под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

РАССЕЯНИЕ (ДИАСПОРА)

Р. людей по земле предстает с первых же глав Бытия как факт, имеющий двойное значение. Как следствие *благословения Божия, согласно к-рому ч-к должен плодиться и наполнять землю (Быт 9, 1; ср 1, 28), такое Р. совершается в *единстве; как кара за грех оно становится знамением разделения, первого раскола между людьми (11, 7). Такая же двойная перспектива наблюдается затем и в истории спасения.

1. Рассеяние народа–нации. – Бог избрал Свой *народ, к-рому Он дал *землю. Но Израиль не был верен Богу и был рассеян (4Цар 17, 7–23); он вернулся в изгнание (*плен), как некогда в Египет (Втор 28, 64–68). Несчастья, сопровождавшие изгнание, переданы LXX-тью посредством слова «диаспора» (28, 25; 30, 4; Ис 49, 6…), и этот термин, фактически обозначающий «рассеяние», впоследствии обозначал совокупность всех Евреев, рассеянных в языческом мире после Вавилонского Плена. Это Р. имело целью очищение (Иез 22, 15). Как только оно осуществится, Израиль вновь будет собран (Иез 36, 24). До этого времени это Р. остается горестным фактом, удручающим благочестивые души (Пс 43). Да приидет время, когда Господь соберет всех членов Своего народа (Сир 36, 12)!

Однако из этого зла Бог извлекает большее благо: Израиль в Р. проповедует истинную веру язычникам (Тов 13, 3–6). От начала изгнания начинается прозелитизм (Ис 56, 3); в эпоху эллинизма автор Премудрости желает, чтобы его слышали язычники, ибо таково, по его мнению, призвание Израиля (Прем 18, 4). При этой новой перспективе Израиль стремится освободиться от статуса нации, дабы образовать церковь. Уже не раса, а вера обеспечивает Израилю живое единство, знамением чего являются паломничества в Иерусалим (Деян 2, 5–11).

2. Рассеяние народа-Церкви. – Со Христом народ Божий выходит из рамок евр. национальности и становится по существу своему Церковью. В день *Пятидесятницы Дух Св. даром *языков и любви обеспечивает единение народов. Отныне поклонение Богу, объединяющее людей, совершается не здесь или там, но «в Духе и истине» (Ин 4, 24). Верующие больше не боятся гонений, к-рые, рассеивая людей, отдаляют их от Иерусалима (Деян 8, 1; 11, 19). Они могут распространять свет своей веры по повелению Воскресшего, чтобы собрать все народы во единой вере через единое крещение (Мф 28, 19 сл.).

Итак, иудейская диаспора по воле Божией заменяется другой диаспорой для обращения мира. К ней обращает Иаков свое послание (1, 1). Петр обращается к «пришельцам, рассеянным» среди обращенных язычников, к-рые вместе с верными Иудеями создают новый народ Божий (1Петр 1, 1), чтобы привести к единству рассеянное ч-ство (Деян 2, 1–11). Ибо у христиан единство *веры постоянно торжествует над Р. Дети Божии «собраны воедино жертвой Христа» (Ин 11, 52): где бы они ни находились, отныне Христос, «вознесенный от земли», привлекает их всех к Себе (Ин 12, 32), даруя им *Дух любви, соединяющий их в Его собственное *Тело (1Кор 12).

RM

– > единство – наказания – одиночество – плен – Пятидесятница II 2 в – раскол ВЗ 1 – чужестранец I


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle