под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРЕОБРАЖЕНИЕ

1. Само событие. – В евангелиях событие П. Христа приурочено к тому решающему моменту, когда, после того как ученики признали Его *Мессией, Он открывает им, каким обр. свершится дело Его: прославлением Его будет Воскресение из мертвых, что предполагает прохождение через страдание и смерть (Мф 17, 1–9 п; ср 16, 13–23 п). В этом контексте данное событие и приобретает свое значение в жизни Христа и в жизни каждого хр–нина. В нем Иисус является как осуществляющий Писания (ср Лк 24, 44 слл) и их пророчества о Мессии, Рабе–Отроке Божием и Сыне Человеческом.

2. Тайна. – Свидетелями этого события Иисус избирает будущих свидетелей Его борения в Гефсимании: Петра (ср 2Петр 1, 16 слл), Иакова и Иоанна (Мк 14, 33 п; ср 5, 37). Само событие напоминает богоявления, свидетелями к-рых были *Моисей и *Илия на *горе Божией (Синае–Хориве, ср Исх 19. 9 слл; 24, 15–18; 3Цар 19, 8–18). Бог не только являет Свое присутствие, говоря из *облака и *огня (Втор 5. 2–5); но Иисус, в присутствии Моисея и Илии, предстает ученикам преображенный *славой Божией.

Эта слава вызывает у них трепет, религиозный *страх перед божественным (ср Лк 1, 29 сл.), но вызывает также и характерное замечание Петра, выражающего радость при виде славы Того, Чье мессианство он уже исповедал; Бог будет обитать со Своими, как о том возвестили пророки мессианских времен. Эта слава не только озаряет светом *одеяние и *лик Иисуса, как некогда она отразилась на лице Моисея (Исх 34, 29 сл, 35); она – сама слава Христа (Лк 9, 32) *Сына возлюбленного, как возвещает голос, исходящий из облака, хотя она еще и не слава последнего *Дня. Голос этот подтверждает также откр. данное Иисусом своим ученикам и составляющее предмет Его беседы с Моисеем и Илией: о том «исходе», к-рый будет начат из Иерусалима (Лк 9, 31), о прохождении через *смерть, необходимом для вхождения в славу (ср Лк 24. 25 слл); ибо Божий голос повелевает *слушать Того, Кто Сын, Избранный Божий (Лк 9, 35).

Слово, раздающееся на новом Синае, открывает то, что новый *Закон придет на место Закона, данного прежде; это слово напоминает о трех пророчествах ВЗ: одно из них относится к *Мессии и к Его Богосыновству (Пс 2, 7), другое касается *Отрока Божия, Его *Избранного (Ис 42, 1), третье же возвещает нового *Моисея (Втор 18, 15; ср Ин 1, 17 сл.): «Пророка (…), как меня, воздвигнет тебе Господь, Бог твой, – Его слушайте». Слушать Его означает на деле слушать Слово, ставшее плотью, в К-ром верующий видит славу Божию (ср Ин 1, 14).

3. Цель и плоды этого события. – П. подтверждает веру, исповеданную в Кесарии (Мк 8, 29), и закрепляет откровение Иисуса, Сына Человеческого, страждущего и прославленного, смертью и воскресением К-рого исполнятся Писания. Оно приносит откр. о личности Иисуса, Сына возлюбленного и трансцендентного, обладающего славой Самого Бога. Оно являет Христа и Его *слово как новый Закон. Оно предвосхищает и прообразует пасхальное событие, к-рое крестным путем вводит Христа в полноту Его славы и Его Богосыновнего достоинства. Это переживание славы Христа, предвосхищающее Воскресение, должно поддержать учеников в их участии в тайне Его *Крестной Смерти.

Став через *крещение участниками тайны Воскресения, прообразованной П-м, хр–не призваны к тому, чтобы уже на земле быть все более преображенными действием Господа (2Кор 3, 18), в ожидании окончательного П., в к-ром будет участвовать их *тело при втором пришествии (Флп 3, 21). В их земном участии в Страданиях Христовых всякая подлинная встреча с Господом Иисусом имеет для поддержки их *веры значение подобное тому, к-рое П. имело для поддержки веры учеников.

PdS

– > белый 2 – гора III 1 – Илия НЗ 3 – Моисей 3 – облако 4 – одежда II 3 – свет и тьма НЗ I 3 – слава IV 3 – явления Христа 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle