под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЛУЖЕНИЕ

Слова «служитель» и «служение» соответствуют греч. διάκονος и διακονία; в греч. переводе LXX эти слова употребляются редко и то лишь в их мирском значении (Есф 1, 10; 6, 1–5). Как в Вульгате minister, ministerium, так и в русском тексте служитель, служение соответствуют евр. мешарет (см Исх 24, 13: Иисус Навин, служ. Моисея); иногда этим словом обозначают священников, служителей культа (Ис 61, 6; Иез 44, 11; Иоил 1, 9).

Наличие религиозного С. ясно засвидетельствовано в ВЗ. В народе Божием его совершают исполнители определенных священных функций, на них лежат определенные свящ. обязанности. Ими являются цари, пророки и носители Священства, осуществляющие посредничество между Богом и Его народом. Так Павел говорит, что Моисей был служителем первого Завета (2Кор 3, 7, 9). В НЗ Христос есть единый священник, приносящий жертву спасения, единый носитель *откр., ибо Он есть *Слово Божие, ставшее плотию. Но в Церкви, основанной Им, совершается С. нового рода – С. Его Слову и Его благодати.

1. Служение благовествования апостольского. – Христос учил Своих Апостолов рассматривать их назначение как С.: тогда как главы народов хотят, чтобы их почитали благодетелями и господами, Апостолы по Его примеру должны быть слугами (διάκονος) всех (Мк 10, 42 слл п). Они – Его слуги и поэтому войдут с Ним во славу Отца (Ин 12, 26). С самого начала Деяний апостольское благовествование рассматривается как С. (διακονία: Деян 1, 17, 25), к-рое Матфей призван совершать с Одиннадцатью другими. Призвание Павла к апостольству (Рим 1, 1) есть также призыв к С. (1Тим 1, 12; см 2Кор 4, 1), к-рое Павел затем достойно исполняет (Деян 20, 24) и к-рым Бог приносит спасение язычникам (21, 19). Сознавая себя служителем Бога (2Кор 6, 3 сл.) и служителем Христа (11, 23), он глубоко чувствует величие этого призвания, большего, чем призвание самого Моисея, потому что чрез него становятся служителями Нового Завета, правды, Духа (3, 6–9), примирения (5, 18), благовествования (Кол 1, 23; Еф 3, 6 сл.) и Церкви (Кол 1, 24 сл.).

2. Различные служения. – Однако С. в первохристианской Церкви понимается значительно шире, чем апостольское благовествование в узком смысле слова. Слово διακονία применяется, прежде всего, к материальному обслуживанию общины, как «попечение о столах» (Деян 6, 1, 4; см Лк 10, 40) и сборы для иерусалимских бедных (Деян 11, 29; 12, 25; Рим 15, 31 ; 1Кор 16, 15; 2Кор 8, 4; 9, 1, 12 сл.). Кроме того, особое С. доверено Архиппу (Кол 4, 17) и Тимофею (2Тим 4, 5). Служителями (διάκονος) называются Аполлос, как и Павел (1Кор 3, 5), Тимофей (1Фес 3, 2; 1Тим 4, 6), Тихик (Кол 4, 7; Еф 6, 21), Епафрас (Кол 1, 7) и даже иудействующие лже–апостолы (2Кор 11, 23). Все это показывает, что в Церкви имеются «различные служения» (1Кор 12, 5), ибо Дух посылает Свои различные *харизмы «на дело служения» (Еф 4, 12). Каждое С. такого рода (Рим 12, 7) должно осуществляться под влиянием Св. Духа (1Кор 12, 7) как поручение, полученное от Бога (1Петр 4, 11). Следует рассмотреть, в чем состоят эти С. В перечисленных в Посланиях *харизмах всегда ставится на первое место отношение к Слову Божию (апостол, пророк, учитель, евангелист). Но это не исключает наличия С. собственно пастырского, что специально указывается в Еф. 4, 11.

1. В НЗ с Апостольских времен возникает иерархия управления, к-рая продолжает деятельность Апостолов. Во главе всех евр. общин стояли старейшины (πρεσβύτεροι). Посланные на проповедь Павел и Варнава также ставили повсюду пресвитеров для управления Церквами (Деян 14, 23). Во время апостольского собрания в Иерусалиме к Двенадцати присоединились пресвитеры местной общины, во главе к-рой стоял Иаков (15, 2, 4, 6, 22 сл.; 16, 4); то же было по возвращении Павла (21, 18). Во время своего последнего путешествия Павел принял в Милете Ефесских пресвитеров (20, 17). Итак, с этого времени, непосредственно или через своих посланных, Апостолы учреждают в каждом городе коллегию пресвитеров (Тит 1, 5), назначение к-рых подчинено точным правилам и к-рые поставляются *возложением рук (1Тим 5, 17–22). Это показывает, что пресвитерству соответствует особая харизма Св. Духа: оно – не простая административная функция. Согласно Посл. Иакова, пресвитеры молятся за больных и помазывают их елеем (Иак 5, 14). В другом тексте говорится, что они должны председательствовать на христианском собрании (1Тим 5, 17). Указания Павла на предстоятелей (προϊστάμενοι) относятся, вероятно, к пресвитерам (1Фес 5. 12 сл.; см Рим 12, 8), равно как и упоминание о наставниках (ήγούμενοι, – в Евр 13, 7, 17, 24).

2. В Посл. к Флп. упоминаются совместно епископы и диаконы (Флп 1, 1): здесь можно видеть начальную стадию иерархии. Семеро, поставленные Двенадцатью, чтобы «пещись о столах» (Деян 6, 1–6), видимо считаются в Деяниях прототипами будущих диаконов. Так же как пресвитеры, они приступают к своим обязанностям через *возложение рук (Деян 6, 6). Их С. не ограничивается материальным обслуживанием, ибо они проповедуют – Филиппа прямо называют благовестником (Деян 21, 8). В пастырских Посланиях даются правила для избрания этих диаконов (1Тим 3, 8–13). Речь идет о низшем виде С., функцию к-рого не легко установить. Функции Фивы, диакониссы Церкви Кенхрейской (Рим 16, 1), вероятно, иного характера, ибо нам известны точные указания Павла о роли *женщины в молитвенных собраниях (1Кор 11, 1–16; 14, 33 сл.). Что же касается приема вдов, он был очень строг; характер их С. трудно определить (1Тим 5, 9–15).

3. Епископы, как указывает их имя (επίσκοπος букв, надзиратель), поставлены, чтобы бдеть над общинами. Такое назначение было известно в иудействе: в Кумранской общине, «медаккер» (надзиратель) имел сходную обязанность. Первоначально «надзирают» сообща над каждой церковью пресвитеры, ибо их назначение – «пасти Божие стадо» (Деян 20, 28; 1Петр 5, 2 сл.) по образу Христа, Пастыре- начальника (1Петр 5, 4), *Пастыря и Блюстителя душ (1Петр 2, 25). Но пастырские Послания показывают, что в каждой общине – один епископ, к-рый должен быть избран со всем тщанием (1Тим 3, 1–7) среди пресвитеров (Тит 1, 5–9). Это, вероятно, тот пастырь (см Деян 20, 28 сл.), о к-ром говорит Павел, перечисляя харизмы (Еф 4, 11), и на кот–ром лежит часть ответственности, возложенной Христом на Апостолов (Ин 21, 15 слл; см Мф 18, 12 слл). Посланные Павлом Тит и Тимофей имеют *власть над пресвитерами, диаконами и епископами церквей, ввереных им. На них лежит ответственность в области богослужебной (1Тим 2, 1–15) и вероучительной (1Тим 4, 6, 13–16; 6, 3). Забота о вероучительстве лежит также на каждом епископе в порученной ему области (Тит 1, 9). Эта передача функций управления, первоначально порученного Апостолам, указывает на эволюцию в организации Церкви. После кончины Апостолов Церковь сохранила иерархию трех степеней: епископ есть пастырь и глава общины; он окружен пресвитерами, к-рым помогают диаконы. Харизма, необходимая для исполнения их обязанностей, по прежнему даруется им возложением рук (см 2Тим 1, 6).

4. Наименование священников нигде не дается этим служителям НЗ, в том числе и Апостолам. Но благодаря этому С., они становятся служителями *священства Иисуса Христа, единого Первосвященника людей. В силу этого, они, вслед за Апостолами – домостроители Бога (Тит 1, 7), Его тайн (1Кор 4, 1), Его благодати (1Петр 4, 10). Такова перспектива, в к-рой развивалась идея хр–ского священства с трехстепенной иерархией (епископ, священники, диаконы). Тождественное по своим функциям со С., данным нам в НЗ, осуществляемое в силу той же харизматической власти, оно в конечном счете происходит от апостольского С., поскольку это С. могло быть передано.

PG

– > Апостолы II 1 – власть ВЗ II, НЗ II – возложение рук НЗ 2 – пастырь и стадо НЗ 2 – проповедовать II 2 б – священство ВЗ I 4, НЗ III – Слово Божие ВЗ III 1, НЗ II 1 – служить III 2 – увещевать – харизмы II 1, 2 – Церковь


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle