под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРАВО

П. сочетает в себе два полюса: коллективный и индивидуальный. Это одновременно порядок, руководящий совокупностью ч-ских отношений внутри общества, и обеспечение для каждой отдельной личности определенных возможностей. Каждое общество имеет свое собственное П., характеризующееся тем, как оно определяет и обеспечивает личные П. своих членов. Израиль не только обладал своим собственным П., но гордился им и считал его одной из самых ценных милостей Господних (Втор 4, 6 сл.).

ВЗ

Евр. слово «мишпат», не заключая в себе всего смысла нашего слова «право», все же в достаточной мере соответствует его основным значениям.

1. Право, предписанное *властью. – «Мишпат» означает: решение, обнародованное тем, кто имеет П. *суда, т. е. располагает признанной за ним властью. Во множ. числе это слово часто прилагается ко всем тем, от кого исходят приказы, предписания, указы… на юридическом языке, уточняющем различные виды власти. Эта совокупность терминов естественно становится присущей Божию *Закону с того времени, как все существование Израиля подпадает под *волю Божию на основании *Союза- Завета. Фактически «мишпатим», данные Богом Своему народу, и составляют П. Израиля. Его можно назвать свящ., потому что оно выражает волю Бога Святаго, но оно выходит всюду за пределы чисто сакральные, т. е. за пределы собственно культа, захватывая все существование.

2. Право и *Правосудие. – На древнем Востоке такая вездесущность божественной воли не казалась исключительной. Но то, что ни один из великих народов, господствовавших в то время над миром, не получил от своих богов такого справедливого П., как П. Ягве, было гордостью народа Израильского и носило печать истинного Бога (Втор 4, 5 сл.). Проходящая через всю Библию связь П. и правды знаменует неустанный голос совести. Такова проповедь пророков (Ам 5, 7, 24; 6, 12…; Ис 5, 7, 16…; Иер 4, 2; 9, 23…), таковы поучения мудрецов (Притч 2, 9), таков один из главных элементов мессианского упования (Ис 1, 27; 11, 5; 28, 17…). И Сам Господь Бог первый осуществляет этот идеал (Пс 18, 10; 88, 15; 118, 7…): «Судия всей земли поступит ли неправосудно?» (Быт 18, 25).

3. Право бедного. – Сочетание П. и правды нам кажется естественным. Чем стало бы П., пренебрегшее правдой–справедливостью? Сила и самобытность такого сочетания в Библии происходят от того, что П. и правда носят в ней конкретный, личный характер. Правда заключается не в соблюдении определенной нормы, как бы она ни была совершенна, и даже не в обеспечении равенства возможностей и воздаянии каждому по его заслугам. Она должна открывать истинную нужду каждого, ту долю внимания, к-рая ему необходима, чтобы найти свое место среди людей. Эта главная потребность, более необходимая, чем хлеб насущный, и есть основание П.; и правду нельзя назвать правдой, пока она не ответит на этот призыв. Это П. касается прежде всего тех, кто сами не могут постоять за себя: *бедных, обездоленных… (Исх 23, 6; Ис 10, 2; Иер 5, 28; Иов 36, 6, 17). Даже виновный Израиль вновь обретает в своей беде это П. несчастных (Ис 40, 27; 49, 4).

НЗ

В НЗ перспектива меняется. Хотя правда еще занимает в нем важное место, но понятие о П. как будто стушевывается, потому, может быть, что народ Божий уже не является политически и социально организованным народом. Даже в посл. Иакова, близком по духу пророкам и в к-ром проявляется забота о бедных, не говорится об их П. Только в одном месте НЗ делается упор на «мишпат», когда Христос тремя словами называет «важнейшее в законе»: суд (κρίσις = «мишпат»), милость (ελεος) и веру, (πίστις) (Мф 23, 23; см Мих 6, 8). Значит Иисус признает всю важность упора на П. в ВЗ, но в то же время указывает, что это понятие больше относится к В., чем к Н.

Это объясняется тем, что проблемы социальной справедливости в перво–хр–ской Церкви были менее остры, чем во времена пророков, а также тем, что стали придавать больше значения внутренним побуждениям, ибо они руководят делами людей; в особенности же тем, что само П., даже такое глубоко личное, как в ВЗ, преображено Евангелием. Его золотое правило предписывает: «как хотите, чтобы с вами поступали люди, так и вы поступайте с ними» (Мф 7, 12). Главная заповедь Иисуса Христа: «да любите друг друга, как Я возлюбил вас» (Ин 13, 34). Здесь нет ничего, что нарушало бы или ослабляло требуемое ВЗ уважение к правам каждого ч‑ка. Но в этом новое веяние Духа, призыв отождествиться со своим ближним, забота о разделе и об общности, доходящая до полной жертвенности. В конечном итоге, П. основывается только на любви.

JG

– > бедные – брак ВЗ II 4 – власть – Закон – оправдание – освобождение II 1, 2 – правда – судебный процесс – суд


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle