под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СЛОВО ЧЕЛОВЕЧЕСКОЕ

Следуя пониманию, свойственному всему Древнему Миру, мир библ. не почитает С. Ч. пустым звуком или простым средством общения между людьми: С. выражает личность, участвует в ее динамизме. Оно, в нек–ром смысле, обладает действенной силой. Отсюда его важность для поведения. Соответственно своему качеству, С. для произносящего его приносит честь или бесчестие (Сир 5, 15). «Смерть и жизнь – во власти языка» (Притч 18, 21). Следовательно, для суждения о ценности ч‑ка, С. является пробным камнем, позволяющим испытать его (Сир 27, 4–7). Понятно, что учители мудрости призывали к доброму употреблению С. и обличали его недостатки. НЗ в этом смысле только продолжает учение ВЗ.

1. О дурном употреблении слова. – Вот, прежде всего, ч-к, склонный к многословию (Притч 10, 19; 29, 20), к-рый проявляет глупость (10, 8; 13, 3) и несдержанность (20, 19) и становится ненавистным (Сир 20, 5–8), глупец, к-рого узнают по его пустой и несвязной речи (20, 16, 20), ложный друг, к-рый в виде утешения только «на ветер пускает слова» (Иов 6, 26). Но есть худшее – это С. нечестивых, «засада для пролития крови» (Притч 12, 6). Мудрый должен остерегаться злословия (Сир 5, 14), ибо «пустослов уязвляет, как мечом» (*язык) и делает больше жертв, чем оружие (Притч 12, 18; Сир 28, 20 сл.). С. наушника часто воспринимаются «как лакомства» (Притч 26, 22), но они жестоко ранят. Псалмопевцы, как люди много выстрадавшие, постоянно разоблачают злословие и клевету, к-рые им пришлось перенести (Пс 5, 10; 11, 3 сл.). В НЗ Иаков в своем послании возобновляет такого же рода советы относительно неправедного С. «Обуздывать свой язык» – первое требование хр–ского благочестия (см 1, 26 и 3, 2–12).

Следует остерегаться и другой опасности, а именно *богохульства, греховных С. (Сир 23, 12–21) и ложных *клятв (23, 13). Закон Моисеев их запрещал (Исх 20, 7; Числ 30, 3; Втор 23, 22…). Из опасения, что клятвы будут произноситься легкомысленно, Сын Сирахов советует сократить их число (Сир 23, 7–11). Наконец Иисус предлагает такой идеал искренности, при к-ром клятвы становятся бесполезными (Мф 5, 33 …), и Апостольская Церковь принимает этот идеал (Иак 5, 12; 2Кор 1, 17 сл.). Среди прочих грехов, связанных со С., можно также указать на суеверную веру в его *магическую действенность. Это явление часто встречалось на Древнем Востоке и было известно в библ. среде (проклятия: Числ 22, 6; слово выходца с того света: Ис 29, 4); оно было запрещено Законом под страхом смерти наравне с другими видами волхвования (Лев 20, 6, 27).

2. О хорошем употреблении слова. – В противоположность грешникам и глупцам, мудрые должны точно взвешивать свои С. Вовремя сказанное С. и надлежащий ответ – радость и сокровище (Притч 15, 23; 25, 11), ибо есть «время молчать, и время говорить» (Екк 3, 7). Следовательно, надо сдерживать свои С. (Сир 1, 24), сделать «для слов своих *вес и меру и для уст своих – дверь и запор» (Сир 28, 29; Пс 38, 2; 140, 3), быть «медленным на слова» (Иак 1, 19). К этой мере надо прибавить еще мудрость и доброту, подобно добродетельной жене (Притч 31, 26). И тогда «слова уст ч-ских – глубокие воды, источник мудрости – струящийся поток» (Притч 18, 4; см Втор 32, 1 сл.), «ибо от избытка сердца говорят уста» и «добрый ч-к из доброго сокровища сердца своего выносит доброе» (Лк 6, 45). Говоря под действием Духа Св., ч-к может наставлять, увещать и утешать братьев своих (1Кор 14, 3), ибо тогда С. ч‑ка выражает С. Божие.

AF & PG

– > аминь – истина ВЗ 2, НЗ 1 – клятва – ложь – молчание 2 – проповедовать II – свидетельство ВЗ I – сердце I 1 – уста – язык


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle