысле: соблазн, преткновение. Бывает много способов ввести кого–нибудь в С. и стать причиной его падения в области нравственной и религиозной. Таковы искушения, в к-рые вводят *Сатана или люди, а также *испытание, к-рому Бог подвергает Свой народ или Свое чадо. Во всех случаях дело касается веры в Бога.

1. Уже в ВЗ указано, что Бог может быть причиной С. для Израиля: «Он будет… *камнем преткновения и *скалою соблазна для обоих домов Израиля … и многие из них преткнутся, и упадут, и разобьются» (Ис 8, 14 сл.). Объясняется это тем, что Бог особым образом испытывает веру Своего Народа.

Иисус также явился людям как «знамение пререкаемое», ибо, если Он был послан ради спасения всех, Он фактически был поводом к *ожесточению многих: «Се, лежит Сей на падение и на восстание многих во Израиле и в предмет (*знак) пререканий» (Лк 2, 34). В Его личности и жизни все может служить соблазном. Он – всего лишь сын плотника из Назарета (Мф 13, 57); Он хочет спасти мир не силою некоего мессианства отмщения (11, 2–5; ср Ин 3, 17) или мессианства политического (Ин 6, 15), а Страданием и Крестной смертью (Мф 16, 21); даже ученики противятся этому, подобно Сатане (16. 22 сл.) и, соблазнившись, оставляют Своего Учителя (Ин 6, 66), но Воскресший Иисус снова собирает их (Мф 26, 31 сл.).

2. Особенно у Иоанна подчеркнут элемент С. в евангельской вести: Иисус, ч-к во всем подобный другим людям (Ин 1, 14), происхождение К-рого как будто известно (1, 46; 6, 42; 7, 27), но искупительный замысел К-рого, осуществляемый *крестной смертью (6, 52) и *Вознесением (6, 62), недоступен пониманию. Все слушатели приходят в недоумение при откровении тройной тайны Воплощения, Искупления и Вознесения; но одних Иисус выводит на правый путь, а другие упорствуют: они не имеют извинения во грехе своем (15, 22 слл).

3. Приходя к людям, Иисус требует, чтобы они сделали твердый выбор – за Него или против Него: «Блажен, кто не соблазнится о Мне» (Мф 11, 6 п). Поэтому апостольская община применила к Самому Иисусу пророчество Исаии 8, 14, в к-ром речь шла о Боге. Он «камень преткновения» и в то же время «глава угла» (1Петр 2, 7 сл.; Рим 9, 32 сл.; Мф 21, 42). Христос есть как источник жизни, так и причина смерти (ср 2Кор 2, 16).

4. Павлу пришлось столкнуться с этим С. как в греч., так и в иудейском мире. Он испытал его сам до своего обращения. Затем ему открылось, что Христос, или точнее *крест Христов, «для погибающих юродство есть, а для нас, спасаемых, – *сила Божия» (1Кор 1, 18); ибо Христос распятый «для Иудеев соблазн, а для Еллинов безумие» (1, 23). Ч-ской мудрости недоступно, что Бог хочет спасти мир через Христа уничиженного, *страждущего, распятого. Только Дух Божий дает ч-ку силу преодолеть С. креста или, вернее, признать в нем высшую *мудрость (1, 25; 2, 11–16).

5. Тот же С., то же испытание веры продолжается во всей истории Церкви. Церковь в мире всегда является «знамением пререкаемым»; ненависть и гонение становятся для многих причиной падения (Мф 13, 21; 24, 10), хотя Иисус и предвозвестил о них, дабы ученики Его не соблазнялись (Ин 16, 1).

Ч-к может быть С. для своего брата, когда он пытается оторвать его от *верности Богу. Кто злоупотребляет слабостью своего брата или полученной от Бога властью над ним, чтобы отстранить его от Союза–Завета, виновен и перед братом своим и перед Богом. Мерзки князья, к-рые отвращают народ от (*следования) Ягве. Таковы Иеровоам (3Цар 14, 16; 15, 30, 34), Ахав или Иезавель (21, 22, 25), а также те, к-рые хотели увлечь Израиля на скользкий путь эллинизации, отдалить его от истинной веры (2 Макк 4, 7…). Напротив, достойны похвалы те, кто противостоит соблазну и сохраняет верность Союзу–Завету (Иер 35).

Иисус, хотя Он Сам был «знамением пререкаемым», пришел, однако, для исполнения Завета, чтобы положить предел великому С. разрыва между Богом и ч-ком. И Он строго осуждает вводящих в С.: «Кто соблазнит одного из малых сих, верующих в Меня, тому лучше было бы, если бы повесили ему мельничный жернов на шею и потопили его во глубине морской!» (Мф 18, 6). Однако Иисус знает, что эти С. неизбежны: лжеучители (2Петр 2, 1) или соблазнители, как Иезавель в ВЗ (Откр 2, 20), действуют непрестанно.

Этот С. может прийти и от самого ученика; вот почему Иисус строго требует полного отрешения от всего, что может быть препятствием для Царства Божия: «Если правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя» (Мф 5, 29 сл.; 18, 8 сл.).

По примеру Иисуса, К-рый не хотел соблазнять людей мира сего (Мф 17, 27), Павел требует, чтобы избегали соблазнять *совесть слабых, еще немощных: «Берегитесь однако же, чтобы эта свобода ваша не послужила соблазном для немощных» (1Кор 8, 9; Рим 14, 13–15, 20). Хр–ская свобода подлинна только тогда, когда она проникнута любовью (Гал 5, 13); вера истинна только тогда, когда она поддерживает веру братьев (Рим 14, 1–23).

СА

– > камень 5 – Крест I 1, 2 – неверие II – скала 1 – страдание ВЗ II –> вера ВЗ IV – ересь 2 – культ – молитва II – народ А II 6, Б II 6, В 0 – паломничество ВЗ 1 – раскол 0 – суббота ВЗ 3 – Церковь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle