под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРЕЛЮБОДЕЯНИЕ

Хотя в Синайских Заповедях, а затем у пророков, уже выражалось решительное осуждение П., только Христос дал полное откровение о непременной верности супругов. Полная верность, требуемая от *женщины со времени древнего Союза–Завета, служит также символом той верности, к-рой Бог ждет от Своего народа; поэтому пророки, обличая неверность Завету, представляют ее как некое духовное П.

1. Брак и прелюбодеяние. – П. запрещается в ВЗ (Исх 20, 14; Втор 5, 18; Иер 7, 9; Мал 3, 5), но Закон дает П. ограничительное определение, как действию, к-рое нарушает принадлежность женщины своему мужу или жениху (Лев 20, 10; Втор 22, 22 слл). Женщина оказывается скорее вещью мужчины (Исх 20, 17), чем женой, с к-рой он составляет одно целое в верности взаимной *любви (Быт 2, 23 сл.). Это принижение женщины связано с появлением многоженства, введение к-рого относят к одному из потомков Каина, склонного к насилию (Быт 4, 19). К многоженству долго относились терпимо (Втор 21, 15; см 17, 17; Лев 18, 18). Однако Мудр., показывавшие всю серьезность последствий П. (Притч 6, 24–29; Сир 23, 22–26), призывали мужчину беречь свою любовь к жене юности своей (Притч 5, 15–19; Мал 2, 14 сл.). Более того, они осуждали общение с блудницами, хотя это не вменялось мужу в П. (Притч 23, 27; Сир 9, 3, 6).

Иисус, К-рый в милосердии Своем спас женщину «взятую в прелюбодеянии», не оправдывая ее греха (Ин 8, 1–11), раскрывает значение супружеской верности во всех планах (Мф 5, 27 сл, 31 сл п; 19, 9 п). Она обязывает мужчину, так же как и женщину (Мк 10, 11). Она связывает их нерасторжимо (Мф 19, 6) и внутренне (5, 28). Прелюбодей тот, кто вновь женится после развода; тот прелюбодействует в сердце своем, кто хочет соединиться с иным, чем супруг или супруга. Чтобы избежать этого греха, совершая к-рый «не наследуют Царства Божия» (1Кор 6, 9), Павел напоминает, что источник верности заключается в любви (Рим 13, 9 сл.), благодаря к-рой сохраняется святость брака (Евр 13, 4).

2. Союз–Завет и прелюбодеяние. – С-Завет, соединяющий ч‑ка с Богом узами верной любви, символически изображается пророками в виде нерасторжимого брака (Ос 2, 21 сл.; Ис 54, 5 сл.) (см *Супруг). Поэтому неверность народа обличается как некое П. и блудодеяние (Ос 2, 4), ибо народ предается идолопоклонству, как блудница продается своим любовникам (Ос 2, 7; 4, 10; Иер 5, 7; 13, 27; Иез 23. 43 слл; Ис 57, 3).

Осуждая маловерие, Иисус также прибегает к этому образу: Он называет «родом прелюбодейным» маловеров, к-рые ищут *знамения, и неверных, к-рые постыжаются Его и Его Благой Вести (Мф 12, 39; 16, 4; Мк 8, 38). Ап. Иаков, в свою очередь, называет П. всякий компромисс между любовью к миру и любовью к Богу (Иак 4, 4). Все эти осуждения проливают свет на совершенную верность, к-рая есть одновременно и плод и долг любви.

MFL

– > брак ВЗ III 3 – желание II – женщина ВЗ 3 – пол III – прощение I – Союз–Завет ВЗ II 2 – супруги ВЗ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle