под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРЕБЫВАТЬ, ЖИТЬ ОСЕДЛО

Израиль был всегда в движении: сначала кочевником, потом *изгнанником; он никогда не испытал по–настоящему, что значит «пребывать». В его языке нет даже слова, точно выражающего эту идею. Он принужден просто описывать то, что видит: сидящего ч‑ка (евр Быт 25, 27), победителя, единственного уцелевшего, стоящего на поле битвы (1Цар 17, 51; см Ис Нав 7, 12) или же шатры, раскинутые обычно всё на тех же пастбищах (Быт 16, 12; 25, 18). Лишь позднее переводчики на греч. язык стали выражать привычные нам идеи дома, устойчивости, постоянства.

А между тем народ этот, всегда находящийся в движении, мечтает об *отдыхе от скитаний в *пустыне. Он хотел бы прочно устроиться, мирно жить на *земле, обещанной ему Богом (см Быт 49. 9, 15; Втор 33, 12, 20). На закате каждого большого этапа своей истории Израиль хочет раскинуть свои шатры, чтобы «жить безопасно» (Втор 12, 8 слл). А на заре нового исхода он вновь собирается с мужеством, слушая пророков, к-рые возвещают ему о земле, где он укоренится (Ам 9, 15), о «непоколебимой скинии» (Ис 33, 20) и даже о прочном *доме и о царстве утвержденном (2Цар 7, 9 слл; см Ис 54, 2). Но Ягве, его *Пастырь, всегда «исторгает дом» его (см Ам 5, 15; Иер 12, 14), или чтобы покарать его и вернуть в пустыню или, наоборот, чтобы направить к лучшим пажитям (Пс 22; Иер 50, 19; Иез 34, 23–31). Т. обр. П. – остается всегда идеалом и надеждой, но никогда не достигается и завершение свое найдет лишь в Боге.

1. «Проходит образ мира сего» (1Кор 7, 31; 2Кор 4, 18). Ч-к, вечный странник, не может П. на земле вечно, он – преходящ. «Всякая плоть – трава», жизнь ее – недолгая, «засыхает трава, умирает цвет» (Ис 40, 6 слл; Иов 14, 1 сл.). По крайней мере, мир, в к-ром он живет, кажется более устойчивым (2Петр 3, 4), земля поставлена на твердых основах (Пс 103, 5), и Бог обещал *Ною постоянство законов природы (Быт 8, 22). Но это обещание действительно лишь «пока пребудет земля», ибо небо будет поколеблено (Евр 12, 26 сл.), и Христос предупредил Своих: «*Небо и земля прейдут, но слова Мои не прейдут» (Мф 24, 35 п).

Сам Синайский союз–завет, хотя и основанный на Законе и на словах Божиих, оказался потерявшим силу: Евреи, неверные Ягве, непослушные Закону, не смогли дольше П. в земле обетованной (Втор 8, 19 сл.; 28, 30, 36). Словом, «они не пребыли в завете» (Евр 8, 9, 13), к-рый был лишь преходящим *образом НЗ (Иер 31, 31; Мф 26, 28 п; Гал 4, 21–31).

Даже нек–рые реальности этого нового домостроительства прейдут, напр., *харизмы, *пророчества и ведение или дар *языков, но «пребывают сии три: вера, надежда, любовь» (1Кор 13, 8–13). Итак, мир сей не есть «*град постоянный», надо будет выйти из него (Евр 13, 13 сл.). И хр–нин знает, что «земной наш дом» – всего лишь «палатка», откуда мы должны будем выйти, дабы «водвориться у Господа» (греч 2Кор 5, 1–8).

2. В самом деле, один лишь Бог, К-рый был, есть и грядет, пребывает (Откр 4, 8; см 11, 17), «Он есть Бог живый и присносущий» (Дан 6, 26; Пс 101, 27 сл.). Пребывая на небесах недоступных, обители святой *вечной, Он посмеется угрозам (Пс 2, 4; 9, 8; Ис 57. 15). Он – *скала твердая, на к-рую должно опираться. Его *слово (Ис 40, 8; 1Петр 1, 23 слл), Его *замысел (Ис 14, 24), Его *обетование (Рим 4, 16), Его *Царство (Дан 4, 31), Его *правда (Пс 110, 3), Его *милость (Пс 135) пребывают вовеки. Он дает прочность на земле всему, что сколько–нибудь устойчиво в мире физическом и в мире духовном (Пс 118, 89 слл; 111, 3, 6).

И вот, *праведник подобен дереву посаженному, к-рое устоит в день суда (Пс 1, 3 слл) или ч-ку, к-рый построил дом свой на *камне (Мф 7, 24 сл п), т. е. на Христе, едином, непоколебимом краеугольном камне (Ис 28, 16; 1Кор 3, 10–14; Еф 2, 20 слл). Чтобы уцелеть, ч-к должен найти опору в крепости Божией, т. е. уверовать (Ис 7, 9) и оставаться в *вере (Ин 8, 31; 15, 5 слл; 2Тим 3, 14; 2Ин 9) в Того, Кто «вчера и сегодня и во веки Тот же» (Евр 13, 8).

1. Божие присутствие дает и людям возможность пребывать. Он воздвиг Себе в Сионе *храм, в к-ром *Имя Его П. и к-рый наполнила *слава Его (Втор 12, 5–14; 3Цар 8, 11; Мф 23, 21). Однако это лишь временное обиталище: оно было осквернено грехом, и тогда слава Ягве покинула его, а народ был уведен в плен (Иез 8, 1–11, 12).

2. Но вот, «Слово стало плотию и обитало с нами» (Ин 1, 14). Он «Еммануил» (Мф 1, 23; Ис 7, 14), царству К-рого не будет конца» (Лк 1, 33), Он должен «пребывать вовек» (Ин 12, 34), ибо Отец пребывает в Нем и Он в Отце (14, 10). И все же, Его видимое присутствие должно прекратиться, Он должен покинуть Своих (13, 33), ибо Он должен приготовить для них обители многие в доме Своего Отца (14, 2 сл.).

3. Дабы *Дух Святый был дан нам и пребывал в нас (Ин 14, 17), возвращение Христа к Своему Отцу было необходимо (16, 7). Получив т. обр. помазание от Христа (1Ин 2, 27 сл.), хр–нин, ядущий «Его *плоть» (Ин 6, 27–56), пребывает в Нем, если поступает так, как Он поступал (1Ин 2, 6), пребывая в Его любви (Ин 15, 9), без греха (1Ин 3, 6) и соблюдая слово Его (Ин 14, 15–23; 1Ин 3, 24).

Тогда и Отец пребывает в нем, как и Христос и Дух Св. (Ин 14, 23). Связь столь же тесная и плодоносная, как между ветвями и лозой в *винограднике, образуется между Богом и хр–ном (Ин 15, 4–7). Она дает ему П., т. е. приносить *плод (15, 16) и жить вовек (Ин 6, 56 слл).

Т. обр. Христос, «в К-ром обитает всякая *полнота Божества» (Кол 1, 19; 2, 9) кладет начало царству, к-рое П. вовеки (Евр 12, 27 сл.), и Он созидает «город, имеющий основание» (11, 10). Единое основание это – Сам Христос (Ис 28, 16; 1Кор 3, 11; 1Петр 2, 4).

JdV

– > гостеприимство 2 – дом – камень 2 – небо III, IV – Параклет 1 – присутствие Божие – причастие НЗ 2 б – Храм ВЗ


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle