под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЛУШАТЬ

Библ. *откр. есть, по существу, *Слово Божие, обращенное к ч-ку. Вот почему, в то время как в греч. мистерии и восточном гнозисе отношение ч‑ка к Богу основано прежде всего на *вйдении, согласно Библии – «вера от слышания»… (Рим 10, 17).

1. Человек должен слушать Бога

а) Слушайте! – властно восклицает пророк от имени Бога (Ам 3, 1; Иер 7, 2). Слушайте, – вторит мудрец, исполненный жизненного опыта и знания *Закона (Притч 1, 8). «Слушай, Израиль», – повторяет ежедневно набожный Израильтянин, чтобы проникнуться *волей своего Бога (Втор 6, 4; Мк 12, 29). «Слушайте», – говорит наконец Иисус, К-рый есть само Слово Божие (Мк 4, 3, 9 п).

Согласно древне–евр. смыслу слова *истина, С., принимать Слово Божие, значит не только обратить к нему свои уши, но и открыть ему свое *сердце (Деян 16, 14), исполнять слово Божие (Мф 7, 24), слушаться (*послушание) его. Таково послушание *веры, к-рым должно ответить на услышанное благовестив (Рим 1, 5; 10, 14 слл).

б) Но ч-к не хочет С. (Втор 18, 16, 19) и в этом его трагедия. Он глух к призывам Божиим, его ухо и сердце – «необрезаны» (Иер 6, 10; 9, 25; Деян 7, 51). В этом заключается грех Иудеев, встретивших Иисуса: «Не можете слушать слова Моего… Кто от Бога, тот слушает слова Божии; вы потому не слушаете, что вы не от Бога» (Ин 8, 43, 47).

Только Сам Бог может открыть ухо Своему *ученику (Ис 50, 5; см 1Цар 9, 15; Иов 36, 10), открыть, дабы он был послушен (Пс 39, 7 сл.). В мессианские времена глухие услышат. Чудеса Иисуса обозначают, что наконец глухой народ поймет слово Божие и послушается его (Ис 29, 18; 35, 5; 42, 18 слл; 43, 8; Мф 11, 5). Именно это провозгласил ученикам голос с неба: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный… Его слушайте» (Мф 17, 5 п). Деву *Марию, верно хранящую слова Божии в сердце своем (Лк 2, 19, 51), Сын ее Иисус признает блаженной, указывая на глубинный смысл ее материнства: «Блаженны слышащие слово Божие и соблюдающие его» (Лк 11, 28).

2. Бог слушает человека. – Ч-к в *молитве просит Бога услышать его, т. е. исполнить его мольбу. Бог не слушает неправедных и грешников (Ис 1, 15; Мих 3, 4; Ин 9, 31). Но Он слышит нищего, вдову и сироту, смиренных, узников (Исх 22, 22–26; Пс 9, 38; 101, 21; Иак 5, 4). Он слушает праведных, ибо они благочестивы и творят волю Его (Пс 33, 16, 18; Ин 9, 31; 1Петр 3, 12), ибо они просят «по воле Его» (1Ин 5, 14 сл.). Он это делает потому, что Он «всегда» слушает Сына Своего Иисуса (Ин 11. 41 сл.), через посредство К-рого всегда доходит до Него молитва хр–нина.

СА

– > вера ВЗ I, НЗ I 2 – знать ВЗ 2 – послушание – Преображение 2 – призвание – следовать – Слово Божие – ученик


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle