под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СВЕТ И ТЬМА

Тема Света проходит через все библ. откровение Отделение С. от Т. было первым делом Творца (Быт 1, 3 сл.). В конце истории спасения Сам Бог будет С. (Откр 21, 23) нового творения (21, 5). От С., понятия физического, к-рый перемежается в мире сем с *тенью ночи, т. обр. перейдут к С. незаходимому, К-рый есть Сам Бог (1Ин 1, 5). История, развивающаяся в промежутке между первым и новым творением, сама принимает вид конфликта, где сталкиваются С. и Т., подобно тому, как сталкиваются *жизнь и Смерть (см Ин 1, 4 сл.). Никакая дуалистическая метафизика не усугубляет драматизма этого мировоззрения, как древнеиранская религиозная мысль. Но ч-к остается тем не менее объектом этого конфликта: его окончательная судьба определяется в образах С. и Т., как и в образах жизни и смерти. Следовательно, эта тема занимает центральное место среди религиозных символов, к к-рым прибегает Писание.

1. Творец света. – С., как и все остальное, существует только как творение Бога: С. дня, вышедший из первозданного хаоса (Быт 1, 1–5), С. небесных Светил, освещающих землю днем и ночью (1, 14–19). Бог посылает этот С. и призывает его обратно, и он повинуется Ему с трепетом (Вар 3, 33). Т., чередующаяся со С., находится в таком же положении, ибо Бог «образует свет и творит тьму» (Ис 45, 7; Ам 4, 13 XX). Поэтому С. и Т. вместе воспевают Творца, вознося Ему хвалу (Пс 18, 2 слл; 148, 3; Дан 3, 71 сл.). Т. обр., какая бы то ни было мифическая концепция в корне исключена, но это не мешает С. и Т. иметь символическое значение.

2. Бог, облеченный светом. – Как и все другие творения, С. есть знак, явно проявляющий нечто божественное. Он подобен отблеску Божией Славы. Поэтому образ С. есть один из символических образов, связанных с теофаниями. С. есть *одежда, в к-рую облекается Бог (Пс 103, 2). Когда Он появляется, Он «как солнечный свет»; от руки Его лучи…» (Авв 3, 7 сл.). Свод небесный, на к-ром покоится Его престол, блестит как кристалл (Исх 24, 10; Иез 1, 22). В другом месте Его представляют окруженным пламенем *огня (Быт 15, 17; Исх 19, 18; 24, 17; Пс 17, 9; 49, 3) или же рассыпающим грозовые молнии (Иез 1, 13; Пс 17, 15). Все эти символические образы устанавливают связь между присутствием Божиим и впечатлением, к-рое производит на ч‑ка ослепительный С. Что касается Т., то она не исключает присутствия Бога, ибо Он «открывает глубокое и сокровенное, знает, что во мраке» (Пс 138. 11 сл.; Дан 2, 22). Однако Т. по преимуществу, т. е. Т. шеола, есть то место, где люди «отринуты от руки» Божией (Пс 87, 6 сл,13). Во Т. Бог видит, Сам оставаясь незримым, Он присутствует, не обнаруживая Себя.

3. Бог есть свет. – Хотя такое применение символики С. имело место всегда, только с появлением кн. Премудрости образ С. стал применяться для выражения божественной сущности. «Премудрость» – «чистое излияние славы Вседержителя» – есть «отблеск вечного света», превосходнее всякого сотворенного С. (Прем 7, 27, 29 сл.). Символизм достигает здесь той стадии, к-рую еще шире использует НЗ.

1. Свет живых. – «Сладок свет, и приятно для глаз видеть солнце» (Екк 11, 7). Каждый ч-к испытывал это. Отсюда происходит тесное сопоставление С. и *жизни: родиться – это «увидеть свет» (Иов 3, 16; Пс 57, 9). Слепой, не видящий «света Божия» (Тов 3, 17; 11, 7 LXX), чувствует предвкушение смерти (5, 11 сл LXX). И напротив, больной, к-рого Бог отнимает у смерти, радуется, что видит на себе сияние «света живых» (Иов 33, 30; Пс 55, 14), ибо шеол есть область мрака (Пс 87, 13). С. и Т., т. обр., являются для ч‑ка противоположными ценностями, на к-рых основана их символика.

2. Символика света. – Прежде всего С. теофаний, подчеркивает ли он величие Бога, ставшего близким (Исх 24, 10 слл), дает ли почувствовать Его грозную силу (Авв 3, 3 сл.), – заключает в себе экзистенциальное значение для тех, до кого он доходит. Этому таинственному представлению о присутствии Божием метафорический образ сияющего лика придает смягчающий и благожелательный характер (Пс 4, 7; 30, 17; 88, 16; Числ 6, 24 слл; см Притч 16, 15). Присутствие Бога для ч‑ка есть прежде всего присутствие охраняющее. Своим *3аконом Он освещает путь ч‑ка (Притч 6, 23; Пс 118. 105). Т. обр. Он – Светильник, направляющий его (Иов 29, 3; Пс 17, 29). Избавляя ч‑ка от опасности, Бог «просвещает очи» ч‑ка (Пс 12, 4), ибо Он – его С. и его спасение (Пс 26, 1). Если ч-к праведен, то в конечном итоге Он приведет его к радости сияющего дня (Ис 58, 10; Пс 35, 10; 96, 11; 111, 4), тогда как нечестивый спотыкается во мраке (Ис 59. 9 сл.) и Светильник его угасает (Притч 13, 9; 24, 20; Иов 18, 5 сл.). С. и Т. представляют т. обр. две судьбы, уготованных ч-ку: счастье и горе.

3. Обетование света. – Не удивительно, что символика С. снова встречается у пророков в связи с эсхатологической перспективой. Т., грозный бич, к-рый испытали Египтяне (Исх 10, 21…), представляет собой одно из знамений, возвещающих *День Господень (Ис 13, 10; Иер 4, 23; 13, 16; Иез 32, 7; Ам 8, 9; Иоил 2, 10; 3, 4; 4, 15): для грешного мира день этот будет Т., а не С. (Ам 5, 18; см Ис 8, 21 слл).

Однако у Дня Ягве должен быть и другой облик, облик радости и избавления для *Остатка праведных, униженных и ужасающихся. И тогда «народ, ходящий во тьме, увидит свет великий» (Ис 9, 2; 42, 7; 49, 9; Мих 7, 8 сл.). Этот образ имеет предостерегающий характер, и применяется различно. Сначала он вызывает мысль о С. чудесного дня (Ис 30, 26), без чередования дня и ночи (Зах 14, 7), освещенного «солнцем правды» (Мал 4, 2). Однако заря, к-рая взойдет над новым Иерусалимом (Ис 60. 1 слл), будет иной природы, чем теперешняя: Сам Господь Живый будет вечным С. для Своего народа (60, 19 сл.). Его *Закон просветит народы (Ис 2, 5; 51, 4; Вар 4, 2), Его *Отрок будет С. для *язычников (Ис 42, 6; 49, 6).

Т. обр., и перед праведниками и перед грешниками снова предстанут в День Господень две судьбы, чему дается яркий пример в истории Исхода: Т. для нечестивых и полный С. для праведников (Прем 17, 1–18, 4). Они «будут сиять как светила… как звезды, во веки, навсегда», нечестивые же останутся навеки в ужасе Т. шеола (Дан 12, 3; см Прем 3, 7). Так открывается перспектива мира, преображенного по образу Бога света.

НЗ

1. Осуществление обетования. – В НЗ эсхатологический С., обещанный пророками, становится реальностью. Когда Иисус начинает проповедовать в Галилее, осуществляется прорицание Ис 9, 2 сл (Мф 4, 16). Он воскресает, тем исполняя пророчества, чтобы «возвестить свет народу и язычникам» (Деян 26, 23). Оттого песнопения, сохраненные у Луки, славословят Его с самого детства как Солнце Востока, К-рое должно «просветить сидящих во тьме и тени смертной» (Лк 1, 78 сл.; см Мал 3, 20; Ис 9, 2; 42, 7) и «Свет к просвещению язычников» (Лк 2, 32; см Ис 42, 6; 49, 6). Призвание Павла, возвестителя Евангелия среди язычников, соответствует тем же пророческим текстам (Деян 13, 47; 26, 18).

2. Христос, познаваемый как свет. – Иисус познается как С. мира главным обр. через Свои деяния и поучения. Исцеления слепых (см Мк 8, 22–26) имеют в этом смысле особое значение, что подчеркнуто у Иоанна в повествовании о слепорожденном (Ин 9). Иисус говорит: «Доколе Я в мире, Я свет миру» (9, 5). В другом месте Он поясняет: «Кто последует за Мной, тот не будет ходить во тьме, но будет иметь свет жизни» (8, 12); «Я, свет, пришел в мир, чтобы всякий верующий в Меня не оставался во тьме» (12, 46). Его просвещающее действие проистекает из того, что Он Сам есть Само *Слово Божие, «*жизнь и свет человеков», «Свет истинный, к-рый просвещает всякого ч‑ка, приходящего в мир» (1, 4, 9). Драма, к-рая возникает вокруг Него, есть единоборство С. и Т. «Свет во тьме светит» (1, 5) и злой *мир пытается его погасить, т. к. «люди более возлюбили тьму, нежели свет, потому что дела их были злы» (3, 19). В час Страстей, когда Иуда выходил из горницы, чтобы предать Иисуса, Иоанн подчеркивает: «была ночь» (13, 30). Иисус же, в момент, когда Его берут под стражу, говорит: «Теперь ваше время и власть тьмы» (Лк 22, 53).

3. Христос преображенный. – Пока Иисус жил на земле, божественный С., к-рый Он нес в Себе, оставался скрытым под уничиженностью *плоти. Но был случай, при к-ром этот С. стал зримым для избранных свидетелей в исключительном видении, а именно – в Преображении. Лик «просиявший как солнце», одежды, ставшие «белыми как свет» (Мф 17, 2 п), уже не свойственны смертным людям. Они предваряют состояние Воскресшего Христа, К-рый явился Павлу в ослепительном С. (Деян 9, 3; 22, 6; 26, 13). Они напоминают символику теофаний ВЗ. С., сияющий на *лице Христа, есть С. славы Самого Бога (см 2Кор 4, 6). Именно в качестве *Сына Божия Он есть «сияние славы Его» (Евр 1, 3). Через Христа, К-рый есть С., познается нечто от сущности Бога. Бог не только «обитает в неприступном свете» (1Тим 6, 16), Его можно называть не только «Отцом светов» (Иак 1, 17), но, как объясняет Ин., Он Сам «есть свет и нет в Нем никакой тьмы» (2Ин 1, 5). Оттого все, что есть С., исходит от Него, – от сотворения С. в первый день творения (см Ин 1, 4) и до одарения наших сердец С. Христовым (2Кор 4, 6). И все, что чуждо этому С., принадлежит к области T.: Т. ночи, Т. шеола и смерти, Т. Сатаны.

1. Люди между тьмой и светом. – Иисус открыл, что Он – С. мира. Это откр. придает некоторую рельефность антитезе Т. и С. не в метафизической перспективе, но в плане нравственном: С. определяет область Бога и Христа, будучи областью добра и правды, Т. определяет область *Сатаны, будучи областью зла и безбожия (2Кор 6, 14 сл.), хотя Сатана, чтобы соблазнить ч‑ка, выдает себя иногда за ангела С. (11, 14). Ч-к находится между этими двумя началами, и ему надо сделать выбор: станет ли он «сыном тьмы» или «сыном света». Кумранская секта уже прибегала к этому образу для представления эсхатологической *войны. Он же служит Иисусу, чтобы отличить современный *мир от *царства, к-рое Он основывает: для Него люди разделяются на «сынов мира сего» и на «сынов света» (Лк 16, 8). Раздел между ними происходит, когда появляется Христос – Свет: творящие зло бегут от С., чтобы *дела их не были открыты. Те, кто поступает по правде, приходят к С. (Ин 3, 19 слл) и веруют в С., чтобы стать сынами С. (Ин 12, 36).

2. От тьмы к свету. – По своему рождению все люди принадлежат к области Т., в особенности язычники, «помраченные в разуме» (Еф 4, 18). Бог нас «призвал из тьмы в чудный Свой Свет» (1Петр 2, 9). Избавив нас от власти Т., Он ввел нас в Царство Сына Своего, чтобы мы могли разделить участь святых во С. (Кол 1, 12 сл.). Это есть решающая благодать, являемая при крещении, когда Христос освещает нас (Еф 5, 14) и просвещает (Евр 6, 4). Мы «были некогда тьма, а теперь – свет в Господе» (Еф 5, 8). Это определяет нашу линию поведения: «поступайте как чада света» (Еф 5, 8; см 1Фес 5, 5).

3. Жизнь сынов света. – Иисус дал такое указание (см Ин 12, 35 сл.): важно, чтобы ч-к не дал потускнеть своему внутреннему С. и чтобы он следил за своим оком, «светильником для тела» (Мф 6, 22 сл.). У Павла такое наставление становится обычным. Нужно «облечься в оружие света и отвергнуть дела тьмы» (Рим 13, 12 сл.), чтобы *День Господень не застал нас врасплох (1Фес 5, 4–8). Вся нравственность может быть включена в такую перспективу: «плод света» есть все доброе, справедливое и истинное; «бесплодные дела тьмы» заключают в себе всякие грехи (Еф 5, 9–14). Иоанн говорит не иначе. Надо «ходить в свете», чтобы иметь общение с Богом, К-рый есть С. (1Ин 1, 5 слл). Мерило этому – *братская любовь; по ней можно узнать, находимся ли мы во Т. или в С. (2, 8–11). Тот, кто так живет, как истинный сын С. распространяет среди людей божественный С., хранителем к-рого он стал. Став в свою очередь С. мира (Мф 5, 14 слл), он исполняет миссию, данную ему Христом.

4. К вечному свету. – Встав на такой путь, ч-к может уповать на чудесное преображение, обетованное Богом праведникам в Его Царстве (Мф 13. 43). Небесный *Иерусалим, куда они в конечном итоге войдут, будет освещен С. славы Божией, согласно пророческим текстам (Откр 21, 23 слл; см Ис 60). Избранные, созерцая лице Бога, будут озарены Его С. (Откр 22, 4 слл). Таково упование Сынов С. Такова и молитва, к-рую Церковь обращает к Богу за тех, кто оставил землю: «Да не будут души умерших верных погружены во тьму, но да введет их св. Архангел Михаил в святой свет. Да сияет им вечный свет!» (Заупокойная служба латинского обряда).

AF &PG

– > белый – бодрствовать I 2 – видеть – грех IV 2 а – День Господень НЗ III 1 – елей – жизнь IV 2 – истина ВЗ 3, НЗ 3 – крещение IV 4 – ночь – облако – ожесточение II 1 – Откровение – светила 4 – светильник – слава – Слово Божие НЗ I 1 – смерть ВЗ I 2 – тень


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle