под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПОБЕДА

П. предполагает предварительную борьбу и возможность поражения. Поражением и начинается в Библии трагедия ч-ства, побежденного *Сатаной, *грехом, *смертью. Но с самого момента этого поражения вырисовывается обетование будущей П. над злом (Быт 3, 15). История *спасения – это путь, ведущий к окончательной П.

ВЗ

Опыт П. и поражения народ Божий пережил сначала в своей земной истории. Следствием поражения явилось в конце концов обращение его веры к ожиданию некоей иной П., одерживаемой в ином плане.

1. Победы народа Божия. – *Силу своего Бога Израильтяне видят сначала на весьма несовершенном уровне: на уровне своих военных успехов. В их глазах торжество Бога над злом совпадает с их П. над *врагом. Когда они ведут *войну, они составляют «ополчение Ягве» (Исх 12, 41; Суд 5, 13; 1Цар 17, 26). Стало быть, Сам Ягве сражается за них и обеспечивает им успехи при Моисее (Исх 14, 14; 15, 1–21; 17, 8–16), при Иисусе Навине (Ис Нав 6, 16; 10, 10), при Судьях (Суд 7, 15), при царях (1Цар 14, 6; 2Пар 14, 10 сл.; 20, 15–29). Надо сражаться, но и получить от Бога П. как *милость и *дар (Пс 17, 32–49; 19, 7–10; 117, 10–27). В позднюю эпоху Маккавеи без колебания приписывают Богу успехи своего оружия (1 Макк 3, 19; 2 Макк 10, 38; 13, 15; 15, 8–24).

Бог, т. обр., представляется непобедимым союзником (Иф 16, 13; Втор 32, 22–43; Ис 30, 27–33; Наум 1, 2–8; Авв 3; 1Пар 29, 11 сл.). Как в начале Он укротил силы хаоса (Быт 1, 2), олицетворенные чудовищными *Зверями (Пс 73, 13), так и в истории Он продолжает торжествовать над языч. народами, к-рые воплощают те же силы и противятся Его спасительному *замыслу. Вот почему Израильтяне одолевают своих врагов; этот опыт бесспорно имеет религиозное содержание, но его восприятие все же может быть двойственным: они могут поддаваться искушению думать, что Божия П. обязательно совпадает с их земным могуществом. От этого заблуждения их предохранит дополнительный опыт.

2. Поражения народа Божиего. – Еще в период успехов пророки напоминали Израильтянам о том, что П., даруемая Богом, не обязательно является наградой за доброе поведение (Втор 9, 4 слл). Но, чтобы действительно осознать свою нравственную нищету, им нужно было испытать неудачи. Испытания Исхода (Числ 14, 42 сл.; Втор 8, 19 сл.), медленность завоевания Ханаана (Ис Нав 7, 1–12; Суд 2, 10–23), поражения, понесенные при царях (2Пар 21, 14; 24, 20; 25, 8–20), и в особенности плен (Иер 25. 1–9; 27, 6; Иез 22) показывают, что если они изменяют Богу, Он без колебаний вступает в брань против них. Эти поражения являются Наказанием за Неверность (Пс 77; 105). Отнюдь не означая поражения Бога, Владыки царств мира, они показывают, что Божия П. – иного порядка, чем земной успех. Т. обр. они направляют Израиля к пониманию и подготовке единственной истинной П.

3. Путь к иной победе. – Пророчества возвещают на «последние времена» Божию П., к-рая во всех отношениях превзойдет прошлые П., и Мудрые привлекают взоры к духовной П., к-рая не одерживается оружием.

а) Эсхатологическая победа. – Пророки послепленного периода обычно представляют конечный кризис истории как гигантскую *войну, в к-рой Бог встретится со Своими объединенными *врагами. Он безусловно разгромит их (ср Ис 63, 1–6), так же, как Он поразил первобытных чудовищ (Ис 27, 1). С этой П. начнется Его окончательное *царствование (Зах 14; ср Иез 38–39). Другие тексты указывают на Того, Кто будет созидателем этого окончательного торжества. Он представляется то с чертами царственного *Мессии (Пс 2, 1–9; 109, 5 слл), то в образе трансцендентного *Сына Человеческого, Того, перед Кем Бог уничтожит *Зверей (Дан 7). Более парадоксальна П. *Отрока Ягве, торжествующего через самопожертвование (Ис 52, 13 слл; 53, 11 сл.) и приводящего в исполнение *замысел Божий. Если П. Сына Человеческого превосходила земной план тем, что происходила за пределами истории, П. Отрока Божия осуществляется непосредственно в плане духовном, в конечном итоге единственно важном.

б) Победа праведных. – Эта П. уже достижима для праведников, торжествующих над грехом. Таково представление, к-рое легко обнаружить в учении Мудрых. Вполне отчетливым оно становится под конец ВЗ, в кн. Прем.: победив непорочными подвигами, праведники за это будут увенчаны в вечности венцом победителей (4, 1 сл.); Господь дарует им эту заслуженную награду в тоже самое время, когда произведет последний натиск на злых (5, 15– 23). Такова именно П., к-рую одержал Христос, а вслед за Ним одерживают и все хр–не.

НЗ

1. Победа Христа. – С пришествием Христа арена земных столкновений остается окончательно позади. Борьба, к-рую Он ведет, – иного порядка. Уже во время Своего мессианского служения Он проявляет Себя как «Сильнейший», торжествующий над Сильным (Лк 11, 14–22), т. е. над *Сатаной, князем мира сего. Накануне Своей смерти, Он предупреждает Своих, чтоб они не боялись злого *мира, к-рый будет преследовать их своей ненавистью: «Дерзайте: Я победил мир» (Ин 16, 33). Эта П. воспроизводит парадоксальные черты П. Отрока Ягве, осуществляя ее буквально. Но как конкретная и окончательная реальность она утверждается только *Воскресением. В нем Христос восторжествовал над грехом и смертью; побежденные *Власти Он с позором повлек за Своей победной колесницей (Кол 2, 15). Лев от колена Иудина (Откр 5, 5), *Агнец закланный (5, 12), ставший Владыкой истории ч-ства, победил более совершенно, чем древние израильские цари. Его П. в конце концов проявится во всем блеске, когда Он одолеет все враждебные силы (17, 14; 19, 11–21) и навсегда победит *Смерть, последнего врага (1Кор 15, 24 слл). *Крестная смерть – кажущееся поражение – обеспечила П. Святаго над грехом, *Живого над смертью.

2. Победа нового народа. – Такова П. Христа, такова и П. того нового народа, к-рый Он влечет за Собой. Это тоже уже не земная П. На земле она может принимать даже видимость поражения. Так, *мученики, убитые *Зверем (Откр 11, 7; 13, 7; ср 6, 2), однако, уже победили его *кровью Агнца (12, 10 сл.; 15, 2); так и *Апостолы, к-рых Христос вводит в Свое торжество (2Кор 2, 14), бывали иногда сломлены испытаниями апостольских трудов (4, 7–16); так и все хр–не, познавшие Отца своего, вскормленные Его *Словом, победили Лукавого (1Ин 2, 13 сл.). Рожденные от Бога, они победили *мир (5, 4). Их П. – это их *вера в Сына Божия (5, 5), благодаря к-рой они побеждают и *антихристов (4, 4). Эту П. остается еще закрепить духовной бранью: не давая злу победить себя, они должны победить зло добром (Рим 12, 21). И они знают, что силою *Духа они отныне могут восторжествовать над всеми препятствиями: ничто больше не отделит их от любви Христовой (8, 35 слл).

Разделяя П. своего Главы, они получат участие и в Его *славе. На эту награду победителей НЗ указывает посредством различных образов. Это венец, уготовленный им на небесах: венец жизни (Иак 1, 12; Откр 2, 10), славы (1Петр 5, 4), правды (2Тим 4, 8); венец нетленный, в отличие от тех, к-рые стяжают на земле (1Кор 9, 25); венец живой, составленный из тех, кого Апостолы привели к вере (Флп 4, 1; Фес 2, 19). В особенности Откр. Ин. уделяющее столько внимания положению хр-н, ведущих *войну против Зверя, показывает жребий, уготованный победителям: они будут *сынами Божиими (Откр 21, 7), воссядут на престоле Христа (3, 21) и вместе с Ним будут властвовать над *языч. народами (2, 26); они получат новое *имя (2, 17), будут есть от *древа жизни (2, 7), станут столпами *храма Бога своего (3, 12); им, вступившим в вечную *жизнь, уже не придется бояться второй *смерти (2, 11), в отличие от побежденных, трусливых и неверных (21, 8). НЗ заканчивается этой сияющей П. Для победителей т. обр. осуществляется, сверх всякой надежды, первоначальное обетование: ч-к, некогда побежденный Сатаной, грехом и смертью, восторжествует над ними, благодаря Христу Иисусу.

РЕВ

– > Агнец Божий 3 – бесы НЗ – Вознесение II 2 – война – враг II 2, III 2 – грех IV 2 г, д – День Господень – добро и зло III – звери и Зверь 3 – Искупление НЗ 3, 6 – мир (космос) НЗ II 1 – мир – могущество – освобождение – плоть II 2 б – посещение ВЗ 1 – судебный процесс III 3 – смерть НЗ II 3 – сотворение ВЗ II 2 – спасение – узничество


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle