под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРАЗДНИКИ

Во всех религиях П. составляет существенный элемент *культа: люди, собравшись, обычно в *радостном настроении, чествуют то или иное явление ч-ской жизни; некоторыми обрядами, приуроченными к определенному *времени, они приносят благодарение божеству и просят его милости. В Библии отличительная черта П. заключается в его связи со свящ. историей, ибо он приводит в соприкосновение с Богом, постоянно действующим ради Своих избранных. П. эти, однако, укоренены в почве общечеловеческой.

ВЗ

Лунный кругооборот, к-рым определялся израильский месяц, естественным обр. породил определенные П.: нек–рые – на полнолуние (Пс 80, 4), чаще всего – на новолуние (1Цар 20, 5; 4Цар 4, 23; Ам 8, 5), и, наконец, *субботу, отмечавшую *недельный ритм (Исх 20, 8–11). Из солнечного кругооборота создался периодически возвращающийся праздник Нового года, известный во всех культурах; сначала он был связан с осенним праздником Собирания плодов (Исх 23, 16); позже – с весеннею *Пасхой (Исх 12, 2); к этому богослужению восходят нек–рые обряды дня *Очищения (см *Искупление; ср Лев 16).

Помимо рамок, определяемых ритмом небесных *светил, каждодневная жизнь Израильтян, сначала – пастухов, потом – земледельцев, привела к установлению П., к-рые легко сливались с вышеназванными. В день *Пасхи, весеннего пастушеского П., происходило приношение *первенцев стада; земледельческий труд привел к возникновению трех крупных ежегодных П.: весною – Опресноков, летом – *Жатвы (или Седмиц), осенью – Собирания плодов или сбора *винограда (Исх 23, 14–17; 34, 18, 22). Второзаконие соединяет Пасху с Опресноками, а П. Собирания плодов дает название П. Кущей (Втор 16, 1–17). Нек–рые обряды теперешних праздников понятны только в связи с их пастушеским или земледельческим происхождением.

После плена появились некоторые второстепенные П.: Пурим (Есф 9, 26; ср 2 Макк 15, 36 сл.); Обновление и день Никанора (1 Макк 4, 52–59; 7, 49; 2 Макк 10, 5 сл.; 15, 36 сл.).

Различные П. приобретают новый смысл в связи с прошлым, к-рое они напоминают, с будущим, к-рое они возвещают, и с настоящим, требования к-рого они выявляют.

1. Благодарственное прославление великих деяний Ягве. – Израиль славит своего Бога по разным поводам. Творец воспоминается каждую субботу (Исй 20, 11) а Избавитель от египетского рабства – не только в субботний день, но и в П. Пасхи (Втор 5, 12, 15; 16, 1); П. Кущей напоминает о странствии в *пустыне и о времени, когда Израиль был обручен Ягве (Лев 23, 42 сл.; ср Иер 2, 2); наконец, позднейший иудаизм связал с П. Седмиц (по–греч. получившим название *Пятидесятницы) дарование Синайского Закона. Т. обр. земледельческие П. становились празднованием прошлых событий: когда Израильтянин молился, посвящая Богу первые плоды, он возносил благодарение как за дары земли, так и за великие деяния прошлого (Втор 26, 5–10).

2. Радостное предвосхищение будущего. – П. предвосхищает в настоящем, в подлинной *надежде, конечное спасение: Божие прошлое составляет для народа залог будущего. Воспоминание об Исходе возвещает и обеспечивает *новый *Исход: придет день, когда Израиль будет освобожден окончательно (Ис 43, 15–21; 52, 1–12 сл.; 55, 12 сл.), царство Ягве распространится на все *народы, к-рые стекутся в Иерусалим к П. Кущей (Зах 14, 16–19). Поэтому да *возрадуется весь народ (Пс 117; 121; 126): разве не стоит он перед Богом (Втор 16, 11–16; Лев 23, 40)?

3. Требование в настоящем. – Но эта радость подлинна только тогда, когда она исходит из сердца раскаявшегося и очищенного; радостные псалмы сами напоминают об этих требованиях: «Народ Мой, о, если бы ты послушал Меня!» – сказано на праздник Кущей (Пс 80, 9 сл.). Праздник Очищения еще точнее выражает *желание глубокого обращения через общее *исповедание грехов (Пс 105; Неем 9, 5–37; Дан 9, 4–19). Со своей стороны, пророки непрестанно восстают против обманчивой уверенности, какую могут приносить радостные богослужения, совершаемые с неверным сердцем: «Ненавижу, отвергаю праздники ваши…» (Ам 5, 21; ср Ос 2, 13; Ис 1, 13 сл.). Эти пророческие слова, как будто разрушительные, призывают не к действительному упразднению П., а к полноте их смысла – к встрече с Богом живым (Исх 19, 17).

НЗ

Иисус, несомненно, соблюдал иудейские П. Своего времени, но и показывал в то же время, что свой полный смысл они получают только от Него Самого и осуществления Его дела, – напр., в том, что касается П. Кущей (Ин 7, 37 слл; 8, 12; ср Мф 21. 1–10 п) или Обновления (Ин 10, 22–38) и особенно Пасхи: Он сознательно запечатлел Новый Завет Своей пасхальной жертвой (Мф 26, 2, 17 слл, 28 п; Ин 13, 1; 19, 36; 1Кор 5, 7 сл.). Этой новой и окончательной Пасхой Христос исполнил также чаяния праздника Очищения, ибо Его кровь дает доступ в истинное святилище (Евр 10, 19) и к великому торжествующему собранию в небесном Иерусалиме (12, 22 сл.). Отныне подлинный П. совершается на небе. С пальмовыми ветвями в руках, как на праздник Кущей (Откр 7, 9), сонм избранных, искупленных кровью истинного пасхального *Агнца (5, 8–14; 7, 10–14), поет вечно *новую песнь (14, 3) во славу Агнца и Его Отца. П. Пасхи стал вечным небесным П.

Сведя к эсхатологическому единству множественность иудейских П., небесная Пасха придает отныне новый смысл различным П. Церкви на земле. В отличие от П. иудейских они являются воспоминанием события, совершившегося раз навсегда и имеющего вечную ценность; но, как и евр., хр–ские П., продолжают зависеть от кругооборота земли и времен года, будучи вместе с тем связаны с главными фактами земной жизни Иисуса Христа. Если Церковь и должна следить за тем, чтобы не приписывалось чрезмерного значения ее П. (ср Гал 4, 10), поскольку и они являются только тенью П. настоящего (ср Кол 2, 16), она все же принимает их многочисленность.

Она сосредоточивает прежде всего празднование на пасхальной тайне, воспоминаемой в *Евхаристии, для участия в к-рой община собирается в воскресный день – *День Воскресения Господа (Деян 20, 7; 1Кор 16, 2; Откр 1, 10). Будучи началом *недели (кончавшейся субботой), воскресенье указывает на коренную новизну хр–ского Π., П. единственного, сияние к-рого распространяется на праздничный годичный круг, имеющий Пасху своим средоточием.

Церковь учитывает естественные кругообороты (напр., посты четырех времен года в лат. календаре), почерпая богатство из иудейского наследия, к-рое она все время актуализирует через непрестанное явление Христа и направляет к тайне вечного небесного Праздника.

DS & MFL

– > белый – время ВЗ I 2, НЗ II 3 – День Господень НЗ III 3 – жатва I – культ – неделя 1 – паломничество – Пасха – покой I 3 – Пятидесятница – радость ВЗ II 1 – сбор винограда 1 – суббота – трапеза II, III


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle