под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЛОДОВИТОСТЬ/ПЛОДОНОШЕНИЕ

Бог, чья преизобильная полнота превосходит всякую меру, сотворил Адама по Своему образу, по образу Единородного Сына, К-рый – и Он один – воспринимает божественную и вечную преизбыточествующую полноту. Приобщаясь к этой тайне, ч-к, передавая жизнь, передает во времени свой образ, как бы продолжая жить в потомстве.

От начала времен непрерывно слышится призыв Творца: «Плодитесь и размножайтесь!» – и вот тварь заполняет землю.

1. Порядок и благословение. – Когда Бог призывает, Он дает ч-ку возможность ответить на зов. Таков смысл благословения Божия, к-рое сначала вызвало к жизни и размножению растительный и животный мир, а затем дало мужчине и женщине способность «творить» существа по их собственному образу. Радость чадородия охватила Еву, матерь живых, после первых родов: «Приобрела я человека от Господа» (Быт 4, 1). Кн. Бытия – настоящая история ч-ских поколений: она полна генеалогий, жизненных происшествий, рождений желанных, трудных, невозможных, проектов заключения браков, настоящей жаждой деторождения, подобно симфонии, развивающей основной аккорд, данный Богом на заре времен. Господь отмечает эту историю благословениями, возвещающими, кроме обетованной земли, потомство столь же многочисленное, «как звезды небесные и как песок на берегу моря» (Быт 22, 17). То же будет и с Иерусалимом после плена: он узрит своих чад, издалека приходящих к нему (Ис 49, 21; 54, 1 слл; 60, 4, 15; 62, 4).

2. Защита источников жизни. – Два повествования показывают, среди других поучений, как надо уважать начало жизни. Не следует смотреть на наготу своего отца, даже находящегося в состоянии опьянения, под страхом проклятия (Быт 9, 20–27); Сам Бог вступается, когда что–либо грозит чести жен патриархов, потому что Сарра и Ревекка должны быть матерями избранного народа, Израиля: Бог не допускает Фараона (Быт 12, 12–20) и царя Авимелеха (20; 26, 7–12) вмешиваться в Свои планы. Онан с эгоистической целью противоестественно отводит свое семя, ибо не хочет восстановить жизни, и поэтому сам теряет жизнь (Быт 38. 8–10 сл.).

3. Законы и песнопения. – Закон всячески покровительствует чадородию, устанавливая всякого рода запреты; таковы: правила относительно кровоочищения женщины (Лев 20, 18), защита девиц и обрученных (Втор 22, 23–29), и даже наказания за некоторые действия (25, 11 сл.), в результате к-рых ч-к может потерять способность производить потомство. Хотя эти правила, по всей вероятности, имеют корни в инстинктивных запретах, возникших еще до Моисея, к ним продолжают прибегать и приспособляют их к основной цели: чадородию в избранном народе. И Закон заключает: «Если ты будешь слушать глас Господа Бога твоего,… благословен плод чрева твоего» (Втор 28, 4).

Псалмы тоже повторяют единогласно: «Вот наследие от Господа: дети; награда от Него – плод чрева» (Пс 126, 3; см Пс 127, 3; Притч 17, 6). А вот классическое пожелание молодой жене: «Сестра наша! да родятся от тебя тысячи тысяч!» (Быт 24, 60; см Руфь 4, 11 сл.).

Движимый божественным благословением и человеческим желанием, каждый мечтает увековечить свое имя и по смерти.

1. Глубокое естественное желание выражено в рассказе, носящем несколько соблазнительный характер, но к-рому раввинистическая традиция (Быт 19, 30–38) давала впоследствии положительную оценку. Чтобы не отцвести, оставшись неплодными, дочери Лота, обреченные на одиночество, устраивают так, что их отец, сам того не зная, дает им потомство. Несомненно, что целью этого рассказа о кровосмешении, осуждаемом Законом (ср Лев 18, 6–18), была сатирическая интерпретация происхождения Моавитян, но в то же время в нем чувствуется как бы нек–рое восхищение перед хитростью дочерей Евы, исполнивших таким путем завет Творца.

2. Закон левирата (Втор 25, 5–10) защищает того, кто умер, не оставив потомства (Руф 4, 5, 10): деверь бездетной вдовы должен, при нек–рых условиях, воздвигнуть потомство ее умершему мужу.

Поэма Руфи написана для прославления чадородия, обеспеченного вопреки смерти или изгнанию. Она является как бы продолжением истории Фамари, не побоявшейся сойти за блудницу, чтобы таким путем иметь потомство, несмотря на эгоизм своего деверя Онана и несправедливость своего свекра Иуды (Быт 38, 6–26; Руфь 4, 12; Мф 1, 3).

3. В борьбе с *бесплодием прибегают к усыновлению при помощи своеобразного приема, тогда законного, заключавшегося в том, чтобы побудить служанку родить «на колени ее», т. е. признать своим ребенка от своего мужа и служанки (Быт 16, 2; 30, 3…) или ребенка своей дочери (Руфь 4, 16 сл.). Родословные мало заботятся о том, чтобы проследить от отца к сыну цепь поколений. Если физический дар жизни лежит в основе отцовства, он не исчерпывает его смысла, ибо божественное благословение передается не только через кровные узы. Когда Бытие повествует о том, как была населена земля, в родословиях ч-к иногда назван отцом города или народа: автор хочет сказать, что в происхождении народов было не только распространение рода, но и иммиграции, браки, союзы, завоевания. Так, родовая линия могла расшириться и приобрести духовную ценность; в потомстве Авраама новообращенные примыкают к избранному племени.

Итак, библ. история является прежде всего родословием. Согласно этому пониманию жизни, ч-к целиком обращен к будущему, к Тому, Который должен прийти. Таков смысл родового инстинкта, вложенного Творцом в ч‑ка: не только сохранить и передать жизнь, но в будущем созерцать в Сыне Человеческом совершенный образ Божий.

Этот образ явлен в Иисусе Христе, К-рый не упраздняет, а приводит к завершению желание чадородия, сообщая ему полный смысл.

1. Иисус Христос и человеческие поколения. – Согласно ВЗ, история ч‑ка завершается в его потомстве (см Быт 5, 1; 11, 10; 25, 19…), и вся история в тревожном ожидании обращена к будущему, когда исполнится обетование. У Иисуса нет потомства по плоти, но у Него есть предки и есть духовное потомство.

а) Иисус Христос приходит в конце свящ. истории, «в полноту *времен» (Гал 4, 4). Согласно исчислению апокалиптической книги Эноха, Он кладет начало седьмой неделе, со времени призыва Авраама, седмице Мессии (Мф 1, 1–17); возможно, что это и хотел показать Мф., повествуя о 3x14 поколениях, составляющих родословную Христа. Иисус приходит как окончательный наследник, Которого поколения ждали уже веками.

б) Христос осуществляет универсализм, предначертанный в ВЗ. Четыре женских имени находятся в Его родословной – это не жены патриархов, а иноземки или матери, родившие в условиях, не соответствовавших правилам: Фамарь (Быт 38) и Рахава (Ис Нав 2, 11), Руфь (Руф 1, 16; 2, 12) и Вирсавия (2Цар 11, 3). Тот, кто есть цвет Израиля, имеет предков, связывающих Его с землей нееврейской и неправедной и дающих Ему в наследие одновременно и славу и грех людей. Иисус исполняет в одном духовном поколении передачу на землю благословений Отца. Здесь мы видим контраст между плотским чадородием и чистым Богоматеринством Девы, рождающей от Духа Св.

в) Христос есть конец истории, ибо Он есть новый *Адам, о рождении К-рого повествует Матфей (Мф 1, 1; ср Быт 5, 1). Отныне будущее наступило с пришествием Того, К-рый должен был прийти. Прошлое обретает в Нем смысл. Иисус исполняет в одном духовном поколении передачу на землю Божиих благословений. Израиль размножался через рождение новых сынов ч‑ка; *Тело Христово возрастает через духовное *рождение сынов Божиих.

2. Жизнь веры и девственное плодоношение. – Иисус не счел нужным повторить вновь заповедь Бытия о долге чадородия, порывая с иудейской традицией, возгласившей: «Не рождать это проливать кровь человеческую», Он даже поощрял добровольное неплодие (Мф 19, 12). Более того, Он раскрыл смысл плодоношения.

Сначала Он изъяснил это в отношении Девы Марии. Не отрицая величия Ее материнского призвания, Он открыл его глубокий смысл, говоря женщине, назвавшей это состояние блаженным: «Блаженнее слушающие слово Божие и хранящие его!» (Лк 11, 28). Дева Мария блаженна, потому что Она уверовала; Своим девственным материнством Она – образец всех тех, к-рые верою всецело присоединяются к единому Богу.

Иисус даже уточняет, в каком смысле духовно плодотворна *вера; Он как бы не признает родных по плоти, говоря: «Кто Матерь Моя и кто братья Мои? Ибо кто будет исполнять *волю Отца Моего Небесного, тот Мне брат, и сестра, и матерь» (Мф 12, 48 слл п). Воплотив Своего Сына, Бог все сказал, все сделал. Верующий, соединяющийся с Богом, участвует в рождении Сына. Духовная плодотворность предполагает девственность веры.

3. Плодоношение Церкви. – Осуществляя свое духовное плодоношение, верующие т. обр. участвуют в плодоношении всей Церкви. Их дело – это дело *Жены, Которая рождает, Матери Младенца мужеского пола (Откр 12). Таково, напр., служение апостола, пережитое и описанное преимущественно ап. Павлом. Как мать, он вновь рождает в муках (Гал 4, 19), он кормит своих детей и лелеет их (1Фес 2, 7; 1Кор 3, 2); он их единый отец, родивший их во Христе Иисусе (1Кор 4, 15); он твердо наставляет их (1Фес 2, 11). Эти образы – не простые метафоры, они выражают подлинный опыт апостольства в Церкви.

Каждый верующий так же должен в Церкви приносить *плод, как истинная ветвь виноградной лозы (Ин 15, 2, 8). Такими * делами он прославляет источник всякого плодоношения, *Отца, К-рый на небесах (Мф 5, 16).

XLD

– > бесплодие – благодать V – благословение – брак – виноградник 2 – возрастание – гроза 1, 3 – девство – дела ВЗ II 2 – дитя – дом I 2 – женщина ВЗ 2, НЗ 1 – жизнь – мать – новое рождение – одиночество I 2, II 2 – отцы и Отец Ι, ΙΙ – плод – пол I 1 – посещение ВЗ 1 – род – сеять II 1 – смерть ВЗ III 4, НЗ II 2, III 3


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle