под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

СБОР ВИНОГРАДА

Из бывших полукочевников сыны Израилевы стали в Земле обетованной земледельцами, сеющими злаки и насаждающими виноградники. Подобно *жатве, С. В. является знаком и источником *радости; но он может также быть символом несчастья.

1. Божественное благословение. – Праздник Жатвы (Исх 23, 16; 34, 22) стал праздником Кущей (Втор 16, 13), «праздником» по преимуществу (3Цар 8, 2, 65), т. к. он был самым большим народным торжеством; однако он не имел ничего общего с культом Вакха, а происходил, скорее, от Ханаанского праздника жатвы (Суд 9, 27). Видя в С. В. *благословение Божие, Израиль во время народного празднества, выражающегося в плясках (Суд 21, 19 слл), ликовании работников в *виноградниках и при точилах (Ис 16, 10; Иер 48, 33), радости от молодого *вина (Пс 4, 8) и даже, может быть, в *опьянении (1Цар 1, 14 сл.), благодарит за него Бога. Так бывает, когда народ верен *Союзу–Завету; удел же неверных – проклятие: виноградник разорен (Ос 2, 12 слл; Ис 7, 23), урожая нет (Втор 28, 39), «болит» виноградная лоза (Ис 24, 7), мужчины и женщины, вместо того, чтобы плясать, плачут (Ис 32, 10–13; Иоил 1, 5); у гордого Моава не слышно больше шумной радости (Ис 16, 9 сл.; Иер 48, 32 сл.). Лишь когда народ искупит свои грехи, саранча не будет больше истреблять плоды виноградника (см *бесплодие) (Мал 3, 11), богатые виноградники (Иер 31, 12; Агг 2, 19) вновь будут давать славное вино (Ос 14, 8). Короче говоря, С. В. прекрасно выражает радость мессианской эры (Ам 9, 13; Иез 28, 26; Иоил 2, 24; Ис 25, 6).

2. Символ наказания Божия. – Подобно тому, как *жатва, за к-рой следует молотьба и веяние, может символизировать *наказание закоренелого грешника, образ С. В. может относиться к неверным, ибо ему предшествует обрывание молодых побегов винограда и за ним следует выжимание винограда в точиле. Чтобы наказать отрекшийся от Него народ, Бог предоставляет победителю добрать остатки Израиля, как виноград (Иер 6, 9); Сам Он топчет в точиле деву, дочь Иуды (Плач 1, 15). С. В., сортировка виноградных гроздей, топтание ягод – все эти образы иллюстрируют также наказание язычников, в частности, Едома, не помогшего Иуде при взятии Иерусалима: придут собиратели винограда, к-рые не оставят никаких остатков (Иер 49, 9; Авв 2, 5); Ягве истопчет Едом в точиле и *кровь, брызнувшая из него, обагрит Его *одежды (Ис 63. 1–6). Итак, образ С. В. часто символизирует *суд Божий. Так, на их несчастье, Ягве даст выпить *народам Свою *чашу ярости (Иер 25, 15–30), или, по словам Откр., ангел, вооруженный серпом, снимет грозди винограда и высыпет их в огромное точило *гнева Божия (Откр 14, 17 и слл; 19, 15).

ADa

– > гнев – вино – виноградник – жатва – праздники ВЗ I – суд ВЗ II 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle