под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЛУЖИТЬ

Слово «служение» имеет в Библии два противоположных смысла, согласно тому, обозначает ли оно подчинение ч‑ка Богу или же порабощение ч‑ка ч-ком, т. е. рабство. История спасения учит нас, что освобождение ч‑ка зависит от его подчинения Богу и что «служить Богу значит царствовать» (литургический текст лат. обряда).

В отношениях между людьми одно и то же слово может означать два конкретных положения, глубоко различных: положение *раба, каким оно являлось в языческом мире, где порабощенный ч-к был низведен до уровня животных и вещей, и положение служителя, как оно определено Законом народа Божия: в этом народе раб остается ч-ком и занимает свое место в семье, таким обр., что он, будучи настоящим служителем, может стать там доверенным и наследником (Быт 24, 2; 15, 3). Из–за этого термины остаются двусмысленными: авад (евр.) и δουλεύειν (греч) применяются в обоих случаях. Однако существуют слова, к-рые обозначают служения или зависимость, имеющие почетный характер – будь то служба военачальников царю (евр. шерат) или же общественное служение и прежде всего служение религиозное (греч λειτουργεΐν).

С. Богу – честь для народа, с к-рым Он заключил Союз–Завет. Но высокое положение обязывает. Ягве – Бог ревнитель, не терпящий раздела (Втор 6, 15), как говорится в одном тексте Писания, к-рое приводит Христос: «Господу Богу твоему поклоняйся и Ему Одному служи» (Мф 4, 10; см Втор 6, 13). Эта верность должна проявляться и в культе и в поведении. Таков смысл предписания, где перечислены синонимы служения Богу: «Господу Богу вашему последуйте и Его бойтесь; заповеди Его соблюдайте, и гласа Его слушайте, и Ему служите, и к Нему прилепляйтесь» (Втор 13, 4)

1. Религиозное служение. – С. Богу значит прежде всего приносить Ему дары и жертвы, обеспечивать содержание Его храма. Именно поэтому священники и левиты называются «те, кто отправляют службу» Господу (Числ 18; 1Цар 2, 11, 18; 3, 1; Иер 33, 21 сл.). Действительно, *священник определяется как страж святилища, служитель Бога и толкователь Его прорицаний (Суд 17, 5 сл.). В свою очередь всякий верный, исполняющий культовое действие, С. Господу (2Цар 15, 8). В конечном счете выражение «служить Богу» стало обозначать обычно воздаваемый Богу культ и мало–помалу становится синонимом *поклонения (Ис Нав 24, 22).

2. Послушание. – Служение, к-рого требует Ягве, не ограничивается обрядовым культом, оно распространяется на всю жизнь, выражаясь в послушании заповедям. Вот что неустанно повторяют пророки и Втор.: «Послушание лучше жертвы, и повиновение лучше тука овнов» (1Цар 15, 22; см Втор 5, 29 слл), открывая всю глубину требования такого послушания: «Я милости хочу, а не жертвы» (Ос 6, 6; см Иер 7).

Иисус обращается к выражениям Закона и Пророков (Мф 4, 10; 9, 13), дабы напомнить о том, что служение Богу исключает всякий другой культ и что силою любви, вдохновляющей его, оно должно захватывать его. Он называет соперника, препятствующего этому С.; это деньги, С. к-рым неправедно. О таком С. Апостол, вслед за Учителем» говорит, что любостяжание есть Идолослужение (Еф 5, 5). Надо сделать выбор: «Никто не может служить двум господам… Не можете служить Богу и маммоне (богатству)» (Мф 6, 24 п). Если ч-к любит одного, то другого будет ненавидеть и презирать. Поэтому отказ от *богатства необходим для того, кто хочет *следовать за Иисусом, Служителем (Рабом) Божиим (Мф 19, 21).

1. Служение Иисуса. – Сын возлюбленный, посланный Богом, чтобы увенчать дело служителей ВЗ (Мф 21, 33 п), пришел, чтобы послужить. С самого детства Он утверждает, что Ему «должно быть в том, что принадлежит Отцу» Его (Лк 2, 49). Вся жизнь Иисуса прошла под знаком «надлежит», что выражает Его полную зависимость от *воли Отца (Мф 16, 21 п; Лк 24, 26), но за этой необходимостью служения, ведущей Его к крестной смерти, Иисус открывает любовь, к-рая одна сообщает этой необходимости ее достоинство и ценность: надо «чтобы мир знал, что Я люблю Отца, и как заповедал Мне Отец, так и творю» (Ин 14, 31).

Служа Богу, Иисус спасает людей. Он преодолевает их нежелание С. и открывает им, какое С. ожидает от них Отец: Он хочет, чтобы они всецело отдавали себя на С. своим братьям, подобно тому как сделал Сам Иисус, их Господь и Учитель: «Сын Человеческий не для того пришел, чтобы Ему служили, но чтобы послужить и отдать душу Свою…» (Мк 10, 45 п). «Я дал вам пример… Раб не больше господина своего» (Ин 13, 15 сл.). «Я посреди вас. как служащий» (Лк 22, 27).

2. Величие христианского служения. – Служители Христа прежде всего служители *Слова (Деян 6, 4; Лк 1, 2), возвещающие Благую Весть, исполняя т. обр. священное служение (Рим 15, 16; Кол 1, 23; Флп 2, 22), «со всяким смиренномудрием» и если требуется «со многими слезами, среди *искушений» (Деян 20, 19). Что касается тех, кто С. общине, по образу Семи, избранных Апостолами (Деян 6, 1–4), Павел объясняет им, при каких условиях это С. будет угодным Господу (Рим 12, 7, 9–13). Впрочем все христиане через крещение перешли от С. греху и Закону, к-рый был рабством, к С. правде и Христу, К-рый есть свобода (Ин 8, 31–36; Рим 6–7; см 1Кор 7, 22; Еф 6, 6). Они С. Богу как сыны, а не как рабы (Гал 4), ибо они С. Ему «в обновлении Духа» (Рим 7, 6). Благодать, к-рая перевела их из состояния рабов в состояние *друзей Христа (Ин 15, 15), помогает им С. своему Господу с той верностью, к-рая дает убеждение, что и они войдут «в радость господина» своего (Мф 25, 14–23; Ин 15, 10 сл.).

СА & MFL

– > ангелы – бедные НЗ III 3 – власть НЗ I 1, II 1 – воздаяние I – друг 2 – гостеприимство 2 – культ – Мария III 1 – освобождение III 3 в – поклонение I 3 – послушание – раб – священство – Слово Божие ВЗ III 1, НЗ II 1 – служение I – Раб Божий – трапеза V


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle