под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРИСУТСТВИЕ БОЖИЕ

Бог Библии не только Всевышний, Он и совсем близкий (Пс 118, 151), Он есть высшее Существо, но не в том смысле, что Его совершенство отделяет Его от мира; тем более на Него нельзя смотреть как на некую реальность, просто совпадающую с миром. Он – Бог Творец, соприсутствующий Своему творению (Прем 11, 25; Рим 1, 20), Бог Спаситель, соприсутствующий Своему народу (Исх 19, 4 слл), Бог Отец, соприсутствующий Своему Сыну (Ин 8. 29) и всем тем, кого животворит Дух Сына Его и кто Его любит сыновней любовью (Рим 8, 14, 28). Он соприсутствует всем временам, ибо Он владычествует над *временем, будучи Первым и Последним (Ис 44, 6; 48, 12; Откр. Ин 1, 8, 7; 22, 13). П. Б. реально, однако не материально; хотя и являя себя в доступных чувствам знамениях, оно тем не менее всегда есть П. того духовного Существа, любовь К-рого объемлет каждую Его тварь (Прем 11, 24; Пс 138) и животворит ее (Деян 17, 25–28), сообщается ч-ку, принимающему ее, и делает его просветленным свидетелем этого П. (Ин 17, 21).

ВЗ

Бог, сотворивший ч‑ка, всегда желает ему соприсутствовать; если же ч-к, вследствие греха, бежит этого присутствия, на протяжении всей истории его преследует Божий зов: «Адам, где ты?» (Быт 3, 8 сл.).

Бог сначала являет Себя избранным, обещая им Свое присутствие, напр., праотцам, с к-рыми Он заключает Союз–Завет (Быт 17, 7; 26, 24; 28, 15), и Моисею, призванному освободить Его народ (Исх 3, 12). Этому народу Он открывает *Имя Свое и значение этого Имени; тем самым Он, Бог отцов его, дает этому народу заверение в том, что, как Он был с его праотцами, так останется и с ним; *Бог именует Себя Ягве и так определяет Себя Самого: «Я есмь Сущий», т. е. вечный, неизменный и верный; или же: «Я есмь Тот, Кто есть», т. е. Тот, Кто здесь, всегда и везде, Идущий со Своим народом (3, 13 слл; 33, 16). Обетование этого *всемогущего П., данное при заключении Союза–Завета (34, 9 сл.), возобновляется посланцам, с помощью к-рых Бог ведет Свой народ: Иисусу Навину и Судьям (Ис Нав 1, 5; Суд 6, 16; 1Цар 3, 19), царям и пророкам (2Цар 7, 9; 4Цар 18, 7; Иер 1, 8, 19). Многозначительно также имя Младенца, рождение К-рого предрекает Исаия и от К-рого зависит спасение народа: Еммануил, что значит «с нами Бог» (см Ис 7, 14; ср Пс 45, 8).

Бог не покидает Своего народа, даже когда Он должен карать его изгнанием; Он продолжает быть *Пастырем (Иез 34, 15 сл, 31; Ис 40, 10 сл.), *Мужем и Искупителем (Ис 54, 5 сл.; 60, 16) этого народа, остающегося Его служителем и свидетелем (Ис 41, 8 слл; 43, 10 слл); поэтому Он возвещает, что спасет его по одному Своему благоволению, верностью Своим *обетованиям (Ис 52, 3, 6), что Его *слава войдет в святой город, имя к-рого впредь будет «Ягве там» (Иез 48, 35), что т. обр. Он явит Свое П. всем *народам (Ис 45, 14 сл.) и соберет их в Иерусалиме в свете Своем (Ис 60); наконец, в последний день, Он будет присутствовать как Судия и Царь вселенной (Мал 3, 1; Зах 14, 5, 9).

Бог являет Себя различными знамениями. Богоявление на Синае вызывает свящ. страх *грозой, громом, огнем и ветром (Исх 20, 18 слл), к-рыми сопровождаются и другие проявления Божия могущества (Пс 28; 17, 8–16; Ис 66, 15; Деян 2, 1 слл; 2Петр 3, 10; Откр 11, 19). Бог является и в совсем иной обстановке, в обстановке Едемского мира, «в прохладе дня» (Быт 3, 8), или же беседуя со Своими друзьями, с Авраамом (Быт 18, 23–33), Моисеем (Исх 33, 11) и Илией (3Цар 19, 11 слл). К тому же, как бы ярки ни были знамения Его присутствия, Бог остается облеченным в *тайну (Пс 103, 2); Он в столпе *облачном и *огненном ведет Свой народ по пустыне (Исх 13, 21) и *пребывает среди него, наполняя Своею *славою Скинию, где находится ковчег Завета (Исх 40, 34), а впоследствии Святое Святых (3Цар 8, 10 слл).

Чтобы получить доступ к этому таинственному и святому присутствию, надо соблюдать условия, указанные для этого Богом.

1. Искание Бога. – Ч-к должен откликнуться на знамения, к-рые дает ему Бог; поэтому он и воздает Ему *поклонение в таких местах, с к-рыми связано воспоминание о Богоявлениях, как Вирсавия или Вефиль (Быт 26, 23 слл; 28, 16–19). Но Бог не связан ни с какой определенной местностью, ни с каким материальным местопребыванием. Его П., знаком к-рого является *Ковчег Завета, сопровождает народ, к-рый оно ведет через пустыню с тем, чтобы его сделать своей живой и святой *обителью (Исх 19, 5; 2Цар 7, 5 сл,11–16). Богу угодно обитать с потомством Давида в его *доме. Соглашаясь на то, чтобы Соломон воздвиг Ему *храм, Он в то же время утверждает, что этот храм не может Его вместить (3Цар 8, 27; ср Ис 66, 1); Его будут там находить в той мере, в какой будут призывать Его *Имя в *истине (3Цар 8, 29 сл,41 слл; Пс 144, 18), т. е. будут искать Его П. через истинное поклонение – поклонение верным сердцем.

Чтобы поклонение было именно таким, предписания Втор, воспрещали культ на высотах с его разлагающим влиянием и обязывали каждый год совершать трижды *паломничество в Иерусалим и больше не приносить жертв в других местах (Втор 12, 5; 16, 16). Это не значит, что достаточно прийти в Храм, чтобы найти Господа: необходимо также, чтобы совершаемое там поклонение выражало благоговение, к-рое подобает Богу, видящему нас, и *верность, к-рой мы обязаны Богу, к нам говорящему (Пс 14; 23). Иначе сердцем остаются далеко от Него (Иер 12, 2), и Бог покидает храм, возвещая его предстоящее разрушение, потому что люди сделали из него вертеп разбойников (7, 1–15; Иез 10–11).

Бог близок, напротив, к тем, кто идет к Нему, подобно праотцам (Быт 5, 22; 6, 9; 48, 15), и стоит перед Ним, подобно Илии (3Цар 17, 1); к тем, кто живет с упованием пред лицом Его (Пс 15, 8; 22, 4; 118, 168) и призывает Его в своих скорбях (Пс 33. 18 слл); кто *ищет добра (Ам 5, 4, 14) сердцем смиренным и сокрушенным (Ис 57, 15), и кто помогает несчастным (58, 9); таковы верные, к-рые будут пребывать вовек нетленными у Бога (Прем 3, 9; 6, 19).

2. Дар Божий. – Но доступна ли ч-ку такая верность? В П. Бога *Святаго ч-к осознает свою *греховность (Ис 6, 1–5), некую свою порочность, исцелить от к-рой может один Бог (Иер 17, 1, 14). Да придет Бог изменить *сердце ч‑ка, да вложит Он в него *закон Свой и *Дух Свой (31, 33; Иез 36, 26 слл)! Пророки предрекают это обновление – плод нового *союза–завета, к-рый соделает освященный *народ обителью Бога (Иез 37, 26 слл). Мудрецы, в свою очередь, возвещают, что Бог пошлет людям Свою Премудрость и Своего Духа Св., чтобы они познали Его волю и стали бы Его друзьями, принимая в себя эту Премудрость, радость к-рой – обитать среди них (Притч 8, 31; Прем 9, 17 слл; 7, 27 сл.)

нз

Сойдя на Деву Марию, Дух Св. исполнил обетование *дара Израилю: отныне Господь с Нею и с нами (Лк 1, 28, 35; Мф 1, 21 слл). Действительно, Иисус, сын Давидов, – также и Господь (Мф 22. 43 сл п), Сын Бога Живаго (Мф 16, 16), П. К-рого открывается младенцам (11, 25 слл); Он – Слово Божие, воплотившееся, чтобы обитать среди нас (Ин 1, 14) и даровать нам присутствие *славы Отца Своего, истинным храмом К-рого является Его *Тело (2, 21). Как Отец Его, всегда пребывающий с Ним, Он именует Себя «Я есмь» (греч Ин 8, 28 сл.; 16, 32) и приводит к свершению обетования П-я, заключенные в этом *имени; действительно, «в Нем обитает вся *полнота Божества» (Кол 2, 9). Закончив же Свое посланничество, Он дает Своим ученикам уверенность в том, что Он пребудет с ними навеки (Мф 28, 20; ср Лк 22, 30; 23, 42 сл.).

Иисус воскресший является Своим ученикам не для того, чтобы вернуть им Свое телесное П. Он говорит: «Лучше для вас, чтобы Я пошел» (Ин 16, 7), чтобы призвать их искать Его верою там, где Он обитает: обитает Он со Отцом (20, 17); Он пребывает также во всех несчастных, в лице к-рых и надлежит по Его воле Ему служить (Мф 25, 40); Он в тех, кто возвещает Его слово и кого надлежит слушать, ибо через них говорит Он (Лк 10, 16); Он среди тех, кто объединяется для молитвы во имя Его (Мф 18, 20).

Но Христос не только пребывает среди верующих, Он – в них самих, как Он открыл Павлу, явив ему и славу Свою: «Я Иисус, К-рого ты гонишь» (Деян 9, 5); Он живет в тех, кто принял Его верою (Гал 2, 20; Еф 3, 17) и кого Он питает Телом Своим (1Кор 10, 16 сл.). Дух Его обитает в них, животворит их (Рим 8, 9, 14) и делает их *храмом Бога (1Кор 3, 16 сл.; 6, 19; Еф 2, 21 сл.) и членами Христа (1Кор 12, 12 сл, 27).

Этим же Духом Иисус живет в ядущих Его *Плоть и пьющих Его *Кровь (Ин 6, 56 сл,63); Он в них, как Отец Его в Нем (14, 19 сл.). Этим причащением предполагается, что Иисус возвратился к Отцу и послал Духа Своего (16, 28; 14, 16 слл); вот почему лучше, чтобы Он отсутствовал телесно (16, 7); это отсутствие является условием внутреннего П-я, осуществляемого дарованием *Духа. Благодаря этому дару, ученики имеют в себе любовь, соединяющую Отца и Сына (17, 26): поэтому Бог пребывает в них (1Ин 4, 12).

Это П. Господа, к-рое Павел желает всем (2Фес 3, 16; 2Кор 13, 11), станет совершенным только после освобождения от наших смертных тел (2Кор 5, 8). Тогда, воскрешенные Духом, пребывающим в нас (Рим 8, 11), мы узрим Бога, К-рый будет всем во всех (греч 1Кор 13, 12; 15, 28). Тогда на месте, приготовленном нам Иисусом, у Него, мы увидим славу Его (Ин 14, 2 сл.; 17, 24), свет нового Иерусалима, скинию Бога с ч-ками (Откр 21, 2 сл, 22 сл.). Тогда П. в нас Отца и Сына через дар Духа будет совершенным (1Ин 1, 3; 3, 24).

Таково П., предлагаемое Богом каждому верующему. «Се, стою у двери и стучу» (Откр 3, 20). Это П. не открывается *плоти (Мф 16, 17), не предназначено только одному народу (Кол 3, 11), не связано с определенным местом (Ин 4, 21); это дар Духа (Рим 5, 5; Ин 6, 63), предлагаемый всем в теле Христовом, где Он находится в *полноте (Кол 2, 9), и обитающий в верующем, входящем в эту полноту (Еф 3, 17 слл). Господь дарует эту благодать отвечающему Ему с невестой и Духом: «Прииди!» (Откр 22, 17).

MFL

– > Бог ВЗ III 1, НЗ 2 – видеть – гроза 2 – День Господень НЗ 0, III 2 – Дух Божий – жертвенник – имя ВЗ 2, 4 – ковчег Завета – культ ВЗ I, НЗ III 2 – лицо – манна 1 – надежда ВЗ III – небо III, V 1 – облако – огонь ВЗ I – Параклет 1 – поклонение 0 – посещение – пребывать II – прощание НЗ 1 – свет и тьма ВЗ I 2, М 2 – светильник 1 – слава III 2 – тень II 2, 3 – Храм – явления Христа 4 в, 7 – Ягве


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle