под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЛОТЬ

Состояние ч‑ка во плоти кажется нек–рым недостатком или даже злом. Такая точка зрения только очень косвенно связана с Библией. В ней П. никогда не рассматривается как нечто дурное по самому своему существу; суждения Библии определяются не каким–либо философским умозрением относительно ч-ской природы, а светом откровения: П. была сотворена Богом, П. была воспринята Сыном Божиим, П. преображается Духом Божиим. На богодухновенных страницах от первой до последней, П. (basar) обозначает тварное состояние; но у Павла этот смысл перестает быть единственным: П. также может обозначать не то чтобы некую злую природу, но греховное состояние ч‑ка; в результате такой эволюции мысли этот термин (σάρξ) кроет в себе нек–рую смысловую двойственность, к-рую необходимо выяснить.

Как в ВЗ, так и в НЗ *ч-к не мыслится состоящим из двух разнородных элементов: из «материи» (П. или тело), и «формы, к-рая ее одушевляет (тело или душа); ч-к рассматривается в единстве своей личности. Сказать, что он П., значит характеризовать его с той стороны его земного, телесного, внешнего аспекта, к-рая дает ему возможность выражать себя посредством этой плоти, к-рая составляет его тело, характеризуя ч-скую личность в ее земном состоянии.

1. Достоинство плоти. – П. вышла из рук Божиих как бы из рук ткача (Иов 10, 11; Пс 138, 13 слл) или горшечника (Быт 2, 7; Иер 1, 5; Иов 10, 8 сл.), и она тем самым достойна нашего восхищения (Екк 11, 5; 2 Макк 7, 22 сл.); и когда она представляется составной частью нашего телесного существа – плотью и кровью (Сир 14, 18; Мф 16, 17), костью и плотью (Быт 2, 23; Лк 24, 39), сердцем и плотью (Пс 83, 3; 72, 26) – и тогда когда она обозначает все *тело, напр., при его болезни (Пс 37, 4; Гал 4, 13), страдании (2Кор 12, 7), скорбях (1Кор 7, 28) – никаких следов презрительного отношения к ней не заметно ни в каком случае; наоборот, Павел говорит: «Никто никогда не имел ненависти к своей плоти, но питает и греет ее, как и Господь Церковь» (Еф 5, 29). Решительное утверждение ее достоинства мы видим и у Иезекииля, возвещающего, что Бог даст Израилю, вместо ожесточившегося, «каменного *сердца», «сердце плотяное» (Иез 36, 26), послушное и отзывчивое.

2. Личность в ее телесном облике. – П. – и в этом ее еще более коренное достоинство – может также обозначать ч‑ка в его конкретной целостности. Древний семит, подобно тому, как он употребляет и слово «*душа», говорит обычно «всякая плоть» для обозначения всего живого в творении (Быт 6, 17; Пс 135, 25; Сир 40, 8) или ч-ства (Ис 40, 5 сл = Лк 3, 6; Иоил 2, 28 = Деян 2, 17; Мк 13, 20; Ин 17, 2). Тем же словом он может выражать и личность в ее глубине; так, Адам в женщине, к-рую к нему приводит Бог, видит как бы другого самого себя; но он не говорит о ней, что у нее есть душа как у него, а восклицает: «Вот, это кость от костей моих и плоть от плоти моей» (Быт 2, 23; ср Сир 36, 24). Эти последние слова выражают сознание глубокой общности, к-рое в дальнейшем может распространиться на любую степень родства (Быт 29, 14; 37, 27; Рим 9, 3), в особенности же на то новое существо, «единую плоть», к-рой становятся *супруги (Быт 2, 24 = Мф 19, 5 п; 1Кор 6, 16; Еф 5, 31). После этого понятно, что то же выражение может означать саму личность, ее «я» (Екк 4, 5; 5, 5; 2Кор 7, 5) и даже ее деятельность психологического порядка, несомненно с нек–рым подчеркиванием телесности, но совсем не в отрицательном смысле: П. страдает (Иов 14, 22), трепещет от страха (Пс 118, 120), томится желанием (Пс 62, 2), восторгается (Пс 83, 3), укрепляется учением мудрых (Притч 4, 22); она даже проявляет своего рода волю (Ин 1, 13).

3. Земное состояние. – Определить конкретного ч‑ка словом «плоть» значит, наконец, подчеркнуть земное происхождение. Этот смысл напрашивается сам собой, когда данное выражение применяется как контраст с миром небесным, – миром Бога, миром духовным.

а) Тварь. – За исключением *Бога, все есть П., даже ангелы (Иез 10, 12); ап. Иуда (7), как и многие Отцы Церкви, не видит в этом утверждении никакого противоречия: он ограничивается тем уточнением, что П. ангельская отлична от нашей. Следовательно, нет ничего неуважительного в применении выражения «по плоти» к праотцам (Рим 9, 5), к отцу нашему Аврааму (Рим 4, 1) или земным господам (Кол 3, 22 = Еф 6, 5). Равным образом, жить «во плоти» (2Кор 10, 3; Гал 2, 20; Флп 1, 22 слл; 1Петр 4, 1 сл.) значит просто жить на земле, быть видимым (Кол 2, 1), конкретно присутствующим (Кол 2, 5). Для обозначения дней жизни Иисуса (1Ин 4, 2; Евр 5, 7) говорится, что Он восприял плоть и кровь (Евр 2, 14).

б) Конечность и бессилие. – Обычно, когда говорится о П., имеется в виду бренность твари. «Всякая плоть – трава… а слово Бога нашего пребывает вечно» (Ис 40, 6 слл). П. по отношению к *духу то же, что земное по отношению к небесному; так и Иисус Христос, «Который родился от семени Давидова по плоти, был поставлен Сыном Божиим в силе, по духу святости» (греч. Рим 1, 3 сл.; 1Тим 3, 16). Поскольку он «плоть и кровь», ч-к не может сам по себе познать божественные реальности (Мф 16. 17; ср Гал 1, 16; Еф 6, 12), и если он притязает судить о них своим разумом, он оказывается «мудрым по плоти» (1Кор 1, 26). Воистину, «дух животворит, плоть не приносит никакой пользы» (греч. Ин 6, 63), напр., для того, чтобы узнать в таинстве Евхаристии личность Спасителя.

Таково земное состояние, к-рое *Сын Божий пожелал восприять; как указано у Ин.: «Слово стало плотью» (Ин 1, 14), подлинным ч-ком этого мира с присущими ему ограничениями; но также и тем ч-ком, в к-ром верующий узнает Спасителя и Сына Божия (1Ин 4, 2; 2Ин 7) и чью плоть и кровь он принимает как пищу для жизни вечной (Ин 6, 53–58).

4. Мир плоти. – Так, своей плотью, к-рая всего лишь «прах» (Быт 3, 19; Екк 12, 7), ч-к принадлежит к земному миру; дуновением же, к-рое Бог дает ему, он находится в связи с миром небесным: такая двойная принадлежность привела иудейских писателей к различению мира духов от мира плоти; так, напр., под пером греч. переводчика Библии, «Бог духов, оживляющих всякую плоть» (евр.) становится «Богом духов и всякой плоти» (Числ 16, 22; 27, 16); в Евр. 12, 9 «Отец духов» противопоставляется отцам «по плоти». Однако, этот космический дуализм не следует смешивать с дуализмом антропологическим, согласно к-рому ч-к соединяет в себе оба мира, духовный и плотский, как две составные субстанции. Есть два текста, к-рые как будто представляют исключение; их необходимо правильно понять; ум, о к-ром говорит Павел в Рим 7, 25, это не самодовлеющая способность ч‑ка, как представляли Греки, а лишь некий беспомощный наблюдатель перед лицом бесчинства, укорененного грехом в П. В Мф 26, 41 п. «бодрый дух» не есть одна из составных частей ч‑ка, а дар Бога (ср Пс 50, 14). Нигде П. не представлена как один из элементов «состава», под к-рым подразумевается ч-к. Антропологический дуализм был принят в иудейском мире только в период Μ/IΙΙ. вместе с возникновением раввинизма.

Существует, однако, дуализм иного порядка, дуализм нравственный, в к-ром надо все же тщательно делать различия, смотря по среде, из к-рой он происходит. Нек–рым греч. мыслителям тело представляется темницей души, откуда надо стараться вырваться, как из дурного естественного состояния. Позже, в итоге эпикурейских прений, П. становится самим местом чувственности, отождествляясь с *половым влечением, к-рое рассматривается как нечто дурное и унизительное для духа. Развращающе действующая гностика, с к-рой борется Иуда, представляет, вероятно, нек–рое сходство с этими эпикурейскими теориями (Иуд 4, 7…): П., дурная по своей природе, должна быть побеждена. Писатели позднего иудейства и НЗ со своей стороны проповедуют подобную же борьбу в совсем иной перспективе: плоть – то тварное состояние, при к-ром ч-к полностью доверяется своей слабости, а не Богу – в конце концов становится характеристикой того мира, в к-ром царит дух зла.

1. Греховное упование на плоть. – Как провозглашает Исаия, нашей единственной опорой должен быть Бог: «Кони их (Египтян) – плоть, а не дух» (Ис 31, 3); Иеремия противопоставляет два типа *упования: «Проклят человек, который надеется на человека и плоть делает своею опорою, и которого сердце удаляется от Господа» (Иер 17, 5 слл). Вслед за ними Павел говорит: «чтобы никакая плоть не хвалилась пред Богом» (1Кор 1, 29); в противоположность Иудеям, *гордящимся преимуществом обрезания (Рим 2, 25–29; Гал 6, 12 слл), Павел не хочет «хвалиться», кроме как во Христе (Флп 3, 3 сл.). Поэтому, хотя он живет во П., он уже «не поступает по плоти» (2Кор 10, 2 сл.), чтобы не «хвалиться по плоти» (2Кор 11, 18); лишь при этом условии ч-к не заслуживает быть названным плотским (1Кор 3, 1, 3; 2Кор 1, 12), ни в том, что касается его воли (2Кор 1, 17), ни в том, что касается познания им Христа (2Кор 5, 16). Ведь и о Христе есть возможность судить по плоти, что Иисус Сам ставил в упрек Иудеям (Ин 8, 15): обладая только плотскими глазами (Иов 10, 4), они судят по видимости (Ин 7, 24), превращая свое бренное тварное состояние в состояние греховное. Оттого Иоанн и определяет в конце концов *мир как греховный и обличает похоть (ср *любостяжание) плоти (1Ин 2, 16). Это обвинение не против плоти как таковой, а против ч-ской воли, по вине к-рой она стала греховною. Можно различать два «духа», дух зла и дух добра, каждому из к-рых подвластен особый мир и к-рые борются за ч-ское сердце (ср Кумранские тексты); это не равнозначно утверждению природного дуализма, при к-ром эта борьба должна была бы продолжаться вечно, при невозможности для духа добра восторжествовать над злом.

2. Греховная плоть и Дух святости. – Эта борьба и эта победа приведены Павлом в систему посредством противопоставления: плоть/дух. Такое противопоставление П. и духа только по внешности соответствует тому, к-рое Греки полагали между душою и телом, между чистотой и нечистотой. В действительности оно непосредственно исходит из семитского противопоставления земного и небесного, но и преображено двойным переживанием: *опытом Духа Св., даруемого хр–нам, и опытом *греха, в к-рый вовлекла нас П.

а) Борьба между плотью и духом. – Открытие антитезиса – свойственного литературному жанру, в к-ром выражается богословское учение Павла, – характеризующего эту брань, происходит в два этапа, отмеченных в посланиях к Гал. и к Рим. В Посл. к Гал. (4, 21–31) Павел говорит, что верующие суть сыны Авраама от Сарры по духу, а не от Агари по плоти. ВЗ и НЗ различаются как два контрастных периода истории спасения, из к-рых один характеризуется *Законом, другой – *Верою. Отсюда и различие двух миров, к к-рым причастен верующий: П. представляется как осадок греха, умножившегося вследствие Закона, дух же как олицетворение всего благого, что имелось в предначертании Закона и что исполнилось дарованием Духа. Между этими обеими силами антагонизм в сердце хр–нина неустраним (Гал 5, 17): он может жить по П., а должен жить по духу, откуда постоянная опасность извратить то положение, к-рое, однако, установлено Духом Св.

В 7-й и 8-й главах Посл. к Рим. Павел показывает, каким обр. действуют оба источника жизни и смерти. Обе эти силы, поочередно живущие в ч-ке (Рим 7, 17–20; 8, 9 слл), определяют двойной образ жизни у верующего, устранившего, однако, Грех через Христа (8, 4–17). Возможность жить по П. есть след Греха в нас, и это через посредство П-и, в к-рой прежде обитал Грех.

б) Господство плоти. – Если принимать П. за норму существования, она будет диктовать ч-ку его поведение. Она приобретает реальную автономию, наследуя силу *Греха с его исключительными прерогативами и с его вожделениями; она порабощает себе тех, кто повинуется «закону греха» (Рим 7, 25). Она самовольно (Кол 2, 23) проявляет тогда свои *желания (Рим 8, 5 слл), свои похоти (Рим 13, 14; Гал 3, 3; 5, 13, 16 сл.), порождает злые *дела (Гал 5, 19). Существование по П-и таково (Рим 7, 5), что сам ум становится плотским (Кол 2, 18; ср 1Кор 3, 3). Равным обр. и тело, само по себе нейтральное, подчиняясь плоти, становится «телом плоти» (Кол 2, 11), отождествляется с «телом греха» (греч. Рим 6, 6), ибо тогда оно действительно получает свой образ от «плоти греха» (греч. Рим 8, 3).

в) Торжество Христа. – Грех был побежден Христом, К-рый, восприняв это «тело плоти» (Кол 1, 22), Сам стал грехом (2Кор 5, 21); пришедший во плоти, связанной с греховным состоянием, Он осудил грех в самой плоти (Рим 8, 3). Отныне хр–нин, во Христе, распял плоть (Гал 5, 24); борьба, к-рую он ведет (6, 8), не имеет предрешенного роком исхода, но ей обеспечена *победа, в той мере, в какой верующий, вновь обретая свое подлинное состояние твари, доверяется не плоти, не своей слабости, но *силе смерти Спасителя, источника Духа жизни.

XLD

– > Воскресение – грех – дух ВЗ 3 – душа – желание II, III – камень 2 – кровь 0 – любостяжание НЗ 1 – пол III 2 – Слово Божие НЗ III – смерть – тело I – Тело Христа I 1 – человек


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle