под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

АГНЕЦ БОЖИЙ

В нек–рых книгах НЗ (Ин, Деян, 1 Петр и особ, в Откр Ин) Христос отождествляется с А.; образ этот идет от ВЗ, где встречается в двух различных перспективах.

1. Раб Ягве (Отрок Господень). – Преследуемый своими врагами, пророк Иеремия сравнивает себя с «агнцем, ведомым на заклание» (Иер 11, 19). Этот образ был впоследствии применен к *Рабу Ягве (Господню), умирающему во искупление грехов народа Своего: «как овца, ведомая на заклание, и, как агнец пред стригущим его безгласен, так Он не отверзал уст Своих» (Ис 53, 7). Этот текст, подчеркивая смирение и покорность Раба, возвещает как нельзя лучше судьбу Христа, как объясняет евнуху царицы Ефиопской Филипп (Деян 8, 31, 35). Евангелисты ссылаются на этот текст, когда подчеркивают, что Христос «молчал» перед Синедрионом (Мф 26, 63) и ничего не отвечал Пилату (Ин 19, 9). Возможно, что Иоанн Креститель также имеет в виду этот текст, когда он, согласно 4-му Еванг., называет Иисуса «Агнцем Божиим, вземлющим грех мира» (Ин 1, 29; ср Ис 53, 7, 12; Евр 9, 28).

2. Пасхальный Агнец. – Когда Бог решил избавить Свой народ, *плененный Египтянами, Он дал повеление Евреям заклать на каждую семью по одному А. «без порока, мужеского пола, однолетнего» (Исх 12, 5), съесть его вечером и помазать его кровью перекладины дверей. Благодаря этому «*знамению» они были пощажены Ангелом–истребителем, посланным поразить всех первенцев Египетских. Евр. предание обогатило этот первоначальный образ и придало впоследствии крови А. *искупительное значение. «Ради крови Завета обрезания и пасхальной крови Я избавил вас из Египта» (Пиркей Рав. Елиезера 29; ср Мехилта на Исх 12.) *Кровью пасхального А. Евреи были искуплены из Египетского *рабства и смогли стать «народом святым», «царством священников» (Исх 19, 6), связанным с Богом *Союзом–Заветом и управляемым Законом Моисеевым.

Хр–нское предание видит во Христе «истинного агнца» пасхального (канон лат. пасхальной литургии), и Его искупительное посланничество обширно изложено в особых крещальных поучениях, лежащих в основе 1 Петр, и к-рые нашли отклик в писаниях ап. Иоанна и в Посл. к Евр. Иисус есть А. (1Петр 1, 19; Ин 1, 29; Откр 5, 6) без порока (Исх 12, 5), т. е. без греха (1Петр 1, 19; Ин 8, 46; 1Ин 3, 5; Евр 9, 14), искупивший людей ценою Своей Крови (1Петр 1, 18 сл.; Откр 5, 9 сл.; Евр 9, 12–15). Т. обр. Он избавляет их «от земли» (Откр 14, 3), от лукавого *мира, преданного нравственному растлению, происходящему от служения *идолам (1Петр 1, 14, 18; 4, 2 сл.), так чтобы они могли отныне избегать *греха (1Петр 1, 15 сл.; Ин 1, 29; 1Ин 3, 5–9) и составить новое «царство священников», подлинный «народ святой» (1Петр 2, 9; Откр 5, 9 сл.; ср Исх 19, 6), приносящий Богу духовное *служение безупречной жизни (1Петр 2, 5; Евр 9, 14). Они покинули тьму язычества, дабы войти во свет *Царства Божия (1Петр 2, 9); это и есть их духовный *исход. Победив Кровью А. (Откр 12, 11) Сатану, прообразом к-рого был Фараон, они могут петь «песнь Моисея и Агнца» (Откр 15, 3; 7, 9, 10, 14–17; ср Исх 15), прославляющую их избавление.

Предание, к-рое видит во Христе истинного пасхального Агнца, восходит к самым истокам хр–нства. Ап. Павел увещевает верных Коринфа жить «с опресноками чистоты и истины», ибо «наша *Пасха, Христос, заклан за нас» (1Кор 5, 7–8). Он здесь не предлагает нового учения о Христе – пасхальном А., а имеет в виду литург. предания христ. Пасхи, существовавшие задолго до 55–57 гг, когда Павел писал свое посл. Если принять Ин–ову хронологию, само событие смерти Христа дало основание такой традиции. Иисус был предан смерти накануне праздника Опресноков (Ин 18, 28; 19, 14, 31), стало быть, в день Пасхи, во второй половине дня (19, 14), в тот самый час, в к-рый, согласно предписаниям Закона, закалали в Храме А. После Его смерти Ему не перебили голеней, как остальным осужденным (19, 33), и евангелист видит в этом осуществление обрядового предписания о пасхальном агнце (19, 36; ср Исх 12, 46).

3. Небесный Агнец. – Сохраняя в основном образ Христа – пасхального А. (Откр 5, 9 сл.), Откр Ин устанавливает поразительный контраст между слабостью закланного А. и *силой, к-рую Ему дает прославление Его на небе. Христос в то же время и А. – в своей искупительной смерти – и Лев, *победой Своей освободивший народ Божий, плененный силами зла (5, 5 сл.; 12, 11). Восседая теперь на престоле Бога (22, 1, 3), принимая с Ним поклонение тварей небесных (5, 8, 13; 7, 10), Он облечен Божьей властью. Он исполняет определения Божии в отношении нечестивых (6, 1…), и *гнев Его повергает их в ужас (6, 16); Он ведет эсхатологическую *брань против объединенных сил зла, и победа Его провозглашает Его «Царем царей и Господом господствующих» (17, 14; 19, 16). Его прежняя кротость снова проявится, когда свершится брак Его с Церковью, знаменуемой небесным Иерусалимом (19, 7, 9; 21, 9). Агнец будет тогда *Пастырем и будет водить верных на живые источники *вод небесного блаженства (7, 17; ср 14, 4).

– > жертва/жертвоприношение НЗ I, II 1 – животные 0, II 3 – Иисус Христос II 1 6; заключение – искупление 1, 4 – Исход НЗ – кровь ВЗ 3 б, НЗ 4 – Раб Ягве III 2 – пастырь и стадо НЗ 1 – Пасха I 6 б, II, III 2, 3 – победа НЗ – супруг/супруга НЗ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle