под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПРАВДА/СПРАВЕДЛИВОСТЬ/ПРАВЕДНОСТЬ4

Слово справедливость связано в первую очередь с представлением о некоем правопорядке. Оберегать этот правопорядок – дело судьи, к-рый должен следить за соблюдением правил, обычаев или *закона. Нравственное значение этого слова шире: справедливость воздает должное каждому, даже если это должное не зафиксировано обычаем или законом. По естественному праву обязанность правосудия сводится в конечном итоге к некоему равенству между людьми при обмене или распределении. В религиозном смысле, т. е. когда речь идет об отношениях ч‑ка с Богом, применение юридической терминологии в наших языках менее широко, чем в Библии. Конечно, о Боге часто говорят, как о праведном Судии, и называют *судом момент, когда ч-к предстанет пред Богом. Но это религиозное употребление юридических выражений представляется необычайно узким по сравнению с языком Библии. Хотя и близкое к нек–рым другим выражениям (прямота, святость, честность, совершенство и пр.), слово «правда–справедливость» стоит в центре вполне определенной группы слов, выражающих по–русски понятия «*праведный», «справедливость», «оправдывать», «*оправдание» (евр цдк: греч δίκαιος).

Согласно одному направлению мысли, проходящему через всю Библию, праведность есть нравственная порядочность; значение этого понятия расширилось настолько, что оно может обозначать полное соблюдение всех Божиих заповедей, но при этом всегда понимаемое как нечто, предъявлямое перед Богом в свое оправдание. Соответственно, Бог являет Себя праведным во всех делах Своих, как судия, когда Он руководит народом и отдельными людьми, как Бог *воздающий, карающий или вознаграждающий каждого по делам его. Такова тема этой первой части: правда в перспективе Суда.

Другое направление библейской мысли, или, может быть, более проникновенный взгляд на тот порядок, к-рый по воле Божией должен царить в Его творении, придает праведности более широкий смысл и более непосредственно религиозную ценность. Моральная целостность ч‑ка всегда только отзвук и плод всевышней правды Божией, той дивной чуткости, с к-рой Бог ведет вселенную и одаряет Свои твари. Эта Божия правда, к-рую ч-к достигает *верою, в конечном итоге совпадает с Божиим милосердием и как это последнее она обозначает то определенный атрибут Божества, то конкретные дары *спасения, изливаемые этой щедростью. Такое расширение обычного понятия «справедливость» чувствуется, без сомнения, и в наших переводах Библии; но при чтении, напр., Рим 3, 25 даже и образованный хр-н может не осознать, что правда, явленная Богом в Иисусе Христе, есть не что иное, как Его спасительная правда, т. е. Его милосердная *верность. Во второй части мы изложим это понимание, особо присущее Библии: понимание правды в перспективе *милосердия.

* * *

4

См. прим, к статье Оправдание, кол. 713.


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle