под редакцией Ксавье Леон-Дюфура и Жана Люпласи, Августина Жоржа, Пьера Грело, Жака Гийе, Марка-Франсуа Лакана (католики)

Источник

ПЛОД

Словом плод, к-рое в прямом смысле связано с понятием *плодовитости (напр., плод чрева: Лк 1. 42), а в переносном – с результатом действия (напр. плод дел: Иер 17, 10), обозначают все производимое живым существом – точнее тварью, ибо, если Бог насаждает и сеет, подобно ч-ку, про Него не говорят, что Он приносит П.: Он *пожинает П-ы, и эти П-ы должны явить Его славу.

Творческий акт, к-рым заложено в каждое существо *семя жизни, является преизбыточествующим *благословением. Земля должна производить плодовые деревья, приносящие П. по роду их (Быт 1, 11 сл.); животным и ч-ку сказано: «Плодитесь и размножайтесь!» (Быт 1, 22, 28). Посеянная в земле *жизнь преизобилует плодородием. Одно же из свойств жизни в том, что сеющий собирает П. (Ис 37, 30; 1Кор 9, 7; 2Тим 2, 6). Итак, Бог требует П. от Своего *виноградника: всякое бесплодие подлежит наказанию (Иуд 12). «Всякое дерево, не приносящее плода, срубают и бросают в огонь» (Ин 15, 6; ср Мф 3, 10); виноградник будет поручен другим виноградарям (Мф 21, 41 слл). Смоковница, не приносящая плода, напрасно занимает землю (Лк 13, 6–9). Наконец, согласно древним восточным традициям, касающимся торговых дел, хозяин может наказать того, кто не выполнил контракта: «Употребляйте их (таланты) в оборот, пока я возвращусь» (Лк 19, 13).

Если Бог требует плодоношения от Своих творений, Он дает им на то возможность, вернее, Он хочет, чтобы ч-к через *дела свои познал единое дело – дело Божие. Так в Эдемском саду Он дал Адаму деревья для возделывания, но оставил за Собою право давать П. с *дерева жизни (Быт 3, 22), как бы указывая тем ч-ку Свое присутствие во всяком проявлении жизни. В течение своего исторического существования Ефрем (чье имя означает «тот, кто сделал плодовитым» Иосифа: Быт 41, 52), поймет, что если он приносит П., то это благодаря Ягве, зеленеющему кипарису, настоящему дереву жизни (Ос 14, 9). Поэтому Израиль должен приносить в жертву *начатки П. как знак благодарности (Втор 26, 2); и он должен особенно обращаться к *Премудрости Божией, цветы К-рой приносят П. славы (Сир 24, 20).

В том же Эдемском саду для появления растительности нужно было, чтобы Бог ниспослал дождь и создал ч‑ка для возделывания земли (Быт 2, 5). Согласно библ. символике, земля, к-рую возделывает ч-к, может дать П., только если вода поможет зерну прорасти. Без *воды земля остается *бесплодной; это *пустыня, как на месте Содома, где *кусты приносят П., к-рые не дозревают (Прем 10, 7). Без Ягве, единственной верной Скалы, ч-к не может приносить П., «его ягоды ядовитые» (Втор 32, 32); итак, он должен молиться, как Илия, чтобы, благодаря дождю, «земля принесла плод свой» (Иак 5, 18 сл.). Тогда она воспринимает благословение Божие и производит полезные растения (Евр 6, 7 сл.), и праведник, подобно «дереву, посаженному около воды» (Иер 17, 8; Пс 1, 3), «приносит еще плоды в своей старости» (Пс 91, 14 сл.).

Тогда как вода прежде всего от Бога, выбор земли и уход за ней поручены ч-ку. Семя, посеянное в тернии, не дозревает (Лк 8, 14); семя дает больше или меньше П. в зависимости от качества земли, на к-рую оно упало (Мф 13, 8). Но, во всяком случае *произрастание не зависит в первую очередь от стараний ч‑ка: земля «сама собою» (греч. αύτομάτη) производит свой П. (Мк 4, 26–29). Конечно, надо потрудиться для возделывания мудрости, но зато можно рассчитывать на ее добрые П. (Сир 6, 20). Таково наставление о том, что надо трудиться на Пахоте и научаться *терпению в ожидании П.

Не пожелав получить предназначенный ему П. жизни от Самого Бога, Адам принужден обрабатывать проклятую землю, на к-рой вместо деревьев сада «приятных на вид и хороших для пищи» (Быт 2, 9) будут произрастать «терние и волчцы» (Быт 3, 18). Вкусив П. дерева познания добра и зла, Адам решил, что он может сам распознавать добро и зло; его действия становятся двусмысленными даже в его собственных глазах: но Бог, испытывающий сердца и утробы, судит о Своем винограднике, Израиле, по его П.; Он ожидал, что «он принесет добрые грозди, а он принес дикие ягоды» (Ис 5, 1–7). «Уход за деревом открывается в плоде его: так в слове – помышления сердца ч‑ка» (Сир 27, 6). Иоанн Креститель обличает заблуждение тех, кто хвалится своим происхождением от Авраама, но не приносит добрых П. (Мф 3, 8 слл). Иисус говорит: «Дерево познается по плоду» и показывает, что под фарисейской корой течет злокачественный сок (Мф 12, 33 слл); Он научает Своих учеников отличать лжепророков: «По плодам их узнаете их. Собирают ли с терновника виноград или с репейника смоквы?» (Мф 7. 16). Итак, в сердце ч‑ка есть обыкновенно двойственность, к-рая может «приносить плод смерти», вместо того, чтобы «приносить плод жизни» (Рим 7, 4 сл.).

Но Христос упразднил эту двойственность. Он воплотил в Себе закон плодотворности, провозглашенный Им пред лицом мира: «Если пшеничное зерно, падши в землю, не умрет, то останется одно; а если умрет, то приносит много плода» (Ин 12, 24); Он принял *час жертвы и Отец прославил Его. Естественный закон, через посредничество Христа, стал законом хр–ской жизни. «Я есмь истинная виноградная Лоза, а Отец мой – Виноградарь. Всякую у меня ветвь, не приносящую плода, Он отсекает» (Ин 15, 1 сл.), ибо, чтобы приносить П., надо быть *верным Христу. Единение с Иисусом должно быть плодотворным, щедрым: «Всякую ветвь, приносящую плод, Отец очищает, чтобы более принесла плода» (Ин 15, 2): таков божественный метод, преизбыток, предполагающий непрестанное очищение ученика и его *терпение (Лк 8, 15). Тогда созреет «плод праведности через Иисуса Христа во славу и похвалу Божию» (Флп 1, 11; ср Ин 15, 8).

Тогда исполнится эсхатологическое пророчество. Лоза Израиля, когда–то великолепная (Иез 17, 8), потом высохшая (19, 10–14; ср Ос 10, 1; Иер 2, 21), приносит опять П. и земля произведения свои (Зах 8, 12); можно быть напоенным от *Премудрости (Сир 1, 16), и даже стать источником жизни: «Плод праведника – древо жизни» (Притч 11, 30). НЗ дает возможность уточнить, в чем именно заключается П. Духа, взращенный живительным соком Христа; он не множественен, но он множится, это – любовь, расцветающая в разных добродетелях (Гал 5, 22 сл.). И любовь не есть только «плод приятный для вкуса» Жены (Песн 2, 3), Возлюбленный Сам может «войти в сад Свой и *вкушать сладкие плоды его» (Песн 4, 16). Пророк предвидел, что в конце времен восстановится постоянство времен года (Быт 8, 22; Деян 14, 17): каждый месяц деревья на берегу потока, бьющего из Храма, будут приносить плоды (Иез 47, 12); сопоставляя это видение с видением *рая, ап. Иоанн взирает только на единое древо жизни, к-рым стало дерево *креста, исцеляющее и язычников (Откр 22, 2).

CS & XLD

– > бесплодие – виноградник – возрастание – дело – добродетели и пороки 2 – жатва – начатки I – плодовитость – сеять – сбор винограда – труд III, IV 2


Источник: Словарь библейского богословия: перевод со 2-го французского издания / под ред. Ксавье Леон-Дюфура [и др.]. — Брюссель: Жизнь с Богом, 1990. — XXIV, 1288, X, с.

Комментарии для сайта Cackle