под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СОВЕРШЕНСТВО

В Евангелии предлагается подражать С-у Самого Бога: «Итак будьте совершенны, как совершен Отец ваш Небесный» (Мф 5, 48). Это удивительное предписание занимает в НЗ то место, к-рое занимало в ВЗ предписание кн. Левит: «Будьте святы, потому что Я свят» (Лев 11, 45; 19, 2). В переходе от одного к другому явственна перемена точки зрения.

ВЗ

1. Святость Божия и совершенство. – В ВЗ говорится больше о святости, чем о С. Бог *свят, т. е. Он совершенно иной, чем существа этого мира. Он велик, силен и страшен (Втор 10, 17; Пс 75), но Он также и безгранично благ и верен (Исх 34; Пс 135), Он утверждает в ходе истории «справедливость, суд и правду»… (Пс 98). Его не именуют «совершенным»: на евр. языке это слово относится только к Его созданиям. Но говорят о С. Его дел (Втор 32, 4), Его Закона (Пс 18, 8) и Его путей (2Цар 22, 31).

2. Требование совершенства. – Когда Бог Святый избирает себе народ, этот народ, в свою очередь, становится святым, т. е. отделенным от мира и посвященным Богу. В то же время перед ним встает требование С.: посвященное должно быть непорочным и не иметь недостатков.

Прежде всего необходима физическая целостность. Она требуется от жертвенных животных: «Животного слепого, или поврежденного или уродливого… таких не приносите Господу» (Лев 22, 22). Тот же закон относится и к священникам (Лев 21, 17–23) и в некоторой степени ко всему народу: правила, касающиеся чистого и нечистого, уточняют эти требования (Лев 11–15).

Когда речь идет о людях, то к физической целостности должна прибавиться и целостность нравственная. Израиль знает, что Ягве надо служить с «сердцем, вполне преданным Г осподу Богу» (3Цар 8, 61; см Втор 6, 5; 10, 12) и что в это служение входят подчинение Его заповедям и борьба со злом: «Истреби зло из среды себя» (Втор 17, 7, 12). Пророки ревностно боролись против отклонений от религиозной сознательности (Ам 4, 4…; Ис 1, 10–17; 29, 13): нужно искать подлинную справедливость, отвергая насилие и себялюбие, живя с верой в Бога, уважая право и творя добрые дела (Ис 58). Повеление Бога Аврааму: «Ходи передо Мной и будь непорочен» (Быт 17, 1, повторяемое и во Втор 18, 13) проявляло т. обр. все больше богатство своего содержания.

3. Проведение совершенства в жизнь. – Набожные евреи, размышляя над примерами своих предков (Прем 10; Сир 44–49), искали С. в исполнении *Закона: «Блаженны непорочные в пути, ходящие в Законе Господнем» (Пс 118). Но именно эта приверженность к идеалу обостряла некоторые проблемы. Иов – образец С. «Ч-к этот непорочен, справедлив и богобоязнен и удалялся от зла» (Иов 1, 1); почему же горе не пощадило его? Этот мучительный вопрос поддерживал души в состоянии некоей готовности и ожидания.

НЗ

1. Совершенство в исполнении закона. – Евангелие отдает должное С-у праведников ВЗ, ожидавших грядущего с открытой душой. Таким С. обладали родители Иоанна Крестителя, «праведные перед Богом, поступая по всем заповедям и уставам Господним беспорочно» (Лк 1, 6), а также Симеон и Анна (2, 25–38). Но если проведение в жизнь закона самодовольно замыкалось само в себе, то это было всего лишь ложное С.; оно вызвало решительный протест со стороны Иисуса (напр., Лк 18, 9–14; Ин 5, 44), позже и со стороны Павла (см Рим 10, 3 сл.; Гал 3, 10).

2. Иисус и совершенство. – *Исполнение закона должно осуществляться совсем другим образом. Открыв людям во всей полноте, что Бог Святый есть Бог любви, Иисус дает новое направление требованию С., без к-рого нельзя приблизиться к Богу. Дело больше не в сохранении целостности, но в получении и распространении даров Божиих, любви Божией.

Иисус не следует примеру «праведников», к-рые избегают грешников: он «пришел призвать не праведников, но грешников к покаянию» (Мф 9, 12 сл.). Он – «непорочный Агнец» (1Петр 1, 19), про- ображенный в предписаниях кн. Левит, К-рый берет на Себя наши грехи и во отпущение их проливает Свою кровь. Т. обр. Он становится нашим «совершенным Первосвященником» (Евр 5, 9 сл.; 7, 26 сл.), К-рый может и нас соделать совершенными (Евр 10, 14).

3. Совершенство в смирении. – Тот, кто хочет принять Опасение, принесенное Иисусом, должен признаться в грехах своих (1Ин 1, 8), не вменять себе в заслугу какие–либо свои личные преимущества и доверяться только *благодати Божией (Флп 3, 7–11; 2Кор 12, 9). Без смирения и самоотвержения нельзя следовать за Иисусом (Лк 9, 23 п; 22, 26 сл.). Не все призваны к одному и тому же виду действенного отречения (см Мф 19, 11 сл.; Деян 5, 4), но тот, кто избрал путь С., должен идти по нему самоотверженно. Вспомним слово, обращенное Иисусом к богатому юноше: «Если хочешь быть совершенным, пойди продай имение твое и раздай нищим… и следуй за Мной» (Мф 19, 21; см Деян 4, 36 сл.).

4. Совершенство любви. – С., к к-рому призваны дети Божии, есть С. любви (Кол 3, 14; Рим 13, 8–10). В тексте от Луки (6, 36), параллельном тексту Мф. (5, 48), вместо слова «совершенный» стоит «милосердый»; но у Мф тоже говорится о любви ко всем людям без различия, о любви, простираемой даже на врага и на преследователя. Хр–не должны не только избегать зла (Мф 5, 29 сл.; 1Петр 1, 14 слл), но, чтобы уподобляться своему *Отцу (Мф 5, 45; Еф 5, 1 сл.), должны в то же время заботиться о грешниках (см Рим 5, 8), любить их и, чего бы это им ни стоило, «побеждать зло добром» (Рим 12, 21; 1Петр 3, 9).

5. Совершенство и совершенствование. – Такое всепобеждающее великодушие никогда не удовлетворяется достигнутым результатом. Идея совершенствования отныне связана с идеалом С. Ученики Христовы должны всегда идти вперед и возрастать в познании и любви (Флп 1, 9), даже если они относятся к категории тех, кого называли совершенными (греч τέλειοι – 1Кор 2, 6), совершеннолетними (1Кор 14, 20 см Флп 3, 12, 15) христианами.

6. Совершенство и Второе Пришествие. – Такие христиане непрестанно готовятся к Пришествию своего Господа в надежде, что Бог поможет им оказаться в этот *день безупречными (1Фес 3, 12 сл.). Они стремятся ответить желанию Христа, чтобы Церковь предстала Ему «славною… святою и непорочною» (Еф 5, 27). Забывая уже достигнутое, они простираются вперед (см Флп 3, 13), «доколе все придем в единство веры и познания Сына Божия, в *мужа совершенного, в меру полного возраста Христова» (Еф 4, 13).

AV

– > возрастание 3 – время ВЗ III 1 – добродетели и пороки – исполнить – полнота – правда 0 – святой – чистый


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle