под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРИОБЩЕНИЕ/ОБЩЕНИЕ

Евхаристическое приобщение является одним из действий, выявляющих самобытность веры хр- нина, его уверенность в том, что он находится с Господом в таком контакте, близость и реальность к-рого даже невозможно выразить. Этот религиозный опыт сказывается и в словоупотреблении: в ВЗ нет специального термина для его обозначения, а в НЗ греч. слово κοινωνία выражает отношения хр–на с истинным Богом, К-рого открыл Иисус, и отношения хр-н между собой.

Искание некоего общения с Божеством свойственно ч-ку. Религия эквивалентна для него стремлению установить связь с Богом, и она часто находит выражение в *жертвоприношениях или свящ. Трапезах, в к-рых, по его представлению, божество разделяет *пищу верных. С другой стороны, общие трапезы у людей служат для закрепления братских и дружеских связей.

Только Иисус Христос, наш единственный *посредник, может исполнить это желание, хотя ВЗ, до самого воплощения столь ревниво оберегавший границы между Богом и ч-ком, уже предуготовлял его исполнение.

ВЗ

1. Израильский *культ отражает потребность вступить в общение с Богом. Это выражается прежде всего в так наз. «мирных жертвах», т. е. жертвах благодарения, при к-рых часть жертвы предоставляется принесшему ее; вкушая ее, он как бы участвует в Божией трапезе. Поэтому во многих переводах Библии эта жертва называется «жертвой приобщения» (ср Лев 3). На самом же деле в ВЗ никогда не говорится о приобщении к Богу, а только о трапезе, принимаемой «перед Богом» (Исх 18, 12; ср 24, 11).

2. Союз–Завет. – Эта потребность оставалась бы бесплодной мечтой, если бы Бог не предложил Своему народу реальной формы обмена и общности жизни: через *Союз–Завет Ягве берет на Себя заботу о существовании Израиля, встает на сторону его интересов (Исх 23, 22), желает встречи (Ам 3, 2) и стремится привлечь его сердце (Ос 2, 16). Этот замысел общения вытекает из Союза–Завета, раскрывается в проявлениях, к-рыми Бог сопровождает Свой почин: в Его долгих беседах с Моисеем (Исх 19, 20–25; 24, 12–18), в названии «Скинии собрания», где Он встречается с ним (33, 7–11).

3. Закон. – Хартия Завета, *Закон, имеет целью объяснить Израилю волю Божию (Втор 24, 18; Лев 19, 2). Поэтому быть послушным Закону, сообразовывать свое поведение с Его предписаниями – значит обретать Бога и быть в общении с Ним (Пс 11 8), а *любить Бога и искать Его – значит соблюдать Его заповеди (Втор 10, 12 сл.).

4. Молитва. – Израильтянин, живущий в верности Союзу–Завету, особенно чувствует близость Бога в двух основных формах *молитвы: в непосредственном порыве восхищения и радости при виде дивных дел Божиих, вызывающем *благословение, *хвалу и *благодарение, и в страстной мольбе, жаждущей присутствия Божия (Пс 41, 2–5; 62, 2–6), – такой встречи, к-рую даже и *смерть не может прервать (Пс 15, 9; 48, 16; 72, 24).

5. Общение сердец в народе является плодом Союза- Завета: естественная солидарность в семье, роде, племени становится общностью мысли и жизни в служении Богу – собирателю Израиля. Чтобы быть верным этому спасающему Богу, Израильтянин должен смотреть на своего соплеменника как на своего «*брата» (Втор 22, 1–4; 23, 20) и щедро заботиться о наиболее обездоленных (24, 19 слл). В священнических преданиях богослужебное собрание является вместе с тем национальным обществом, идущим к своему, Богом данному, уделу (ср Числ 1, 16 слл; 20, 6–11; 1Пар 13, 2), – «обществом Ягве» и «всем Израилем» (1Пар 15, 3).

НЗ

Во Христе П. к Богу становится реальностью; разделяя со всеми людьми их общую природу даже в ее немощи (Евр 2, 14), *Иисус Христос делает их причастниками Божеского естества (2Петр 1, 4).

1. Приобщение к Господу, переживаемое в Церкви. – С самого начала Своей общественной жизни Иисус присоединяет к Себе двенадцать спутников, от к-рых Он ожидает близкого участия в Своей миссии учительства и милосердия (Мк 3, 14; 6, 7–13): те, кто Ему принадлежит, должны, чтобы быть достойными Его, делить с Ним и Его страдания (Мк 8, 34– 37 п; Мф 20, 22; Ин 12, 24 слл; 15, 18). Он воистину *Мессия, *Царь, неотделимый от Своего народа. Он Сам подчеркивает основное единство обеих заповедей любви (Мф 22, 37 слл).

Братское единение первых хр-н проистекает из их общей веры в Господа Иисуса, из их желания сообща подражать Ему, из их *любви к Нему, естественно порождающей и их взаимную любовь: у них было «одно сердце и одна душа» (Деян 4, 32). Это общение осуществляется прежде всего в «преломлении хлеба» (2, 42), а в Иерусалимской Церкви и посредством общности имущества (4, 32–5, 11), затем в сборах, устраивавшихся в общинах из обращенных язычников в пользу Иерусалимской общины, к-рые рекомендует Павел (2Кор 8–9; ср Рим 12, 13). Это О. проявляется также в материальной помощи, оказываемой проповедникам Евангелия и выражающей духовную признательность (Гал 6, 6; Флп 2, 25). Совместно претерпеваемые гонения создают *единство сердец (2Кор 1, 7; Евр 10, 33; 1Петр 4, 13), так же как и участие в распространении Евангелия (Флп 1, 5).

2. Значение этого общения

а) Согласно Павлу, верный, примкнувший ко Христу *верою и *крещением, участвует в Его *тайнах (ср глаголы с префиксом συν, по–русски – со). Умерший греху со Христом, хр-н с Ним воскресает к новой жизни (Рим 6, 3 сл.; Еф 2, 5 сл.); его страдание и его собственная смерть приобщают его к Страстям, смерти и воскресению Господа (2Кор 4, 14; Рим 8, 17; Флп 3, 10 сл.; 1Фес 4, 14). Приобщение к *евхаристическому Телу Христову (1Кор 10, 16) осуществляет одновременно «общение с Сыном» (1, 9) и единство членов Тела (10, 17). Дар Духа Св. всем хр–нам запечатлевает теснейшее общение между ними (2Кор 13, 13; Флп 2, 1).

б) Согласно Иоанну, ученики, принимающие возвещение «Слова жизни», входят в общение с его свидетелями (апостолами) и через них с Иисусом и *Отцом (1Ин 1, 3; 2, 24). Итак, хр–не, объединенные между собой, *пребывают в любви Отца и Сына, как Отец и Сын пребывают один в другом: «Я и Отец – одно» (Ин 10, 30; 14, 20; 15, 4, 7; 17, 20–23; 1Ин 4, 12). Соблюдение заповедей Иисуса есть подлинное доказательство стремления к такому постоянному О. (Ин 14, 21; 15, 10), к-рое осуществляется силою Духа Св. (14, 17; 1Ин 2, 27; 3, 24; 4, 13) и питается *хлебом Евхаристии (Ин 6, 56).

Так хр-н заранее *вкушает вечную радость, мечту каждого ч-ского сердца, надежду Израиля: «Всегда быть с Господом» (1Фес 4, 17; ср Ин 17, 24), приобщаясь к Его славе (1Петр 5, 1).

DS & JG

– > возложение рук ВЗ – Евхаристия – единство – желание IV – жертва – жертвенник 3 – знать НЗ 2 – культ ВЗ I, НЗ III 2 – любовь II НЗ 3 – одиночество II – пребывать II 3 – присутствие Божие НЗ II – Союз–Завет – Тело Христа II 2, III 1 – трапеза – хлеб – Церковь – чаша 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle