под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОСЕЩЕНИЕ

История *спасения часто представлена в Библии как ряд «посещений» Господом Своего народа или нек–рых избранных лиц; Бог, благоизволивший заключить с Израилем *Союз–Завет и продолжающий тайно присутствовать при осуществлении своего *замысла, нередко принимает участие чрезвычайным образом в жизни своего народа, дабы благословить его или покарать, но всегда для его спасения; это око Господне, эти личные и видимые «посещения» каждый раз представляют собою знак Его *присутствия, Его действия, непрерывного продолжения Его спасительного замысла и Его требований в зависимости от верности или неверности Его избранных. Эти П-ния подготавливают и возвещают тот *День, к-рый будет Господним по преимуществу, – День пришествия Самого Бога в Иисусе Христе и Его возвращения во славе для последнего *суда и окончательного спасения.

ВЗ

1. «Бог посетит вас и выведет вас из земли сей в землю, о к-рой клялся Аврааму, Исааку и Иакову» (Быт 50, 24 сл.). Бог, призвавший Авраама, чтобы сделать его отцом множества, ради этого «посетивший» Сарру и даровавший ей способность чадородия (21, 1 сл.), действует совершенно особым образом, освобождая Свой народ из Египта. Эти П. Богом, любящим и спасающим народ Свой, возобновляются затем на протяжении всей истории Израиля, образуя ее основную ткань и проявляя верность *Ягве Его *обетованиям. Когда Израильтяне оказываются неверными Союзу–Завету, П. Бога ревнителя принимает форму *наказания, направленного, однако, ко спасению. Все пророки, а в особенности Иеремия, развивают, каждый в своей тональности, эту тему П-ний Ягве. *Победы являются П-ниями Богом, благословляющим Своих верных (Соф 2, 7), но и бедствия народа – также П-ния Богом, приходящим наставить на верный путь Израильтян и их вождей, чтобы вернуть их к Себе: «Только вас признал Я из всех племен земли, поэтому и взыщу с вас за все беззакония ваши» (Ам 3, 2; Ос 4, 9; Ис 10, 3; Иер 6, 15; 23, 2, 34). Такое П., описанное Иезекиилем как осмотр *пастырем своего стада (Иез 34), всегда бывает внушено Божией любовью и всегда направлено на спасение народа. Соседние языческие *народы – Моав, Египет и в особенности Вавилон, – противящиеся свершению спасительного Божия замысла, также будут «посещены» Богом, Который будет судить их и накажет их (Иер 46, 21…; 48, 44; 50, 18, 27, 31), но в конце концов и спасет их (Иер 12, 14–17; 16, 19 слл). Как прежде избавление из Египта, так и возвращение из плена является делом Ягве: «Когда исполнится вам в Вавилоне семьдесят лет, тогда Я посещу вас и исполню доброе слово Мое о вас, чтобы возвратить вас на место сие» (Иер 29, 10; ср 32, 5; Пс 79, 15; Зах 10, 3).

2. Каждый Иудей лучше осознает тогда, что он – предмет особого, личного внимания со стороны Бога: «Вспомни о мне, Господи, во благоволении к народу Твоему; посети меня спасением Твоим, дабы мне видеть благоденствие избранных Твоих» (Пс 105, 4 сл.). Эти П. отдельных людей не ограничиваются богослужебной областью: Бог просвещает ум мудрецов, испытывая их (Иов 7, 18; Пс 16, 3) или посылая им *сновидения (Сир 34, 6; ср уже Быт 20, 3).

3. После плена вся направленность откровения – раскрыть умы для возвещения окончательного посещения Богом, К-рый придет *судить Свой народ и остальные народы: этот *День Ягве, возвещенный пророками еще до плена, будет днем торжества избранных, спасаемых Божиим пришествием, П. и Его *царством, и он по праву распространится на все народы: «В день посещения *праведники воссияют и Господь будет царствовать над ними во веки» (Прем 3, 7 сл.; Сир 2, 14). Этой надеждой живут Иудеи I века (пример: Кумран); пришествие Христа и Его проповедь Царства осуществят это обещанное и ожидаемое П. Богом.

НЗ

1. «Благословен Господь Бог Израилев, что посетил и сотворил искупление народу Своему» (Лк 1, 68). В Иисусе Бог, движимый Своей любовью (1, 78) и волей осуществить Свои *обетования, пришел спасти Своих, исполняя т. обр. их ожидание и отвечая на их молитвы. И эта тема проходит через все Евангелие. Предтеча представлен в свете пророчеств как тот, к-рый приходит приготовить сердца к пришествию и явлению Бога в Иисусе. Он возвещает эсхатологический Суд и пришествие *Царства. Сам же Иисус указывает прежде всего на спасительный смысл Своего П. и на его вселенское значение. Но, хотя оно и предлагается всякой *плоти (Лк 3, 6; ср 1Петр 2, 12), это П. будет принято только чистыми *сердцами, к-рые Его узнают: «Великий пророк восстал между нами, и Бог посетил народ Свой» (Лк 7, 16). Не все понимают это так, ибо П. Богом в Иисусе, несмотря на *чудеса, не поражает подобно ослепительной молнии: его могут не принять.

Такова трагическая сторона П., о которой говорят евангелисты, в особенности ап. Иоанн: «К Своим пришел, и Свои Его не приняли» (Ин 1, 11). Это греховное непризнание ведет к замене милости угрозой *наказания. Горе тем, кто не умеет узнать «время посещения», горе Иерусалиму (Лк 19, 43 сл.), горе приозерным городам! Этот отказ Иудеев, противоположный отношению язычников (Мф 8. 10 слл), представлен как завершение идущего через весь ВЗ долгого ряда отказов, пренебрежений П-ниями Ягве: кара будет ужасней для тех, кто не принял Сына Царя, посланного Отцом Своим «взять плоды» виноградника (Мф 21, 33, 46). Разрушение Иерусалима – конец иудейского мира и очевидный знак *Суда Божия – было видимым предварением этого наказания, страшного П. Сыном Человеческим, возвещающим Свое последнее пришествие во славе (ср Мф 25, 31–46).

2. До этого последнего П., предвосхищенного торжественным входом Иисуса во Иерусалим перед Его Страстями, действие Христа в Церкви продолжается миссией Апостолов и ниспосланием Духа в сердца верующих. Господь постоянно участвует Сам в жизни Церкви; в Откр. Ин. Он представлен готовым наказать малоазийские общины, если они не обратятся (Откр 2–3). Но если мы должны все вместе идти навстречу «грядущему» Христу (1Фес 4, 17; ср Мф 25, 6), то каждый ученик приглашается и лично принять П. Иисуса: «Се, стою у двери и стучу»… (Откр 3, 20); поэтому каждый из них должен *бодрствовать (Мф 24, 42 слл; 25, 1–13) и *молиться до того *дня, никому неизвестного, когда Христос «во второй раз явится, для ожидающих Его во спасение» (Евр 9, 28).

RD

– > бедствие 2 – бесплодие II, III – бодрствовать I – воздаяние I – гнев Б ВЗ III 3, НЗ III 2 – День Господень – надежда НЗ II – наказания 3 – Провидение – сон I 2 – спасение – суд – час 1


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle