под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РОДИНА, ОТЕЧЕСТВО

Понятие Р., «земля Отцов», есть один из основных видов народного опыта. У *народа ВЗ Р. занимала важное место в его вере и надежде. Но это было только подготовительным этапом откровения, ибо Бог в конечном итоге дает познать о существовании другой Р., предназначенной каждому ч-ку.

ВЗ

1. Опыт пребывания на родине. – История народа Божия начинается с его отрыва от своей страны: Авраам должен оставить свою Р., чтобы отправиться в другую, совершенно ему неведомую землю (Быт 12, 1 сл.). Но новое укоренение его племени осуществляется не сразу. Во время своего пребывания в Ханаане патриархи лишь «пришельцы и странники» (Быт 23, 4; Евр 11, 13). Наследие земли им обещано, но еще не дано (Быт 12, 7). И *Египет, где они жили нек–рое время, также был для них чужой землей (см 15, 13). Только после *Исхода и Синайского *Союза–Завета осуществилось обетование Божие: Ханаан стал их собственной *землей, землей, исполненной религиозного значения. Действительно, она не только получена от Бога как дар, в ней не только находятся гробницы их Отцов (47, 30; 50, 5; Неем 2, 3 слл), но тот факт, что в ней Бог имеет место Своего пребывания – святилище *Ковчега Завета, а затем Иерусалимский Храм – придает ей свящ. ценность. Благодаря всему этому, земля эта связана с верой.

2. Опыт отрыва от родины. – Но Израиль переживает также и противоположный опыт. Двойное национальное бедствие опустошает эту возлюбленную Р. Народ же в это время был переселен далеко от нее и переживал опыт отрыва от своей земли. *Изгнание только усилило привязанность Иудеев к Р. (Пс 136, 1–6), и они оплакивали ее бедствия (см Плач). Тогда они поняли, что глубокая причина этой катастрофы – грех народа, за к-рый Бог строго покарал (Плач 1, 8, 18 сл.; Ис 64, 4…; Неем 9, 29 слл). Поэтому за все то время, пока длилось испытание, Р., униженная и далекая, занимала первое место в их молитвах (Неем 9, 36 сл.), их заботах (2, 3), их надеждах на будущее (Тов 13, 9–17; Вар 4. 30–5, 9). Будучи привязанными к традициям своего прошлого, Иудеи упорно старались их восстановить и преуспели в этом до нек–рой степени. Но в то же время они открыли в пророческих прорицаниях преображенный образ Р. грядущей: новая свящ. земля и новый *Иерусалим, средоточие вновь объединенной земли, принимает облик вновь обретенного *рая. Оттого Р. для Иудеев и конкретная реальность, сходная с другими, и идеальное представление, к-рое, благодаря своей чистоте и величию, резко отличается от всех националистических идеологий. Это представление не включало принцип многонациональности, к-рый включала в себя в ту эпоху концепция римской империи; но тем не менее в нем было стремление к универсальности как следствие призвания *Израиля: в лице Авраама должны были «благословиться все племена земные» (Быт 12, 3) и Сион должен был стать *матерью всех Р. (Пс 86).

НЗ

1. Иисус и Его родина. – Приобщившись полностью к ч-скому естеству, Иисус пережил также опыт Р. Его Р. не была обыкновенной страной, но той землей, к-рую Бог дал в наследие Своему народу. Он любил эту Р. всем сердцем, тем более, что Его миссия была для нее причиной новой трагедии. В самом деле, как эта страна не признавала прежде своих пророков, так она не признала в конечном итоге Того, Кто ей открыл ее подлинное призвание. В Назарете, селении Его отцов, Иисуса отвергли: «Не бывает пророк без чести, разве только в отечестве своем…» (Мф 13, 54–57 п; Ин 4, 44). Иисус сознает, что идет в Иерусалим, национальную столицу только для того, чтобы умереть там (Лк 13, 33). Поэтому Он оплакивает этот виновный город, не узнавший времени, когда Бог *посетил его (Лк 19. 41; см 13, 34 сл п). Итак, земное отечество Иудеев неуклонно приближается к своему разрушению, ибо не совершило того, что Бог ожидал от него. Новая катастрофа покажет, что Бог лишает его миссии, до того времени ему порученной в замысле о спасении (Мк 13, 14–19; Лк 19, 43 сл.; 21, 20–23).

2. Новая родина. – Новый народ, к-рый есть Церковь, не упраздняет укорененности людей в земном отечестве, как это пытаются доказать нек–рые современные идеологии. Любовь к Р. всегда будет для людей долгом, продолжением любви к семье. Так хр–не иудейского происхождения сохраняют, как и Иисус, привязанность к Р. Израиля. В другом плане Павел заявляет свое право на римское гражданство, принадлежавшее ему от рождения (Деян 22, 27 сл.). Но Р. Израиля отныне утеряла свое свящ. значение, перенесенное теперь в план более возвышенной реальности. Церковь есть «вышний *Иерусалим – матерь всем нам» (Гал 4, 26), подобно тому как Израильтяне были сынами земного Иерусалима: «Наше жительство (греч «гражданство» см *град) – на небесах» (Флп 3, 20). Т. обр. все люди могут принимать участие в опыте новой Р. Язычники некогда были «отчуждены от общества Израильского» (*чужестранец) (Еф 2, 12), но ныне они разделяют с Иудеями честь быть «согражданами святых» (2, 19). Итак, *небо есть истинная Р. Израиль, избранный среди земных Р., был только ее *образом, полным значения, но временным. Мы «не имеем здесь постоянного града, но ищем будущего» (Евр 13, 14). Именно это отечество Бог некогда уготовал патриархам, к-рые за землей Ханаанской провидели это лучшее отечество и стремились к нему со всей силой веры (Евр 11, 14 слл). Каждый ч-к должен поступать, как они, и за клочком земли, где он укоренился со своими близкими, провидеть новую Р., где он с ними будет жить вечно.

PG

– > град НЗ 2 – земля – Иерусалим ВЗ – народ А II 4 – отцы и Отец I, II 1 – плен – чужестранец


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle