под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

САТАНА

Под именем Сатаны (по–евр шатан – противник) или диавола (греч διάβολος – клеветник) – оба эти имени одинаково часто упоминаются в НЗ, – в Библии обозначается некое личное существо, невидимое само по себе, но действие и влияние к-рого проявляются либо в действии других существ (*бесы или нечистые духи), либо в *искушении. В этом пункте, однако, в отличие от позднейшего иудаизма и большинства литературных памятников древнего Востока, Библия отличается крайней сдержанностью, ограничиваясь сообщением о существовании этого лица и его кознях, равно как и указанием на то, как противостоять им.

1. В ВЗ о С. говорится очень редко и при этом так, чтобы строго сохранялся принцип трансцендентности единого Бога и тщательно избегалось все, что могло бы толкнуть Израиля к дуализму, к к-рому он был слишком склонен. С. представляется не столько как прямой противник, сколько как один из *ангелов, окружающих Ягве, выполняющий на суде Божием функции, аналогичные функциям суд. обвинителя, на к-ром лежит обязанность заставить уважать на земле правду и права Божии. Однако за этим мнимым служением Богу, уже в кн. Иова 1–3, можно заметить враждебную волю, если не по отношению к Самому Богу, то, по крайней мере, по отношению к ч-ку и его *праведности. Он не верит в бескорыстную любовь (Иов 1, 9); не будучи «искусителем», он все же ждет, чтобы Иов пал, он этого втайне желает и чувствуется, что он был бы этому рад. В Зах 3, 1–5 обвинитель превращается в подлинного противника замысла любви Божией об Израиле. Чтобы Израиль был спасен, Ангел Господень должен прежде принудить диавола к молчанию во имя самого Бога: «Да запретит тебе Господь» (см Иуд 9).

2. С другой стороны, читающий Библию знает, что некое таинственное существо играло важную роль со времени создания ч‑ка. В кн. Бытия упоминается только Змий. Этот Змий – творение Божие, как и все прочие (Быт 3, 1), одарен, однако, знанием и хитростью, превышающими ч-ские. С первого же своего появления он представлен как враг природы ч-ской. Завидуя счастью ч‑ка (см Прем 2, 24), он преуспевает в своих происках, пуская в ход то оружие, к-рое и впредь будет употребляться им, а именно: хитрость и *ложь – «хитрее всех зверей полевых» (Быт 3, 1), «обольститель» (3, 13; Рим 7, 11; Откр 12, 9; 20, 8 слл), «человекоубийца от начала… лжец» (Ин 8, 44). В кн. Прем. этому Змию дано его подлинное имя – диавол (2, 24).

Начиная от первого эпизода своей истории, побежденное ч-ство предвидит тем не менее, что оно в какой–то момент восторжествует над своим противником (Быт 3, 15). *Победа ч‑ка над С. и есть главная цель миссии Христа, пришедшего, «дабы смертью лишить силы имеющего державу смерти, т. е. диавола» (Евр 2, 14), чтобы разрушить дела диавола (1Ин 3, 8), иначе говоря, заменить Царством Отца Небесного царство С. (1Кор 15, 24–28; Кол 1, 13 сл.). В Евангелиях общественная жизнь Христа также представлена как борьба против С. Эта борьба начинается с эпизода *искушения, где впервые после происшедшего в раю ч-к, представляющий ч-ство, «Сын Адамов» (Лк 3, 38), встречается лицом к лицу с диаволом. Эта борьба утверждается исцелениями бесноватых (см *бесы) в доказательство того, что пришло Царство Божие (Мк 3, 22 слл) и что царство С. окончилось (Лк 10, 17–20). Борьба утверждается также и исцелением обыкновенных *больных (см Деян 10, 38). Она продолжается как бы исподтишка, когда Христу приходится сталкиваться с неверующими Иудеями, этими истинными «сынами диавола» (Ин 8, 44; см Мф 13, 38), этими «порождениями ехидниными» (Мф 3, 7 слл; 12, 34; 23, 33). Она достигает высшей точки во время Страстей. Лука сравнивает ее с Искушением (Лк 4, 13; 22, 53), и Иоанн подчеркивает в ней роль С. (Ин 13, 2, 27; 14, 30; см Лк 22, 3, 31), чтобы затем ярче показать его окончательное поражение. Кажется, что С. властвует над событиями, но на самом деле «идет князь мира сего и во Мне не имеет ничего». Все совершается любовью и покорностью Сына (Ин 14, 30; см *искупление). В тот самый момент, когда *князь мира уверен в своей победе, он «изгнан вон» (Ин 12, 31; 16, 11; Откр 12, 9–13): «власть над всеми царствами», к-рую он некогда осмелился предложить Иисусу (Лк 4, 6), отныне принадлежит Христу, умершему и прославленному (Мф 28, 18; см Флп 2, 9).

Воскресение Христово утвердило поражение С., но, согласно Павлу, борьба завершится только в конце «истории спасения», в «*День Господень», когда Сын «упразднит всякое начальство и всякую власть и силу Последний же враг истребится – смерть… Когда же все покорит Ему, тогда и Сам Сын покорится Покорившему все Ему, да будет Бог все во всем» (1Кор 15, 24–28).

Подобно Христу, хр–нин должен встречаться с Противником. Именно он помешал Павлу идти в Фессалонику (1Фес 2, 18) и «жало в плоти» – препятствие его апостольского служения – есть «ангел Сатаны» (2Кор 12, 7–10). Уже в Евангелии он обозначен как *враг, сеющий плевелы на поле домохозяина (Мф 13, 39) или похищающий из сердец людей семя Слова Божия (Мк 4, 15 п). Петр, в свою очередь, представляет его «рыкающим львом», к-рый ходит вокруг верных, чтобы поглотить их (1Петр 5, 8). Как и в раю, его главное дело – искушение и старание ввести людей в грех (1Фес 3, 5; 1Кор 7, 5) и этим противопоставить их Самому Богу (Деян 5, 3). Более того, за этой олицетворенной силой, к-рую Павел именует грехом, апостол, по–видимому, обычно предполагает действие С. – отца греха (ср Рим 5, 12 и Прем 2, 24; Рим 7, 7 и Быт 3, 13). И если *Антихрист ныне уже действует на земле, за его злонамеренными делами скрывается власть С. (2Фес 2, 7 слл). Следовательно, хр–нин – таков трагизм его судьбы – должен выбирать между Богом и С., между Христом и Велиаром (2Кор 6, 15), между злом и истиной (1Ин 5, 18 сл.). В последний день хр–нин останется навеки с тем или другим.

С., дух опасный своими «умыслами», «кознями», «сетями» (2Кор 2, 11; Еф 6, 11; 1Тим 3, 7; 6, 9…), способен «принимать вид ангела света» (2Кор 11, 14), но тем не менее остается уже побежденным врагом. Хр–нин, соединенный со Христом верой (Еф 6, 10) и молитвой (Мф 6, 13; 26, 41 п), – а молитва Христа укрепляет и его молитву (Лк 22, 32; см Рим 8, 34; Евр 7, 25), – уверен в победе. Побежден будет только тот, кто согласится быть побежденным (Иак 4, 7; Еф. 4, 27).

Откр. Ин. дает, в особенности начиная от главы 12, как бы синтез библ. поучения об этом Противнике, против к-рого с самого начала всего сущего (Откр 12, 9) и до завершения истории спасения ч-ство должно вести борьбу. Бессильный перед *Женою и перед Рожденным Ею (12, 5 сл.), С. обращается против «прочих от семени Ее» (12, 17). Но мнимая победа, к-рой он обязан чарам *Антихриста (13–17), завершится окончательной победой Агнца и Церкви, Его невесты (18–22). Вместе со *Зверем и лжепророком, со *Смертью и Адом, со всеми людьми, попавшими в диавольские сети, С. будет «ввержен в озеро огненное и серное», что есть «смерть вторая» (Откр 20, 10, 14 сл.).

SL

– > ангелы ВЗ 2 – антихрист – бедствие 1 – бесы – богохульство – бодрствовать II 2 – болезнь ВЗ I 2, НЗ I 1 – Вавилон 6 – враг III 2 – война ВЗ IV, НЗ – гнев Б ВЗ I 2, НЗ III 2 – гонение Ι 1, 4 а – гордыня 5 – грех – добро и зло I 4 – дух ВЗ 4, НЗ 1 – женщина ВЗ 1, НЗ 3 – заблуждение НЗ – звери и Зверь – знак НЗ II 3 – испытание – ложь III – мир (космос) НЗ I 2 – море 2, 3 – могущество III 2 – ненависть I 1 – победа НЗ – проклятие I – светила 4 – свет и тьма НЗ II 1 – смерть ВЗ II 1; НЗ I 1, II 3 – узничество II – чудо


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle