под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РЕВНОСТЬ (РВЕНИЕ)

Греч, слово ζήλος происходит от корня, к-рый означает: быть горячим, закипать. Оно хорошо передает евр. слово кин'ах, корень к-рого обозначает красноту, вспыхивающую на лице ч‑ка, охваченного какой–либо страстью. Эта страсть, часто сходная с *гневом (Втор 29, 20), напоминает об *огне (Соф 1, 18; Ис 26, 11). Она может возникнуть от различных чувств, начиная от бескорыстной любви и кончая гнусной завистью. Любовь, ненависть, Р. (Екк 9, 6), негодование, смущение (Сир 40, 5), яростный гнев (Сир 30, 26), Р. о счастье народа (2Цар 21, 2) или о Боге (Числ 25, 11) – все эти чувства могут обуревать сердце ч‑ка и завершиться гневом (Притч 27, 4) или привести к смерти (Быт 4, 5, 8; Числ 25, 7 сл.). Это обуревание страстями само по себе не заслуживает осуждения; все зависит от побуждения, смотря по тому, бескорыстно оно или нет. Бывают побуждения эгоистические. Следует признать, вместе с мудрецами Израиля, что зависть – как «гниль для костей» (Притч 14, 30), разрушает ч-ское сердце. Она восстает между братьями (Быт 4, 5–11; 37, 11), между женами (30, 1), между супругами (Притч 6, 34; Числ 5), между народами (Быт 26, 14; Ис 11, 13), и даже между праведным и нечестивым (Пс 36, 1; 72, 3; Притч 3, 31; 23, 17). Зависть разделяет хр–ские общины ссорами (Рим 13, 13), спорами (1Кор 3, 3; 2Кор 12, 20), горечью и сварливостью (Иак 3, 14, 16). Но при виде этой картины не следует заключать вместе с Екклесиастом, что всякое усилие и рвение ч‑ка происходит от зависти (евр Ек 4, 4). Хотя за благонамеренной Р. может скрываться настоящая духовная ограниченность (Числ 11, 29), наряду с этим бывает и очень чистое пламя любви (Песн 8, 6). Именно таким пламенем светится Р. Бога.

1. Ревность единого Бога. – В большей части мифологических систем боги, созданные ч-ком, разделяют его чувства. Они ревнивы к счастью людей, озабочены защитой своих привилегий. Люди стараются их умиротворить, воздавая каждому из них ту долю поклонения, к-рую он требует. Даже Израиль отдал дань этому уступчивому синкретизму (4Цар 23, 4–14), хотя знал, что должен был всецело принадлежать Ягве (Втор 18, 13).

Р. Ягве не имеет ничего общего с мелочными чувствами, свойственными людям. Бог не ревнует к какому–либо «иному богу», к-рый был бы равен Ему. Но Он хочет, чтобы ч-к, к-рого Он создал по Своему *образу, поклонялся только Ему одному. Библ. авторы выражают это требование в антропоморфических образах, как Р. к «иным богам». Уже в древнейших текстах находятся такие пояснения первой из десяти заповедей: «…Ты не должен поклоняться богу иному, кроме Господа, потому что имя Его «ревнитель»; Он Бог ревнитель» (Исх 20, 5; 34, 14; Втор 6, 14 сл.). Эта непримиримость, не имеющая аналогии в языч. религиях, отражается в древних и позднейших текстах. Она равносильна «огню поядающему» (Втор 4, 24). Р. Бога возбуждается идолами (Пс 77, 58; Втор 32, 16, 21; 3Цар 14, 22), к-рых часто называют «идолами ревности» (Иез 8, 3, 5; 4Цар 21, 7). В конечном итоге Бог ревнив, ибо Он *свят и не может допускать посягательства на Свою честь (Ис Нав 24, 19 сл.).

2. Ревность Ягве–Саваофа. – Чувство Р. лежит в основе деяний Бога во всей истории Союза–Завета: Бог с бурной Р. защищает угнетенных и карает злых. Любопытно отметить, что пророки Осия и Иеремия, к-рые представляли *Союз в образе *брака, не пользуются словом Р. Пламенную любовь Бога они выражают словом *гнев. Начиная от самых древних текстов (Исх 20, 3–6; 34, 14) и до самого Плена (Втор 6, 15; 29, 19; Иез 5, 13; 16, 38, 42; 23, 25), Р. Божия касается исключительно отношений между Богом и Израилем, и она проявляет себя как следствие оскорбленной святости Божией (Ис Нав 24, 19; Втор 4, 23 сл.), служению к-рой она отдает всю свою ярость (Иез 16, 38, 42; 23, 25). Но во время Плена унижение Израиля, народа Ягве и носителя Имени Господня пред лицом языч. народов, влечет за собой унижение и Самого Имени Божия (39, 25; см 36, 23). В отмщение за это Р. Ягве обращается против язычников – орудия этой профанации (35, 11; 36, 5–6). Тем самым она совершает спасение Израиля и помогает делу искупления, совершаемому Ягве на благо Своего народа в качестве воина отмстителя (гоел см Ис 42, 13; 59, 17; 26, 11). Когда Израиль выражает Ягве нетерпение, взывает к жалости Его и к Его отцовскому «благоутробию» во имя Его могущественной Р. (63, 15), Бог обещает ему, что эта Р. положит начало мессианским временам (9, 6). Тогда становится явным, что эта Р., пламенеющая в сердце Бога Святаго, пребывающего среди Своего народа (Втор 6, 15), выражает только непримиримость Его любви. Отныне эта Р. отождествляется с *милосердием Божиим (Иоил 2, 18; см Зах 1, 14; 8, 2) и с любовью, в к-рых Ягве и Израиль встречаются в совершенной полноте и покое (Песн 8, 6).

1. Ревнители Ягве. – Ягве по–разному вызывает у Израиля Р., по образу Своей Р. Так, напр., Он возбуждает Р. Своего народа, оказывая предпочтение другим *народам (Втор 32, 21). Обычно Он сообщает Свою пламенность тому или другому избраннику. Финеес «возревновал по Мне», говорит Господь, и это отвращает ярость Его (Числ 25, 11). Пророк Илия, несмотря на ошибочное мнение относительно исключительности его случая, испытывает пламенную Р. о Господе (3Цар 19, 14; Сир 48, 2). И псалмопевец восклицает: «Ревность по доме Твоем снедает меня» (Пс 68, 10; 118, 139). Маттафия–Маккавей сознательно становится преемником предшественников, ревнующих о Боге (1 Макк 2, 54, 58): при виде оскорбления Бога идолопоклонниками «затрепетала внутренность его» (2, 24, 27).

В своем возмущении против языч. обрядов, приводящих к идолопоклонническим компромиссам (2 Макк 4, 14), *благочестивые (1 Макк 2, 42 отсюда слово *фарисеи) люди проявляют «ревность о добром» (Сир 51, 24), усердно ищут (*искать) его. Другие же, к-рых впоследствии назвали «ревнителями» (зилотами?), считают необходимым призывать к восстанию против языческих поработителей (Деян 5, 35 слл) и к применению насилия против тех, кого они считали еретиками, как, напр., Павла (23, 12 слл).

2. Христианская ревность. – Приверженцы Иисуса встретились с Р. Иудеев, хотевших их гибели (Деян 5, 17; 13, 45; 17, 5). Такая же Р., подлинно религиозная, но не просветленная (Рим 10, 2), воодушевляла Савла, когда он преследовал Церковь Божию (Флп 3, 6; Гал 1, 14; Деян 22, 3). Хр–не не должны поддаваться соблазну подражать такой Р., но ее дух сохраняется у некоторых «ревнителей Закона» (Деян 21, 20).

Тем не менее у Иисуса не было ничего от яростного ревнителя (зилота). Он отказывается оправдать восстание против Кесаря (Мф 22, 15–21). Конечно, среди Его учеников находится Симон Зилот, т. е. ревнитель (Мк 3, 18), но Он осуждает предложение «сынов Громовых» (3, 17; Лк 9, 54), принимая, однако, их готовность идти на мученичество (Мф 20, 22). В момент, когда Его схватили, Иисус отказался защищаться с оружием в руках (Мф 26. 51 слл), ибо у Него нет ничего общего с «разбойником», т. е. в данном случае с «главою шайки» (26, 55).

Отвергнув всякий зилотский дух, Иисус сохранил его пламенность по отношению к Царству Небесному, к-рое «силой берется» (Мф 11, 12): тот, кто хочет *следовать за Ним, должен пожертвовать всем, даже жизнью (16, 24 сл.). В изгнании торгующих из храма ученики увидели поступок Праведника, Р. к-рого простирается до готовности идти на смерть (Ин 2, 17).

Христианскую Р. проявляет и Павел по отношению к Церквам, доверенным ему, как другу Жениха (2Кор 11, 2), чтобы сохранить их чистоту от всяческих ложных учений, подобно тому, как в ВЗ ревнующие о Боге обрушивались на идолопоклонство. Р. Павла по отношению к евр. народу – отголосок Р. Ягве, К-рый вызывал Р. Своего народа, оказывая милости *языч. народам (Рим 11, 11, 14; 10, 19).

Р. может проявляться по–разному: как стремление служить Христу (Флп 3, 12 сл.), как помощь братьям (2Кор 9, 2). Она должна всегда проявляться в искании больших даров (1Кор 12, 31; 14, 1, 12, 39), ибо спасение, обретенное через Христа, создает «народ ревностный к добрым делам» (Тит 2, 14; см 1Петр 3, 13).

BRe & XLD

– > бегать – Бог ВЗ III 3 – гнев А 2, Б II 2 – Закон Б III 5, В II – Иисус (имя) IV – Илия ВЗ 2 – любовь I ВЗ 2 – насилие III 2 – огонь ВЗ I 3, II 2 – фарисеи 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle