под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОСЛАННИЧЕСТВО/МИССИЯ

Идея божественного П-а не вполне чужда нехристианским религиям. Не говоря уже о Магомете, «посланце Божием», претендовавшем быть преемником библ. пророков, эта идея в нек–рой мере встречается уже в эллинском язычестве. Эпиктет считает себя «посланцем, уполномоченным, глашатаем богов», «посланным от бога служить примером»: он полагает, что получил с небес М. своим учением и свидетельством оживить у людей находящуюся в них божественную искру. Подобно этому, в герметизме на посвященного ложится М. стать «водителем тех, кто того достоин, дабы ч-ский род через его посредство был спасен Богом». Но в библ. откр–нии идея П. представляется в совсем ином контексте. Она во всем соотносительна с историей спасения. Она предполагает положительный призыв Божий, определенно выявленный в каждом частном случае, и может относиться к целым обществам так же, как и к отдельным личностям. Будучи близка идеям предопределения и призвания, она выражается терминами, группирующимися вокруг глагола «послать».

ВЗ

1. Божественное П. яснее всего проявляется непосредственно у *пророков (ср Иер 7, 25), из к-рых первый – *Моисей. «Я посылаю тебя…» – эти слова стоят в центре всякого пророческого призвания (ср Исх 3, 10; Иер 1, 7; Иез 2, 3 сл.; 3, 4 сл.). На такой призыв Божий каждый отвечает согласно своему личному характеру: Исаия предлагает себя («Вот я, пошли меня», Ис 6, 8); Иеремия же возражает (Иер 1, 6); Моисей хочет знамений, к-рые подтвердили бы его П. (Исх 3, 11 слл), пытается отговориться (4, 13) и горько сетует, получив его (5, 22). Но в конце концов все повинуются (ср Ам 7, 14 сл.). Исключение – только случай с Ионой, к-рый отказывается выполнить свою М. вселенского характера и видит соблазн в спасении языч. народов (Ион 1, 1 слл). Это сознание полученной от Бога личной М. является существенной чертой истинного пророка. Оно отличает его от тех, кто говорит: «Слово Божие!», хотя Бог их не посылал, как делали те лживые пророки, с к-рыми боролся Иеремия (Иер 14, 14 сл.; 23, 21, 32; 28, 15; 29, 9). В более широком смысле можно говорить также о божественном П. всех тех, кто в истории народа Божия выполняет то или иное провиденциальное назначение; но чтобы признать подлинность подобной М., необходимо свидетельство пророка.

2. Все М. всех посланцев Божиих связаны с *замыслом *спасения. В большинстве случаев они имеют прямое отношение к израильскому народу, что не мешает им быть очень разнообразными. Пророки посылаются для обращения сердец, для возвещения наказаний или обетований: их назначение тесно связано со *Словом Божиим, к-рое они должны нести людям. Другие П. касаются прямо исторической судьбы Израиля: Иосиф послан подготовить прием сыновей Иакова в Египте (Быт 45, 5), Моисей – чтобы вывести Израиля оттуда (Исх 3, 10; 7, 16; Пс 104, 26). Так же обстоит дело со всеми вождями и освободителями народа Божия: с Иисусом Навином, с Судьями, с Давидом, с восстановителями иудейства после плена, с вождями Маккавейского восстания… Даже когда свящ. историки не говорят прямо об их П., они несомненно считают их Божиими посланцами, благодаря к-рым замысел спасения приближается к своему свершению. Даже язычникам может быть в этом отношении дана провиденциальная роль: Ассирия послана покарать неверный Израиль (Ис 10, 6), а Кир – сокрушить Вавилон и освободить Иудеев (Ис 43, 14; 48, 14 сл.). Свящ. история созидается благодаря переплетению всех этих частных П., содействующих единой цели.

1. Следует ли говорить также об определенной М. израильского народа? Да, если подумать о тесной связи, существующей всегда между М. и *призванием. Призвание Израиля определяет его М. в замысле Божием. Избранный из всех народов, он – народ посвященный, народ–священник, на к-рого возложено служение Ягве (Исх 19, 5 сл.). Не говорится о том, что это назначение он выполняет во имя остальных народов, но по мере того, как откр.

раскрывается, пророческие прорицания дают возможность предвидеть время, когда все *народы присоединятся к Израилю для участия в поклонении единому Богу (ср Ис 2, 1 слл; 19, 21–25; 45, 20–25; 60); значит Израиль призван стать народом–маяком для всего ч-ства. Равным обр., поскольку он носитель замысла спасения, его М. – призвать к участию в нем другие народы: эта мысль существовала в зачатке уже с момента призвания Авраама (Быт 12, 3); она уточняется по мере того, как откр. все полнее выявляет замысел Божий.

2. Начиная с плена, у Израиля наблюдается ясное осознание этой М. Он знает, что он – *служитель Ягве, посланный Богом как вестник (Ис 42, 19). Перед народами, он – Свидетель Ягве, обязанный распространять познание о Нем как о едином Боге (43, 10, 12; 44, 8) и «передать миру нетленный свет Закона» (Прем 18, 4). Национальное призвание приводит здесь к религиозному универсализму. Речь уже не о том, чтобы господствовать над языч. народами (Пс 46, 4), а о том, чтобы их обратить. Оттого и народ Божий открывается для прозелитов (Ис 56, 3, 6 сл.). Новый дух пронизывает богодухновенную письменность: кн. Ионы допускает возможность такого пророческого П. на пользу язычникам, а в кн. Притчей посланцы *Премудрости Божией приглашают, очевидно, всех людей на ее пир (9, 3 слл). Израиль наконец устремлен к тому, чтобы стать народом–миссионером, в частности в александрийской среде, где его свящ. книги переводятся на греч. язык.

1. Тема божественного П. снова встречается в пророческой эсхатологии, определенно подготавливающей НЗ: П. *Отрока, к-рое Ягве определяет как «завет для народа, во *свет для язычников» (Ис 42. 6 сл.; ср 49, 5 сл.); П. таинственного *Пророка, К-рого Ягве пошлет «благовествовать нищим» (46, 1 сл.); П. загадочного Вестника, расчищающего путь перед Богом (Мал 3, 1), нового Илии (4, 5); П. обращенных язычников, к-рым предстоит открыть славу Ягве своим соплеменникам (Ис 66, 19 сл.). НЗ покажет, как должны исполниться эти Писания.

2. Наконец, богословское учение о *Слове, премудрости и *Духе удивительным обр. олицетворяет эти божественные реальности и говорит даже об их посланнической сущности: Бог посылает Свое Слово исполнить на земле Его волю (Ис 55, 11; Пс 106, 20; 147, 4; Прем 18, 14 слл); Он посылает Свою Премудрость помогать ч-ку в его трудах (Прем 9, 10); посылает Духа Своего обновить лицо земли (Пс 103, 30; ср Иез 37, 9 сл.) и возвестить Его волю людям (Прем 9, 17). Эти выражения являются также предвестиями НЗ, в к-ром они будут служить для объяснения П. Сына Божия, К-рый есть Его Слово и Его Премудрость, и М. Его Св. Духа в Церкви.

НЗ

1. После Иоанна Крестителя, последнего и величайшего из пророков, Божия Вестника и нового Илии, возвещенного Малахией (Мф 11, 9–14), *Иисус Христос является перед людьми как Посланец Божий в абсолютном смысле, тот именно, о к-ром говорилось в книге Исаии (Лк 4, 17–21; ср Ис 61, 1 сл.). Притча о убийцах–виноградарях подчеркивает преемственную связь Его П. с П-ом пророков, но и отмечает при этом коренное различие между ними: Отец семьи посылал сначала Своих служителей, прежде чем послать наконец Своего *Сына (Мк 12. 2–8 п). Поэтому, принимая или отвергая Его, принимают или отвергают и Пославшего Его (Лк 9, 48; 10, 16 п), т. е. Самого *Отца, К-рый вручил Ему все (Мф 11, 27). Это сознание божественного П., за к-рым раскрываются таинственные взаимоотношения между Сыном и Отцом, проявляется в таких характерных изречениях: «Я послан…», «Я пришел…», «Сын Человеческий пришел…» – дабы возвестить *Евангелие (Мк 1, 38 п), *исполнить Закон и пророков (Мф 5, 17), низвести *огонь на землю (Лк 12, 49), принести не мир, но меч (Мф 10, 34 п), призвать не праведников, но грешников к покаянию (Мк 2, 17 п), взыскать и спасти погибшее (Лк 19, 10), послужить и дать душу свою как выкуп за многих (Мк 10, 45 п)… Все эти стороны спасительного дела, совершенного Иисусом, т. обр. связаны с П., данным Ему от Отца, начиная с проповеди в Галилее и кончая жертвой на кресте. В замысле Отца горизонт этой М. однако ограничен: Иисус был послан только к овцам погибшим дома Израилева (Мф 15. 24), ибо, обращаясь, они должны сами осознать провиденциальную М. Израиля: свидетельствовать о Боге и о Его Царстве перед всеми народами мира.

2. В IV Еванг. звучит как лейтмотив всех речений то, что Сын послан Отцом в мир (40 раз, напр., 3, 17; 10, 36; 17, 18). Единственное желание Иисуса – «делать *волю Пославшего Его» (4, 34; 6, 38 слл), «делать дела Пославшего» (9, 4), говорить то, что слышал от Него (8, 26). Между Ними есть такое единство жизни (6, 57; 8, 16, 29), что отношение к Иисусу есть и отношение к Самому Богу (5, 23; 12, 44 сл.; 14, 24; 15, 21–24). В своих Страстях, завершающих Его дело, Иисус видит Свое возвращение к Пославшему Его (7, 33; 16, 5; ср 17, 11). Вера, к-рой Он требует от людей, есть вера в Его П. (11, 42; 17, 8, 21, 23, 25); в это входит и вера в Сына как Посланного (6, 29), и вера в Отца, Его пославшего (5, 24; 17, 3). Т. обр., П-м Сына на землю людям открылась существенная сторона внутренней тайны Бога: послав Сына Своего, Единый (Втор 6, 4; ср Ин 17, 3) дал познать, что Он Отец.

3. Не приходится удивляться тому, что апостольские писания этому П-ву Сына отводят центральное место. Когда пришла *полнота времен, Бог послал Сына Своего, чтобы нас искупить и усыновить (Гал 4, 4; ср Рим 8, 15). Бог послал Сына Своего в мир как Спасителя в умилостивление за наши грехи, чтобы мы жили Им: в этом – высшее доказательство Его любви к нам (1Ин 4, 9 сл,14). Иисус т. обр., – Посланный по преимуществу (Ин 9, 7), άπόστολος нашего исповедания веры (Евр 3, 1).

1. М. Иисуса продолжается М. Его собственных посланцев, тех двенадцати, к-рые на этом основании и именуются *Апостолами. Уже при Своей жизни Иисус посылает их перед Собою (ср Лк 10, 1) проповедовать Евангелие и исцелять (9, 1 п), что составляет предмет Его личного П. Они – работники, посланные Господином на *жатву (Мф 9, 38 п; ср Ин 4, 38), *слуги, посланные Царем привести званных на брачный пир Его Сына (Мф 22, 3 п). У них не должно быть иллюзий относительно судьбы, ожидающей их: посланец не больше пославшего его (Ин 13, 16); как поступили с Господином, так поступят и с рабами Его (Мф 10, 24 сл.). Христос посылает их «как овец среди волков» (10, 16 п). Он знает, что «род лукавый» будет преследовать Его посланцев и умерщвлять их (23, 34 п). Но что будут делать им, то будут делать Ему Самому, и, в конечном итоге, Отцу: «Слушающий вас Меня слушает, и отвергающий вас Меня отвергает, а Меня отвергающий отвергает Пославшего Меня» (Лк 10, 16); «Принимающий (вас) Меня принимает, а Меня принимающий принимает Пославшего Меня» (Ин 13, 20). М. Апостолов самым тесным обр. связана с М. Иисуса: «Как послал Меня Отец, и Я посылаю вас» (20, 21). Это слово проливает свет на глубинный смысл конечного П. Двенадцати во время *явлений воскресшего Христа: «Идите…». Они и пойдут возвещать Евангелие (Мк 16, 15), *учить все народы (Мф 28, 19), нести всюду свое *свидетельство (Деян 1, 8). Т. обр. миссия Сына действительно достигнет до всех людей, благодаря Его Апостолам и Его *Церкви.

2. Такое понимание вопроса мы видим и в кн. Деян. при повествовании о *призвании Павла. Вновь применяя традиционные выражения пророческого призвания, воскресший Христос говорит Своему избранному сосуду: «Иди, потому что Я пошлю тебя далеко к язычникам» (Деян 22, 21) – и это П. к язычникам находится в линии П. *Отрока Ягве (26, 17; ср Ис 42, 7, 16). Ибо Отрок пришел в лице Иисуса и посланцы Иисуса несут всем *народам ту благую весть спасения, к-рую Сам Он преподал еще только «погибшим овцам дома Израилева» (Мф 15, 24). На эту М., полученную им на пути в Дамаск, Павел всегда будет ссылаться в обоснование своего звания *Апостола (1Кор 15, 8 сл.; Гал 1, 12). Уверенный в распространении Евангелия по всему миру, он понесет его к язычникам, чтобы привести их к *послушанию веры (Рим 1, 5), и будет восхвалять М. всех вестников Евангелия (10, 14 сл.): ведь благодаря ей вера в Слово Христа рождается в сердцах ч-ских (10, 17). Вместе с личным П. апостолов вся Церковь в своем миссионерском назначении оказывается т. обр. связанной с П. Сына.

1. При выполнении этого миссионерского назначения апостолы и проповедники Евангелия не предоставлены одним своим ч-ским силам; свою задачу они выполняют силою *Духа Св. Но для того, чтобы определить, в чем точно заключается деятельность Св. Духа, надо опять говорить о П. в самом сильном значении этого слова. Упоминая о Его предстоящем пришествии в беседе после Тайной Вечери, Иисус уточнил: «*Параклет, Дух Святой, Которого пошлет Отец во имя Мое, Он вас научит всему» (Ин 14, 26); «Когда придет Параклет, Которого Я пошлю вам от Отца (…), Он будет свидетельствовать о Мне» (15, 26; ср 16, 7). Следовательно, Отец и Сын действуют совместно, чтобы послать Св. Духа. Ев. Лука подчеркивает действие Христа, тогда как действие Отца заключается главным обр. в обетовании, Им данном, согласно свидетельству Писаний: «Вот, Я посылаю обетование Отца Моего на вас», говорит Иисус (Лк 24, 49; ср Деян 1, 4; Иез 36, 27; Иоил 3, 1 сл.).

2. Таков именно смысл *Пятидесятницы, первоначального проявления этого П. Духа, к-рое будет продолжаться столько же времени, сколько будет существовать Церковь. Из Двенадцати Дух Св. делает Свидетелей Иисуса (Деян 1, 8). Он дарован им для выполнения их задачи как посланных (Ин 20, 21 сл.). В Нем они отныне будут *проповедовать Евангелие (1Петр 1, 12), как и проповедники всех времен. Тем самым П. Духа Св. неотделимо от самой тайны Церкви, возвещающей Слово для выполнения своей миссионерской задачи. В нем же и источник освящения людей. Ибо если при кре–щении они усыновляются Богом, то это оттого, что Бог посылает в их сердца Духа Сына Своего, Духа взывающего: «Авва! Отче!» (Гал 4, 6). Т. обр. П. Духа Св. входит в хр–ский опыт и так завершается откр. тайны Бога: после Сына – Слова Божия и Премудрости – Дух Св. также явил Себя как божественное Лицо, входя в историю людей, к-рых Он внутренне преобразует по *образу Сына Божия.

JP & PG

– > Апостолы – бегать – власть НЗ II 1 – возложение рук НЗ 2 – воля Божия I 2 – заботы 1 – избрание – испытание НЗ – народы ВЗ IV 2, НЗ – Петр 1, 3 – посещение НЗ 2 – посредник 0 – призвание Ι, ΙΙ – проповедовать II 2 а – пророк – Пятидесятница II 2 д – свидетельство – Слово Божие ВЗ 1 – учить НЗ II 1, 2 – Церковь III 2 б в – Явления Христа 2, 4 в, 5, 7


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle