под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СВЕТИЛЬНИК

С. светом своим знаменует живое присутствие Бога и ч‑ка.

1. Светильник, символ присутствия Божия. – «Ты, Господи, светильник мой» (2Цар 22, 29). Этим возгласом псалмопевец исповедует, что Бог один дает свет и жизнь. Ведь Он Творец *духа, к-рый пребывает в ч-ке, подобно «светильнику Господню» (Притч 20, 27). Господь освещает *Словом Своим, наставлениями Своими (Притч 6, 23), как С., *стезю верующего (Пс 118, 105). Пророческие писания суть «светильник, сияющий в темном месте, доколе не начнет рассветать день и не взойдет утренняя звезда в сердцах ваших» (2Петр 1, 19). Когда придет этот последний *день, «ночи не будет там и не будут иметь нужды ни в светильнике, ни в свете солнечном» …ибо С. им будет «Агнец» (Откр 22, 5; 21, 23).

2. Светильник, символ присутствия человека. – Символика С. проявляется и в самом скромном плане присутствия ч-ского. Ягве обещает Давиду С., т. е. непреходящее потомство (4Цар 8, 19; 3Цар 11, 3; 15, 4). Напротив, когда народ становится неверным, Бог угрожает «прекратить свет светильника» (Иер 25, 10): тогда «не будет счастья нечестивому, светильник его угаснет» (Притч 13, 9; Иов 18, 6 сл.).

Чтобы ознаменовать свою *верность Богу и постоянство своей *молитвы, Израиль возжигал вечный огонь С‑ка в святилище (Исх 27, 20–22; 1Цар 3, 3). Дать ему угаснуть – значило бы показать Богу, что Израиль покинул Его (2Пар 29, 7). Напротив, блаженны *бдящие в ожидании Господа, подобно мудрым девам (Мф 25, 1–8) или верному слуге (Лк 12, 35), С. к-рых остаются горящими.

Бог ждет еще большего от верующего в Него: он не должен оставлять свечу свою под сосудом (Мф 5, 15 сл п), но сиять светилом в мире среди развращенного рода (Флп 2, 15), как некогда пророк *Илия, чье «слово горело как светильник» (Сир 48, 1), или как *Иоанн Креститель, «светильник горящий и светящий» (Ин 5, 35), дабы свидетельствовать о Свете истинном (1, 7 сл.). Итак, Церковь, основанная на апп. Петре и Павле – «двух маслинах и двух С., стоящих перед Богом земли» (Откр 11, 4), должна до конца времен знаменовать сияние *славы Сына Ч-ского (1, 12 сл.).

JBB

– > бодрствовать – свет и тьма ВЗ II 2, НЗ 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle